Готовые шпоры ЭКОНОМИКА ТОРГОВЛИ

расходы будущих периодов

НДС по приобретённым ценностям

Дебиторская задолженность (<12 мес.)

Краткосрочные финансовые вложения

Денежные средства на счетах и в кассе

Прочие оборотные активы (малоценные и быстроизнашивающиеся предметы)

Главной целью управления оборотным капиталом является определение оптимальных объёма и структуры оборотных средств, а также источников их финансирования. Для достижения этой цели менеджер должен найти компромисс между объёмом оборотных средств и риском потери ликвидности. Для поддержания ликвидности предприятие должно иметь высокий уровень оборотного капитала, а для повышения доходности предприятие должно снижать запасы оборотных средств, чтобы не допустить наличия неиспользуемых текущих активов.

Риск потери ликвидности в финансовом менеджменте делят на два вида: левосторонний и правосторонний. Риск потери ликвидности из-за снижения общего объёма оборотных средств и (или) ухудшения их структуры в сторону увеличения труднореализуемых активов называют левосторонним, так как активы находятся в левой части баланса. Риск потери ликвидности вследствие неблагоприятных изменений в обязательствах предприятия называют правосторонним. Для определения оптимального объёма оборотных средств и рациональной их структуры используют различные модели. Наиболее часто в зарубежной практике применяются модели для определения оптимального объёма товарно-материальных ценностей (запасов) и денежных средств.

Под оборотным капиталом понимают денежные средства, вложенные в текущие активы предприятия. В финансовом менеджменте для целей управления оборотный капитал классифицируется в зависимости от потребностей производственного процесса и влияния случайных факторов на постоянный и переменный оборотный капитал.

Постоянный оборотный капитал — это та часть оборотных средств, потребность в которых не меняется или меняется незначительно в течение всего производственного цикла, то есть это минимум текущих активов, необходимый для осуществления производственной деятельности.

Переменный оборотный капитал представляет собой дополнительные текущие активы, требующиеся предприятию при возникновении различных непредвиденных обстоятельств, то есть это страховой запас предприятия.

Собственные оборотные средства равны оборотным средствам за вычетом краткосрочных обязательств.

25)Анализ качества торгового обслуживания

Качество торгового обслуживания населения — обширное и емкое понятие. Оно включает степень удовлетворения покупательского спроса на отдельные товары, соблюдение ассортиментного минимума, широту ассортимента, завершенность покупки, культуру торговли, развитие прогрессивных форм торгового обслуживания населения, оказание дополнительных услуг покупателям, время их обслуживания и т.п. Анализ качества торгового обслуживания покупателей обычно начинают с изучения выполнения плана и динамики розничного товарооборота в ассортиментном разрезе. Однако данные о развитии реализации товаров по укрупненным товарным группам не могут служить основанием для оценки удовлетворения покупательского спроса. Для изучения этого вопроса используют материалы книг учета удовлетворенного и неудовлетворенного спроса покупателей, по данным которых устанавливают случаи и причины отсутствия в розничной торговой сети нужных для населения товаров. Многие товары, особенно непродовольственные, являются сложно-ассортиментными, и покупатели предъявляют спрос на товары определенных фасонов, расцветок, размеров и т.д. В связи с этим необходимо изучить, по каким товарам спрос оказался неудовлетворенным и какие из них пользуются повышенным спросом. Все это позволит предъявлять промышленным и оптовым предприятиям-поставщикам более обоснованные заказы на поставку товаров.

32)Анализ издержек обращения

Анализ издержек обращения торгового предприятия может проводиться как в целом по всей сумме, так и по отдельным статьям. В документах первичного бухгалтерского учета содержатся абсолютные значения издержек обращения. Разница между абсолютными значениями величины издержек обращения в динамике называется показателем абсолютного перерасхода (или экономии) издержек.

Относительный уровень издержек обращения, выраженный в процентах к товарообороту, показывает долю издержек обращения в объеме товарооборота торгового предприятия. Отклонение относительного уровня издержек обращения от планового (или предыдущего) периода называется размером снижения (или повышения) уровня издержек обращения.

