Бизнес-проект создания гостиницы в Черногории
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Факультет менеджмента
Магистерская программа «Экономика впечатлений:
менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме»
ЗАДАНИЕ
по дисциплине «Международный туристический бизнес»
Выполнили: студентки группы № 728
Симоненко А., Терехина О.
Москва 2013
Для принятия решения о приобретении или строительстве отеля необходимо провести тщательный маркетинговый анализ, который должен включать следующую информацию:
Анализ рынка
количественные характеристики:
емкость рынка;
фаза жизненного цикла рынка;
уровень насыщения рынка;
темпы роста, в процентах, в натуральных показателях;
стабильность роста;
независимые прогнозы относительно развития рынка в будущем;
качественные:
структура потребностей потребителей;
мотивы совершения покупок;
интенсивность конкуренции;
специфические особенности рынка, например, трудности доступа к операциям на рынке.
Анализ потребителей и сегментация рынка
(тип потребителя, их географическое расположение, их мнение о продукции, процесс принятия решения о покупке, количество и частота покупок).
Далее необходимо составить бизнес-план проекта, который должен описывать такие его характеристики, как:
Ключевые предпосылки и/или конкурентные преимущества, позволяющие ожидать, что проект будет успешным.
Объем инвестиций в проект.
Источники финансирования. Сумма собственного капитала компании, сумма запрашиваемого кредита и его срок, запрашиваемая государственная поддержка и форма поддержки.
Основные технико-экономические и финансовые показатели проекта:
a. плановый физический объем производства (количество туристов);
b. плановый годовой оборот;
c. плановая годовая прибыль (как правило, EBITDA);
d. срок окупаемости проекта.
Кроме того, необходимо описать проект с точки зрения характеристик той продукции, которая будет создана в результате его реализации.
Необходимо ответить на вопросы:
Туристическая дестинация (характеристика);
наименование тур продукции, структура продуктовой линейки;
основные потребительские свойства продукта (услуги);
факторы, являющиеся конкурентным преимуществом продукта;
сравнение продукта с наиболее важными аналогами.
Также, крайне важно тщательно изучить местное законодательство и другие аспекты, касающиеся ведения бизнеса в данной конкретной стране (государственные программы, нормативно-правовые акты, системы налогообложения и т.д.).
Цель проекта: строительство и введение в эксплуатацию круглогодичного туристического комплекса в Игало, Черногория.
В рамках данного проекта предусмотрено:
строительство гостиницы на 30 номеров,
организация экскурсий и spa-программ,
подбор персонала для туристического комплекса и его открытие.
Задачи проекта:
Поиск и выкуп земельного участка общей площадью 2 Га в живописном месте на берегу реки Игалка (с необходимой ифраструктурой).
Привлечение подрядчиков для строительства отеля, заключение договоров и контрактов.
Выполнение проектно-сметной документации на здания, сооружения, инженерные сети и благоустройство.
Согласование проекта с надзорными и специализированными органами.
Получение разрешения на подключение инженерных сетей.
Получение разрешения на строительство.
Закуп материалов для строительства гостиницы и инфраструктуры базы.
Подбор персонала (для строительства и введения в эксплуатацию туристического комплекса).
Строительство гостиницы и ввод ее в эксплуатацию с подключением всех инженерных сетей и благоустройством (приобретение мебели, оборудования для сауны, бассейна, обустройство территории отеля) – поэтапно.
Поиск инвесторов, поставщиков и партнеров.
Обоснование инициации проекта (внутренние и/или внешние предпосылки):
Существование на туристическом рынке Черногории неудовлетворённого спроса на качественные услуги по организации полноценного отдыха туристов:
обеспечения спальными местами и трех-, четырехразовым питанием,
организацией экскурсий, развлекательной программы.
Увеличение притока граждан РФ и иностранцев желающих ознакомиться с местными достопримечательностями, культурными традициями и историей.
Активная политика региона, направленная на развитие туристического рынка региона.
Заполнение свободной ниши на рынке и получение прибыли, посредством развития бизнеса.
Стратегические цели, на которые работает проект:
Организация отдыха туристов.
Обеспечение круглогодичной работы отеля, сотрудничество с туристическими кампаниями близлежащих регионов.
Получение положительных финансовых результатов, получение прибыли.
Наращивание конкурентных преимуществ.
Повышение капитализации.
Стоимость проекта: X млн. руб.
Источники финансирования: привлечение заемных средств под 14% годовых.
Структура финансирования: кредитования банка, инвесторы.
Инвесторы
Интересы стейкхолдера: надежное вложение средств, увеличение капитала, возможность получения прибыли после введения в эксплуатацию комплекса и возможно его продажи.
Требования к стейкхолдеру: способствование реализации проекта, консультирование, выполнение обязательств.
Местная администрация
Интересы стейкхолдера: развитие туризма, продвижение туристической дестинации, повышение имиджа, привлекательности региона, новые рабочие места, получение дополнительных налогов.
Требования к стейкхолдеру: сСодействие в получении необходимых документов на строительство и подведения инфраструктуры, предоставление льгот, субсидий, открытость, восприимчивость к новым предложениям, информационная поддержка.