Относительная экономия (перерасход) издержек обращения рассчитывается, чтобы сравнить величину издержек, полученную фактически, с величиной издержек, которая наблюдалась бы при фактическом товарообороте и сохранении их базового уровня. Экономия издержек обращения имеет важное значение для каждого отдельного торгового предприятия. Она выступает источником повышения доходности, роста фонда оплаты труда и т. д. Однако резервы экономии издержек нужно искать по статьям, не связанным с культурой обслуживания.

Например, чтобы уменьшить транспортные расходы, необходимо максимально использовать грузоподъемность транспорта, сокращать дальность перевозок и время простоев из-за разгрузки и погрузки, проводить внедрение прогрессивных технологий товародвижения с использованием контейнеров и тары-оборудования, механизацию погрузочно-разгрузочных работ.

Товарные потери можно сократить и уменьшить путем улучшения условий транспортирования, хранения товаров, увеличения доли фасованных товаров.

Для сокращения расходов по таре необходимо осуществлять мелкий ремонт тары, обеспечивать своевременный возврат и правильность хранения тары, контролировать правильность маркировки тары.

Каждое торговое предприятие должно постоянно изыскивать резервы экономии издержек обращения при одновременном повышении качества обслуживания покупателей.

31)Классификация затрат

Группировка затрат по экономическим элементам отражается в смете затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг). В ней собираются затраты по общности экономического содержания, по их природному назначению.

Смета затрат включает следующие элементы: 1) сырье, основные материалы, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия (за вычетом возвратных отходов); 2) вспомогательные и прочие материалы; 3) топливо со стороны; 4) энергия со стороны; 5) заработная плата основная и дополнительная; 6) отчисления на социальные нужды; 7) амортизация основных фондов; 8) прочие денежные расходы. Классификация затрат по экономическим элементам имеет для предприятия важное значение. Сметный разрез затрат позволяет определить общий объем потребляемых предприятием различных видов ресурсов. На основе сметы осуществляется увязка разделов производственно-финансового плана предприятия: по материально-техническому снабжению, по труду, определяется потребность в оборотных средствах и т. д. По смете затрат исчисляется себестоимость валовой продукции, изменение остатка незавершенного производства, списание затрат на непроизводственные счета.

35)Планирование издержек обращения по статьям

Затраты на аренду – исходя из сложившихся договоров об аренде и изменений в значении арендной площади затраты будут равны произведению ставки арендной платы и планируемой площади. Если арендуется имущество гос. Формы собственности, возможна корректировка ставки арендной платы на изменение базовой величины. Оплата труда — при планировании следует учесть инфляционные процессы в экономике, динамику среднесписочного числа работников, рост результата планирования в году. ФОТплан=ФОТотч.пер*Трч*Трц, ТрФОТпл<=ТрТО(п) Социальные выплаты – определяются по законодательству в % от фонда оплаты труда пл. периода. Содержание зданий и сооружений – электричество, отопление, вода… Плановое значение не будет точным но возможен расчет на основе расходов предыдущего периода с корректированного на динамику цен, тарифов и на мероприятия по ресурсосбережению.

26)Сущность, состав и структура оборотных средств в торговле

ОС- это часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев. Отличительная особенность ОС – многократное использование в течение производства и сохранение первоначального вида. Стоимость ОС переносится на затраты производства частями путем начисления износа по установленным или самостоятельным разработанным нормам. По ОС, ранее использованными другими предприятиями определяется сниженным физическим износом. ОС могут иметь производственное и непроизводственное назначение. Амортизационные отчисления производственного назначения уменьшают налогооблагаемую базу, а по объектам непроизводственного назначения – увеличивают. Единицей учета является инвентарный объект, кот присваивается инвентарный номер, для учета ОС открываются инвентарные карточки. Инвентарный объект – это отдельный конструктивно обособленный инструмент со всеми приспособлениями, предназначенный для выполнения самостоятельной функции. Стоимость объектов ОС погашается посредством начисления амортизации износа.

28)Анализ абсолютного и относительного высвобождения оборотных средств в торговле

Оборачиваемость оборотных средств может замедляться или ускоряться. В результате ускорения оборачиваемости оборотных средств, то есть сокращения времени прохождения оборотными средствами отдельных стадий и всего кругооборота, снижается потребность в этих средствах, происходит их высвобождение из оборота. Замедление оборачиваемости сопровождается вовлечением в оборот дополнительных средств. Высвобождение оборотных средств в результате ускорения их оборачиваемости может быть абсолютным и относительным. Абсолютное высвобождение происходит в тех случаях, когда объем реализации в отчетном периоде достигнут с меньшим использованием оборотных средств по сравнению с базисным периодом или плановой потребностью. Относительное высвобождение оборотных средств происходит в том случае, если в отчетном периоде по сравнению с базисным или плановым увеличивается также объем реализации. Высвобожденные денежные ресурсы откладываются на расчетном счете предприятий, в результате чего улучшается их финансовое состояние, укрепляется платежеспособность. Проводится горизонтальный и вертикальный анализ оборотных активов по данным бухгалтерского баланса. Положительная или отрицательная динамика запасов, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства должны оцениваться путем сопоставления с динамикой объема продаж и финансовых результатов. При разной эффективности использования оборотных средств рост запасов в одном случае может быть оценен как следствие расширения объемов деятельности, а в другом – как следствие снижения деловой активности я соответствующего увеличения периода оборота средств.

В процессе воспроизводства оборотные активы составляют шесть основных натуральных групп, различающихся длительностью обращения (ликвидности):

Е = ЕПЗ + ЕZ+ ЕТ + ЕДЗ + ЕКВ +ЕД, где

Е – оборотные активы (средства); ЕПЗ – производственные запасы; ЕZ– незавершенное производство; ЕТ – товары, готовая продукция на складах; ЕДЗ – краткосрочная дебиторская задолженность; ЕКВ – краткосрочные финансовые вложения; ЕД – денежные средства.

Производственные запасы, незавершенное производство и товары на складах составляют величину запасов, к которой для сбалансированности при анализе целесообразно прибавить НДС по приобретенным ценностям. Можно выделить как отдельный комплексный элемент оборотных средств прочие оборотные активы, но они, как правило, составляют очень небольшую величину и по своему составу приближаются к понятию дебиторской задолженности, а следовательно, при анализе могут быть учтены вместе с краткосрочной дебиторской задолженностью.

Показатель оборачиваемости запасов может быть существенно уточнен, если вместо выручки от продаж использовать для расчета специальный, присущий запасам в целом оборот – себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг. Рост оборачиваемости запасов свидетельствует об эффективном и экономном их использовании, интенсификации процессов снабжения, производства и сбыта; снижение оборачиваемости запасов – о росте запасов, опережающем рост себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг или о более медленном снижении запасов по сравнению со снижением себестоимости. Диспропорция запасов и себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг может выражаться в виде избыточных остатков сырья, материалов и незавершенного производства или в виде избыточных остатков готовой продукции и товаров. Относительный рост запасов сырья, материалов и незавершенного производства может означать увеличение объемов производства, торговли, которому пока не соответствуют объемы продаваемых товаров, продукции, работ, услуг, или замедление производственных процессов и процессов обращения, обусловленное технологическими причинами; относительный рост запасов готовой продукции и товаров может отражать снижение спроса на готовую продукцию и товары предприятия. Снижение оборачиваемости запасов является основанием для проведения тщательного анализа организации производственно-хозяйственных процессов, маркетинговой политики, в ходе которого могут быть определены необходимые мероприятия по ускорению оборота (они могут касаться загрузки производственных мощностей, сменности работы оборудования, оптимальности номенклатуры выпускаемой продукции).