Конечные потребители
Интересы стейкхолдера: получение качественных услуг по размещению, питанию и отдыху, расширение кругозора, возможность посещения экскурсий, развлекательных мероприятий и spa-программ.
Требования к стейкхолдеру: чеcтность, добросовестность в выполнении договоров, своевременность денежных выплат, распространение информации о туристической дестинации, соблюдение установленных правил порядка на территории отеля.
Плановый физический объем производства (количество туристов): 13 тыс. человек в год (при загрузке 60%).
Плановый годовой оборот: A млн. руб.
Плановая годовая прибыль: В млн. руб.
Срок окупаемости проекта: С месяцев.
Описание дестинации:
Черногория — омывается Адриатическим морем, имеет сухопутные границы с Хорватией на западе, Боснией и Герцеговиной — на северо-западе, Сербией — на северо-востоке, частично признанной Республикой Косово — на востоке и Албанией на юго-востоке.
До июня 2006 года была частью конфедеративного Государственного Союза Сербии и Черногории, занимая 13,5 % его совокупной территории. Полная независимость Черногории провозглашена 3 июня 2006 года.
Столица и крупнейший город Черногории — Подгорица. Исторической и культурной столицей является город Цетине. Главный город курортной зоны – Будва.
Континентальная береговая линия — 300 км.
Черногория имеет в своѐм составе 14 морских островов. На северо-западе страны находится крупный залив Бока Которска, имеющий площадь водной поверхности 87,3 км² и врезающийся в сушу на 29,6 км.
Протяжѐнность пляжей Черногории — 73 км[9]. Температура морской воды в течение семи месяцев колеблется в диапазоне от + 12 до +26 °C, прозрачность морской воды местами превышает 35 м.
Население страны 630 тыс. человек, столько же людей проживает в ЦАО Москвы.
Площадь Черногории – 13 812 км2.
Длина береговой линии составляет 290 км, без учета 14 островов. При этом совокупная длина пляжей Черногории достигает 70 км.
Более 40% площади страны занимают леса и лесные угодья. Кроме пляжных в стране постепенно развиваются и горнолыжные курорты, расположенные всего в 2-3 часах езды от побережья.
Развитие экономики и расцвет туризма в Черногории:
С 2005 года интерес к Черногории рос небывалыми темпами. С 2002 года Черногрия уже использовала на территории денежную еденицу Евро, а 16 декабря 2008 года Черногория подала заявку о вступлении в Евросоюз. Руководство Черногории также взяло курс на сближение с НАТО.
За период с 2005 по 2008 год были построены новые дороги, обновлен Аэропорт Подгорица, появляются новые тоннели и освещение горных трасс на пути от Подгорицы до Будвы. Аэропорт гор. Тиват начал работать в стабильном режиме, принимая постепенно все больше чартерных рейсов. Интенсивное экономическое развитие
Черногории обусловило высокий интерес зарубежных инвесторов к стране, что выражается в высоком спросе на землю под постройку жилья и отелей.
Анализ рынка туризма:
По данным Министерства устойчивого развития и туризма Черногории, за первые девять месяцев 2012 г. эту страну в общей сложности посетили 1,37 млн. туристов, то есть на 4,9% больше, чем за тот же период 2011 года. За это время доходы от туризма составили 680 млн. евро и на 4,3% превысили прошлогодние показатели.
Больше всего туристов прибыло из Евросоюза, республик бывшего Советского союза и Сербии. Государства, обеспечившие рост потока отдыхающих: Болгария, Чехия, Эстония, Германия, Испания, Украина, Россия, Израиль и т.д.
По данным на середину октября 2012 г., в Черногории находилось одновременно 5420 туристов, что на 15% больше показателей 2011 года. Для сравнения на пике туристического сезона в августе 2012 г. в Черногории отдыхали 127 тыс. туристов, и самая существенная доля пришлась как раз на путешественников из России. Так, около 32% от общего числа составляли россияне, 25% — сербы, 7,3% — выходцы из Республики Сербской в составе Боснии и Герцеговины, 4,6% — украинцы и т.д. Более того, доля россиян серьезно выросла по сравнению с 2011 годом, когда были официально зарегистрированы 1,201 млн. отдыхающих иностранцев, в том числе 244,9 тыс. российских туристов.
Все большее внимание к Черногории проявляют туристы из Евросоюза. По данным Национальной туристической организации Черногории, осведомленность об этой стране как туристическом направлении у жителей Западной Европы выросла на 180%. Согласно исследованию Lonely Planet, Черногория занимает второе место в десятке наиболее привлекательных для путешествий стран мира в 2013 году. Главными критериями для отбора стали рост популярности направления, значительный прогресс в туристической сфере, а также общее число важных и интересных для туристов достопримечательностей.