30)Понятие экономических затрат и издержек производства и обращения торгового предприятия

Производство продукции требует различных затрат, которые составляют издержки производства или себестоимость продукции. К издержкам производства относят затраты сырья, материалов, технологического топлива, по оплате труда работников, амортизации оборудования и других основных средств и т.п. но готовая продукция должна быть доведена до потребителя. Этот торгово-технологический процесс, связанный с реализацией товаров, требует определенных расходов, которые представляют собой издержки обращения. Издержки производства и обращения классифицируются по различным признакам: явные и неявные издержки; предельные; альтернативные; в зависимости от функций, выполняемых предприятием; по видам затрат; материальные и нематериальные; постоянные и переменные; по товарным группам; прямые и косвенные; по статьям и др. В то же время, классификация издержек позволяет вскрывать резервы экономии материальных, трудовых и финансовых затрат предприятия, снижать себестоимость продукции, увеличивать рентабельность. Прямые издержки обращения — это затраты, которые на основании первичных документов напрямую могут быть отнесены на ту или иную товарную группу.

Косвенные издержки обращения — невозможно напрямую без предварительных расчетов распределить между товарными группами. Как правило, их распределяют между товарными группами пропорционально какому-либо показателю (торговой площади, объему товарооборота, заработной плате торгово-оперативных работников и т.п.). По составу различают простые и комплексные издержки обращения. К простым относятся издержки, представляющие собой экономически одноэлементные расходы, неразложимые на разнородные составные части (например, расходы на оплату труда). Комплексные издержки состоят из разных элементов затрат (например, прочие расходы включают командировочные расходы, налоги и обязательные платежи). По степени зависимости от изменения объема товарооборота издержки обращения подразделяются на постоянные и переменные.

Под постоянными понимаются такие издержки, сумма которых непосредственно не зависит от объема и структуры товарооборота, но их уровень изменяется в обратном по отношению к товарообороту направлении: с увеличением объема товарооборота уровень постоянных издержек обращения, исчисленный в процентах к товарообороту, снижается и наоборот.

Постоянные издержки могут быть остаточными и стартовыми.

К остаточным относится та часть постоянных издержек, которые продолжает нести предприятие, несмотря на то что процесс реализации товаров на какое-то время полностью остановлен (плата за аренду помещений, коммунальные платежи, выплата заработной платы работникам в сумме минимального размера или части оклада и т.п.).

К стартовым относится та часть постоянных издержек, которые возникают с возобновлением процесса реализации товаров (расходы на электроэнергию, на уборку помещений, на заработную плату по ставкам и окладам и др.).

В случае если предприятие прекращает работу на длительный срок, остаточные издержки следует снижать за счет сокращения численности работников, отказа от аренды помещений и т.п.

Переменные издержки — это затраты, которые изменяются (пропорционально, дегрессивно или прогрессивно) в связи с колебаниями объема товарооборота. К переменным расходам относят:

- проценты за пользование кредитом и займами;

- расходы на транспортировку сырья и товаров;

- расходы на хранение, подработку и упаковку товаров;

- расходы на топливо, газ и электроэнергию для производственных нужд;

- потери товаров и продуктов при перевозке, хранении и реализации;

- расходы на тару;

- часть отчислений на социальные нужды;

- часть прочих расходов (сбор на инкассацию торговой выручки, расходы на ведение кассового хозяйства, стоимость одноразовой посуды и др.).

Деление издержек обращения на переменные и постоянные носит условный характер, поэтому их чаще называют условно-переменными и условно-постоянными.

По характеру выполняемых задач издержки подразделяются на операционные (прямые) и административно-управленческие. Операционные издержки обращения — это расходы, связанные с выполнением основных функций торгового предприятия. К ним относят транспортные расходы, амортизацию и аренду основных фондов, расходы на заработную плату персонала, расходы на хранение и подготовку товаров к продаже и др.

Административно-управленческие издержки — это расходы торговых предприятий, обусловленные организацией их хозяйственной деятельности и деятельности аппарата управления. К ним относятся расходы по заработной плате управленческих работников, материально-техническое и транспортное обслуживание их деятельности, служебные командировки, представительские расходы, связанные с коммерческой деятельностью предприятий и др.

По звеньям торговли выделяют издержки обращения розничных торговых предприятий, оптовых торговых предприятий и предприятий внедомашнего питания. Это деление обусловлено особенностями торгово-технологического процесса в различных торговых предприятиях. Наиболее высокий уровень издержек, как правило, на предприятиях внедомашнего питания, а наиболее низкий — в оптовой торговле, что обусловлено спецификой хозяйственной деятельности этих предприятий.

34)Планирование издержек обращения по общему объему

При планировании необходимо следующая информация: 1) ТО за отчетный год, 2) абсолютное значение издержек обращения за отчетный год, 3) структура издержек обращения (постоянные, переменные), 4) планируемый темп роста или прироста ТО

Показатели

Отчетный период

Плановый период

ТО

1000

1100

Издержки всего, в т.ч.

100

106

Постоянные издержки, де

40

40

УИО пост %

4

3,6

Переменные издержки, де

60

66

УИО пер %

6

6

Такой вариант планирования возможен если не планируется изменение затратоемкости торговой деятельности.

37)Сравнительная характеристика управленческого и бухгалтерского учетов

Признак

БухУчет

Управленческий учет

Основные пользователи

Данные открыты для внутренних и некоторых внешних пользователей

Только внутренние пользователи

Ограничения

Общепринятые принципы, правила и нормы

Нет ограничений

Ед. измерения

Денежная национальная единица

Нет ограничений, любые ед.измер.

Объект анализа

Хоз.ед. в целом

Любые структурные ед. (товарные группы, поставщик, потребитель)

Период составления

Согласно нормативов

По мере необходимости

39)Анализ валового дохода

Валовой доход – это еще один специфический показатель, характеризующий торговую деятельность. Валовой доход определяется как выручка от продажи товаров за минусом их покупной стоимости и отражает величину реализованной торговой наценки.

Основным источником валового дохода является торговая наценка. Экономическое назначение валового дохода – возмещение издержек обращения, образование прибыли, уплата налогов и сборов. За счет торговой деятельности формируется основная часть валового дохода.

Валовой доход исчисляется двумя основными показателями: абсолютная сумма (в рублях) и уровень (в %). Уровень валового дохода исчисляют как отношение суммы валового дохода к абсолютной сумме товарооборота, умноженного на 100 %.

К основным факторам, оказывающим влияние на абсолютную сумму и уровень валового дохода, относятся: объем и ассортиментная структура товарооборота; экономическая обоснованность торговой надбавки; количество и качество дополнительных услуг; выбор поставщика и условия поставки товаров. Рассмотрим влияние этих факторов по отдельности. При увеличении объема товарооборота растет сумма реализованных торговых надбавок, следовательно, возрастает и масса валового дохода. Для факторного анализа абсолютной суммы валового дохода используют такую факторную модель:

ВД = ТО*Увд,

∆ВДто = ∆ТО*Увд0 , ∆ВДУвд = ТО1*∆Увд , ∆ВД =∆ВДто +∆ВДУвд ,

где ВД – валовой доход, ТО – товарооборот, Увд – уровень валового дохода в процентах к товарообороту.

Изменение состава и структуры товарооборота оказывает влияние на уровень валового дохода. Если происходят изменения в составе товарооборота, т.е. меняется доля розничных и оптовых продаж в общем объеме продаж, то изменяется и уровень валового дохода. Это связано с тем, что уровень наценок в розничной торговле значительно выше, чем в оптовой. Связь ассортиментной структуры товарооборота и суммы валового дохода обусловлена дифференциацией торговой надбавки по отдельным товарным группам. В условиях рыночной экономики торговые предприятия самостоятельно устанавливают надбавки по большинству товарных групп. При этом необходимо, с одной стороны, не допустить потерь в объеме дохода, а с другой — сохранить цены на конкурентноспособном уровне. При анализе влияния состава и структуры товарооборота на уровень валового дохода используют способ процентных разниц.