Среди основных направлений на рынке туристических услуг в Черногории участники рынка называют возрастающий интерес к достопримечательностям в глубине страны. В частности, на 36% выросло количество посетителей музея «Римские мозаики», расположенного недалеко от Котора. Среди посетителей преобладали британцы, россияне, поляки, итальянцы, немцы и французы. По данным представителя Национальной туристической организации Черногории Елены Попович, все большей популярностью пользуется активный туризм в горной части страны, где можно заняться рафтингом и спелеологией, сходить в походы, посетить национальные парки. В частности, российские туристы, по словам экспертов, чаще всего выбирают сплав по реке Таре, каньон которой является самым глубоким в Европе, рыбалку и легкие прогулки.
Уровень насыщения рынка:
Непрекращающиеся проблемы в Северной Африке, повлекшие перераспределение турпотоков в пользу европейских маршрутов, стали причиной серьезного дефицита мест в отелях Хорватии и Черногории. Цифры роста турпотока по раннему бронированию на 12 апреля 2013 г. составляют: по Италии +105%, по Хорватии +94.5%, по Черногории +128%.
Конкурентные преимущества дестинации:
Нацеленность Черногории на вступление в Евросоюз совершенствование законодательства, повышение требований к экологическим показателям, развитие инфраструктуры страны, а также планы развития элитарного туризма, позволяют надеяться на дальнейшее развитие рынка туризма Черногории.
Низкие административные барьеры (нет ограничений на покупку недвижимости иностранцами).
Благоприятная налоговая среда (корпоративный налог на прибыль в 9%).
Прозрачная процедура купли/продажи недвижимости.
Коммунальные услуги и другие расходы на содержание недвижимости одни из самых низких в Европе.
Расстояние до аэропортов в Тивате и Подгорице. Наличие и близость пляжей: песчаных в Будванской и Ульцинской ривьерах, галечных и мелкогалечных в Барской Ривьере и бетонных в Боко-Которском заливе.
Отсутствие привычных в курортной Европе железных дорог.
Отсутствие языкового барьера (большинство населения знают русский язык).
SWOT-анализ туристической дестинации:
Сильные стороны Географическое положение Климат Природа (экология) Туристический рынок Законодательство (налоги) Валюта Политическая стабильность Транспортная доступность Присутствие массового туризма | Слабые стороны Отсутствие капитальных инвестиций в период 1990-2000 Нехватка инфраструктуры (культурно-развлекательных комплексов) для удлинения сезона Нехватка предложений для элитного туризма |
Возможности Привлечение зарубежных инвестиций в туризм и недвижимость Развитие элитного туризма Определение туризма как стратегический важной отрасли Незастроенные «золотые участки» на побережье Развитие грандиозных проектов Правительства вместе с стратегическими партнерами Направленность на вступление в ЕС | Угрозы Высокая конкуренция Отсутствие Детальных урбанистических планов для многих регионов Закон о пребывание иностранцев в Черногории Кредитование иностранных покупателей отсутствует Потребительский рынок в основном сконцентрирован на Россию |
Сравнение дестинации с наиболее важными аналогами:
Черногория Испания
Развивающаяся страна (с переходной экономикой) Небольшая территория (большие контрасты); Государственное регулирование рынка слабое; Большие возможности для развития рынка и роста цен; При вхождении в ЕС ожидается резкое улучшение инфраструктуры; Низкие налоги Потребительские расходы невысокие Удобное географическое положение Близость менталитетов Языкового барьера нет Безвизовая страна | Развитая страна; Большая территория с однородной окружающей средой; Налаженные и проверенные методы управления рынком и процессами на нем; Рынок развит до такой степени что серьезных скачков вряд ли можно ожидать. Развитая инфраструктура Высокие налоги Высокие потребительские расходы Неудобное географическое положение Языковой барьер Страна в Шенген зоне |
Прогнозы относительно развития рынка в будущем:
По словам экспертов, в ближайшее время туристическому бизнесу Черногории предстоит более четко определить свою позицию на европейском рынке. «В общеевропейском контексте Черногория не может конкурировать с Хорватией или Италией в области пляжного туризма, зато может предложить направления, которых нет в других странах, в первую очередь уникальные национальные парки», — говорят эксперты.
В ближайшее время в Черногории могут появиться новые точки притяжения, рассчитанные на состоятельных туристов. Таким образом, власти рассчитывают увеличить доходы с каждого путешественника: к 2021 г. элитный туризм должен приносить стране 37,3% ВВП.
Одним из новых направлений в Черногории также может стать гольф-туризм. В конце октября 2012 г. Министерство устойчивого развития и туризма приняло программу по строительству гольф-клуба в Тивате. Стоимость проекта составит около 180 млн евро. Гольф-курорт мирового уровня появится рядом с комплексом вилл Sea Breeze недалеко от яхтенной марины в Порто Монтенегро. Открытие первого поля запланировано на 2015 год. Другим направлением может стать медицинский туризм, в частности, стоматологический. Так, цены на подобные услуги в Черногории в несколько раз ниже, чем в соседних странах: пломбирование с анестезией в Черногории стоит всего около 25 евро.
Операционный план реализации проекта:
Диаграмма Гантта (расписание, смета, бюджет)
Название | 2014 | 2015 Страницы: 1 | 2 | Весь текст |