Прогнозированию валового дохода предшествует его анализ. После анализа валового дохода составляется прогноз на будущий год с разбивкой по кварталам. Расчет этого показателя позволяет обосновать план прибыли. Расчет проводят исходя из прогноза продажи товаров и сумм торговых надбавок. Вначале определяют сумму валового дохода по отдельным товарам и товарным группам, затем рассчитывают общую сумму валового дохода по предприятию путем сложения исчисленного валового дохода по каждой товарной группе.

38)Сущность валового дохода в торговле, источники его образования

Валовой доход — это выручка от реализации товаров и услуг за минусом их покупной стоимости.

Валовой доход образуется за счет торговых надбавок, поступлений за оказанные услуги и выполненные работы (доставка товаров на дом, раскрой тканей, сборка и установка мебели и др.), прочих доходов от не основной деятельности.

Экономическое назначение валового дохода является торговая надбавка. Экономическое значение валового дохода — возмещение издержек обращения, образования прибыли, уплата налогов и сборов. За счет торговой деятельности формируется основная часть валового дохода. Валовой доход рассчитывается по следующей формуле:

ВД = Н + Су + Пд,

где ВД— валовой доход;

Н — сумма торговой надбавки;

Су — стоимость оказанных услуг;

Пд — прочие доходы.

Валовой доход исчисляется двумя основными показателями: абсолютная сумма (в рублях) и уровень (%).

Уровень валового дохода исчисляют как отношение суммы валового дохода к абсолютной сумме розничного товарооборота, умноженного на 100%.

При исчислении объема валовой продукции торговли принимается в расчет вся сумма издержек обращения, за исключением расходов, связанных с оплатой услуг других отраслей народного хозяйства, в связи с тем, что эти расходы уже учтены в совокупном общественном продукте как продукция других отраслей народного хозяйства (транспорта, связи и др.).

В валовую продукцию входит также часть издержек, которые являются товарными потерями. Эти расходы являются потерями всего народного хозяйства и прямым вычетом из совокупного общественного продукта, направляемого на конечное потребление.

Конечная продукция торговли определяется как разница между объемом валовой продукции и товарными потерями, и на отраслевом уровне выражает общий объем материального потребления в торговле и сумму чистой продукции.

Материальное потребление в торговле и сфере услуг включает расходы по оборудованию, инвентарю, амортизации помещений, электроэнергии, по таре, упаковочным материалам и др.

Чистая продукция торговли представляет собой часть национального дохода, создаваемого в торговле. Это вновь созданная стоимость, которая, как и в других отраслях материального производства состоит из заработной платы работников и прибыли.

Валовой доход торгового предприятия (как экономическая категория) представляет собой чистую продукцию.

Наценки представляют собой разницу между розничной и оптовой ценой, поступающей в распоряжение предприятия. Они возмещают все издержки, включая оплату услуг других отраслей народного хозяйства, товарные потери и обеспечивают необходимый размер прибыли.

В связи с этим сумма наценок, надбавок, получаемых предприятием, больше объема валового дохода (чистой продукции) создаваемого им.

Валовой доход предприятия торгового и сферы услуг — это суммарная величина, он состоит из: суммы реализованных торговых надбавок, наценок (скидок); доходов от выполнения работ и оказания услуг; внереализационных доходов.

Перечень внереализационных доходов разнообразен, это:

- доходы от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений;

- доходы от сдачи имущества в аренду;

- доходы от долевого участия в уставном капитале другого предприятия;

- доходы от ценных бумаг;

- сальдо полученных и уплаченных штрафов, пени, неустоек и других видов санкций;

- доходы от дооценки товаров;

- поступление сумм в счет погашения дебиторской заложенности, описанной в прошлые годы в убыток;

- разницы по валютным счетам и операциям иностранной валюте;

- проценты, полученные по денежным средствам, числящиеся на счетах предприятия (см. прил.).

Основным источником валового дохода предприятия являются наценка, надбавка, скидка.

Наценки — объективная экономическая категория. Их можно рассматривать как особый вид цены за услуги, оказываемые торговым предприятием промышленным и сельскохозяйственным предприятиям по реализации продукции. Наценки должны обеспечить примерно одинаковые условия реализации каждого товара.

С экономической точки зрения торговая надбавка является частью стоимости товара и особым самостоятельным элементом розничной цены. Особенность эта заключается в том, что здесь объединяются два различных по своему экономическому значению элемента цены — затраты и чистый доход. В то же время надбавка рассматривается как определенная часть чистого дохода, созданного в материальном производстве и переданная торговому предприятию. Отсюда можно сделать вывод, что надбавка представляет собой довольно сложный элемент цены и в известном смысле ее автономную часть.

Торговые надбавки дифференцируются: по отраслям торговли (розничной, оптовой, общественного питания); отдельным товарам; торговым системам; в территориальном разрезе.

Кроме основных торговых надбавок имеются скидки, дополнительные наценки, которые предназначены для возмещения затрат не предусмотренных в основных надбавках (на сортность, по битой птице, рыбопродуктам, мясокопченостям и др.).

На формирование уровня надбавок оказывает влияние ряд факторов, которые можно разделить на две группы: издержкообразующие и факторы, формирующие рентабельность нормально работающих предприятий.

Нижним пределом для торговой надбавки является уровень издержек обращения по данной товарной группе.

40)Особенности планирования валового дохода

Целью планирования валового дохода является определение его необходимого объема в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде.

Исходные данные для планирования ВД от реализации:

1. Материалы анализа выполнения планов ВД за текущий год и динамике.

2. План объемов т/о по товарным группам.

3. Сложившиеся уровни торговых надбавок по товарным группам.

Методы планирования:

2. экономико-статистический метод. Используется при планировании валового дохода на предприятиях, работающих стабильно в течение нескольких лет. Суть метода заключается в выравнивании по методу скользящей средней динамического ряда уровня валового дохода и распространении выявленной тенденции в развитии валового дохода на перспективу.

42)Экономическая сущность прибыли, ее значение

Прибыль – это часть чистого дохода, которую непосредственно получают субъекты хоз. Деят-ти после реал-ии прод-ии. Доход – выручка от реал-ии прод-ии за вычетом матер. затрат. Бывают: бух. прибыль, налогообл. прибыль, чистая прибыль. Бух. прибыль включает в себя рез-ты от реал-ии прод-ии, от пр. реал-ии и внереал-ые доходы или расходы. Прибыль от реал-ии прод-ии: * выручка от реал-ии прод-ии, *затраты на их произ-во и реал-ию. Факторы, влияющие на объем прибыли: изменение остатков нереал-ой прод-ии, изменение объемов произ-ва и реал-ии, соверш-ие рассчетно-платежных ассигнований между пред-ми. Налогообл. прибыль: разность м/у балансовой прибылью и суммой прибыли, облагаемой налогом на доход, а аткже сумма льгот по налогу на прибыль. Из валовой прибыли вычитаются: доходы от долевого участия в деят-ти др. пред-ий, прибыль от проведения зрелищных мериприятий, дивиденды, % от акций и т.д. Чистая прибыль – остающаяся в распоряжении пред-ия после уплаты всех налогов. Она исп-ся на фонд накопления, потребления, резервный фонд. Фин. план или план о прибыли и убытках, его назначение в том, чтобы показать соотношение всех доходов от реал-ии со всеми расходами, показать эфф-ть хоз. Деят-ти, установить нормативы основных видов расходов, определить резервы формирования и увеличения прибыли.

43)Виды прибыли, источники образования

Экономическая сущность прибыли заключается в следующем:

- характеризует финансовый результат деятельности предприятия, который зависит от уровня себестоимости, качества и количества выпускаемой продукции, производительности труда, степени использования производственных фондов, организации управления, материально-технического снабжения, а также насколько продукция удовлетворяет потребности потребителя, т.е. имеет ли она спрос;

- является основой экономического развития предприятия. Прибыль выступает как один из основных источников расширенного воспроизводства. Таким образом, прибыль – часть чистого дохода, который непосредственно получают предприятия после реализации продукции как вознаграждение за вложенный капитал и риск предпринимательской деятельности.

Как финансовый результат деятельности предприятия, прибыль характеризуется многоаспектной ролью и многообразием форм, в которой она выступает. Виды прибыли могут быть систематизированы по определенным признакам.

По источникам формирования выделяют прибыль от продажи продукции, работ, услуг и прибыль от прочей реализации. Прибыль от продажи продукции, работ, услуг является основным видом прибыли на предприятии, непосредственно связанным с отраслевой спецификой деятельности предприятия. Прибыль от прочей реализации представляет доход от продажи неиспользуемых основных фондов, нематериальных активов, а также доход от участия в совместных предприятиях, доходы от акций, облигаций и других ценных бумаг, штрафы, пени и неустойки полученные и т.п.

По видам деятельности выделяют прибыль от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. Операционная прибыль является результатом производственно–сбытовой или основной для данного предприятия деятельности. Результат инвестиционной деятельности частично отражается в виде доходов от участия в совместной деятельности, от владения ценными бумагами и депозитными вкладами, частично – в прибыли от реализации имущества. Кроме этого, результаты инвестиций отражаются на операционной прибыли, когда инвестиции превращаются в реальные активы по расширению, обновлению и модернизации производства. Под прибылью от финансовой деятельности понимается косвенный эффект от привлечения капитала из внешних источников на условиях более выгодных, чем среднерыночные условия. Кроме того, в процессе финансовой деятельности может быть получена и прямая прибыль на вложенный собственный капитал путем использования эффекта финансового левериджа.

41)Особенности формирования наценок, надбавок в торговле Республики Беларусь

Предметом ценовой политики торгового предприятия выступает не цена товара в

целом, а лишь один из ее элементов — торговая надбавка. Именно этот элемент

цены товара характеризует цену торговых услуг, предлагаемых покупателю при

его реализации торговым предприятием. И только этот элемент цены с учетом

конъюнктуры потребительского рынка, условий своей хозяйственной деятельности,

уровня цены производителя и других факторов торговое предприятие формирует

самостоятельно. Несмотря на высокую степень связи с ценой производителя,

уровень торговой надбавки далеко не всегда определяется уровнем цены на

товар. Так, при низком уровне цены на товар, предложенном его производителем,

может быть сформирован высокий уровень торговой надбавки, и наоборот — при

высоком уровне цены производителя торговые предприятия часто ограничиваются

низким уровнем торговой надбавки.

Эта специфика торговой деятельности определяет особенности формирования

ценовой политики предприятия торговли. Под формированием ценовой политики

торгового предприятия понимается обоснование системы дифференцированных

уровней торговой надбавки на реализуемые товары и разработка мероприятий по

обеспечению оперативной их корректировки в зависимости от изменения ситуации

на потребительском рынке и условий хозяйствова­ния.

Основные предпосылки, принципы и методы формирования ценовой политики на

предприятиях торговли.

Прежде всего, выяснив в каком диапазоне потребительского рынка может

формироваться торговая надбавка розничного предприятия, т.е. определим

возможные границы его маневра в формировании своей ценовой политики

Из рисунка 1 видно, что нижним пределом формирования торговой надбавки

предприятий розничной торговли выступают цены оптового предложения товара на

рынке, определяемые ценами его производителей и оптовых посредников..

Верхний пределом формирования торговой надбавки предприятий розничной

торговли являются цены спроса конечных поку­пателей товара.

Наряду с внешними границами возможного диапазона формирования торговой

надбавки розничного торгового Предприятия, рассмотрим также состав ее

внутренних элементов

Торговая надбавка предприятия состоит из трех основных элементов: 1) суммы

издержек обращения, связанных с реализацией товара; 2) суммы налоговых

платежей, входящих в цену товара, т.е. уплачиваемых непосредственно за счет



Страницы: Первая | ← Назад | ... | 2 | 3 | 4 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: