Otvety экономика

Сущность внешнеэкономических связей и внешнеэкономической деятельности.

Внешнеэкономические связи – это международные хозяйственные, торговые, политические отношения, включающие обмен товарами, различные формы экономического содействия, научно-технического сотрудничества, специализацию, кооперацию производства, оказание услуг и совместное предпринимательство. Как элемент развитого рыночного хозяйства, внешнеэкономические связи это одна из сфер экономики, для которой характерны следующие признаки:

международное разделение труда и обмен, являющиеся ее основой и предполагающие, что производство и/или потребление отдельных стран в определенной мере связаны между собой;

обмен товарами осуществляется в соответствии с законами спроса, предложения и свободного ценообразования и опосредован движением денег, системой расчетов, товарными кредитами;

высокий уровень конкуренции товаров, продавцов и покупателей на мировом рынке, но в сравнении с национальными рынками она жестче в силу больших объемов и количества обращающихся на рынке товаров;

наличие международного, регионального, государственного вмешательства, регулирования, которые проявляются в межгосударственных, экономических, торговых и таможенных соглашениях и союзах;

влияние результатов внешней торговли каждой отдельно взятой страны на ее состояние и развитие.

В отличие от внешнеэкономических связей внешнеэкономическая деятельность осуществляется на уровне первичных производственных звеньев (фирмы, предприятия, организации, предпринимателя) с полной самостоятельностью в выборе иностранного партнера, номенклатуры товаров для экспортно-импортных сделок, в определении цены и стоимости товаров, объемов, условий и сроков поставки.

В социалистической экономике управление внешнеэкономическими связями в нашей стране осуществлялось только на макроуровне, т.е. на уровне государства. Государство устанавливало, какие организации, в каких отраслях и в каком объеме могли вести непосредственные операции по внешней торговле; определяло посредством экспортно-импортного плана, что и в каких количествах могло быть вывезено из страны и ввезено в страну.

Государство непосредственно регулировало ввоз и вывоз продукции, товаров, работ, услуг. В тот период только специальные внешнеэкономические объединения имели право осуществлять экспортные и импортные операции на мировых рынках.

Развитие в Беларуси рыночной экономики создает широкие возможности для осуществления внешнеэкономической деятельности, которая осуществляется на основе внешнеэкономических связей.

С 25 октября 1990 г. введен в действие Закон Республики Беларусь «Об основах внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь» № 354-XII. В сферу действия настоящего Закона входят все виды внешнеэкономической деятельности, включая внешнюю торговлю, экономическое, научно-техническое и культурное сотрудничество. Действие Закона распространяется на специализацию и кооперацию в области производства, науки и техники, строительство и реконструкцию объектов, осуществление транспортных, экспедиторских, страховых операций, расчетные, кредитные и другие банковские операции, туризм и иная деятельность в области международного обмена товарами, услугами и результатами творческой деятельности, допускающая на внешний рынок практически любую организацию (предприятие, фирму) нашей страны, чья продукция обладает конкурентоспособностью на мировом рынке.

В настоящее время каждая организация (предприятие, фирма, предприниматель), соблюдая соответствующие законодательные регламентации, может самостоятельно организовывать и осуществлять внешнеэкономическую деятельность и соответственно управлять ею на микроуровне.

Государство осуществляет функции регулирования, координации, контроля и содействия развитию внешнеэкономической деятельности белорусских предприятий и фирм, защиты общегосударственных интересов и обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь, эффективного продвижения отечественных товаров на мировые рынки.

Итак, внешнеэкономическая деятельность представляет собой процесс реализации внешнеэкономических связей, включающих торговлю, совместное предпринимательство, оказание услуг, сотрудничество.

Торговля. С помощью этой формы внешнеэкономической деятельности осуществляется купля-продажа или торговый обмен сырья, материалов, топлива, энергии, продукции для промышленного потребления (узлы, детали, запчасти, прокат, подшипники, агрегаты и т.д.), товаров широкого потребления (одежды, обуви, парфюмерии, галантереи, культтоваров, продовольственных товаров) и т.д. Совместное предпринимательство. Данная форма внешнеэкономической деятельности реализуется в промышленной сфере на заводах, фабриках, предприятиях; в сельском хозяйстве, науке, образовании, медицине, транспорте, культуре, искусстве, кредитно-финансовой сфере.

Оказание услуг. Наибольшее распространение во внешнеэкономической деятельности получили услуги, в том числе: а) основные: посреднические (дилерские, комиссионные, агентские, банковские, биржевые), инжиниринг, туризм, аренда (лизинг), консультационно-информационные; б) вспомогательные: международные перевозки грузов, хранение грузов, страхование грузов, рекламирование, ремонт и техническое обслуживание.

2. Место и роль внешнеэкономической деятельности в индустрии туризма и гостеприимства в экономике Республики Беларусь.

Туристическая деятельность по своей сути является особым видом торгово-посреднической операции, в рамках которой организатор путешествия – туроператор как субъект предпринимательской деятельности формирует в единый пакет туристские услуги, большинство из которых для него покупные. Реализацией туристских услуг, сформированных туроператором по установленным международным правилам, занимается только турагент, т. е. права и обязанности туроператора и турагента строго регламентированы.

Туризм как товар реализуется в форме услуг. Услуга туризма, как услуга вообще, есть действие определенной потребительской стоимости, выражающееся в полезном эффекте, который удовлетворяет ту или иную человеческую потребность.

Кроме услуг, туристы могут покупать товары туристского назначения. Совокупность услуг и товаров туристского назначения образуют понятие «туристский продукт». Турпродукт включает:

Ø туры, объединенные по целенаправленности (познавательные, оздоровительные и т.п.);

Ø туристско-экскурсионные услуги различных видов (размещение, питание, транспортные услуги и т. д.);

Ø товары туристско-сувенирного назначения (карты, открытки, сувениры и др.).

Туризм можно импортировать в страну и экспортировать из нее. Расходы туристов из других регионов представляют собой вклады в экономику данного принимающего региона. Расходы иностранцев в туристских целях представляют собой для принимающей стороны туристский экспорт. Въезжая в данную страну, туристы приобретают туристский опыт и увозят с собой незабываемые впечатления от поездки. Деньги иностранных туристов, потраченные в принимающей стране, являются туримпортом для экономики выезжающей стороны. При туристском экспорте направление денежного потока совпадает с направлением потока туристов. Объемы туристских потоков характеризуются следующими показателями: общее число туристов; число туродней; средняя продолжительность пребываний туристов в стране (регионе).

К специфике туризма следует отнести фактор наиболее рисковых видов деятельности, напрямую зависящей от экономической, политической и социальной стабильности в стране, наличия развитой инфраструктуры и индустрии туризма[10].

Необходимо обеспечить предоставление туристам качественных туристских услуг, а также дальнейшее развитие туристской индустрии. Именно поэтому в туризме приоритетным становится поиск более эффективного использования относительно ограниченных ресурсов, что и является одной из задач экономической науки.

Экономика туризма представляет собой систему отношений, возникающих в сфере туризма в процессе производства, распределения, обмена и потребления результатов туристской деятельности. Экономика туристской фирмы выступает в качестве совокупности факторов производства, фондов обращения и нематериальных активов, доходов (прибыли), полученных в результате реализации туристского продукта и оказания различных других услуг.

Стоимостная оценка активов и доходов туристской фирмы характеризует уровень и масштабы её развития. Последнее зависит от умения найти оптимальное соотношение между пользуемыми ресурсами, количеством и качеством реализованного туристского продукта, с одной стороны, и объёмом реализации турпродукта и прибылью от его реализации – с другой[11].

Таким образом, туризм, выступает важным сегментом внешней торговли, предполагающим экспортно-импортные операции с услугами, обладает спецификой «невидимого» экспорта. Его существенной особенностью является огромное влияние (мультипликативный эффект) на развитие других отраслей народного хозяйства, таких как транспорт, торговля, связи, бытовое обслуживание, сельское хозяйство и многое другое. Туризм представляет собой индикатор благосостояния населения, он бурно развивается при достаточном платежеспособном спросе

3. Экономическая интеграция СНГ. Таможенный союз и его влияние на развитие внешней торговли.

Международная экономическая интеграция (МЭИ) — это процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый межгосударственными органами.

Региональная экономическая интеграция ведет к установлению более тесных экономических, политических, научных, культурных связей между странами-участниками, ликвидирует, либо существенно ослабляет, барьеры на пути движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы.

Экономическая интеграция характеризуется некоторыми существенными признаками, которые в совокупности отличают её от других форм экономического взаимодействия стран:

• взаимопроникновением и переплетением национальных производственных процессов

• широким развитием международной специализации и кооперации в производстве, науке и технике на основе наиболее прогрессивных и глубоких их форм

• глубокими структурными изменениями в экономике стран-участниц

• целенаправленным регулированием интеграционного процесса, разработкой скоординированной экономической стратегии и политики.

Таким образом, экономическая интеграция имеет ряд благоприятных условий для взаимодействующих сторон:

• интеграционное сотрудничество дает хозяйствующим субъектам (товаропроизводителям) более широкий доступ к ресурсам: финансовым, трудовым, материальным, к новейшим технологиям, а также позволяет производить продукцию в расчете на более емкий рынок

• экономическое сближение стран в региональных рамках создает привилегированные условия для фирм стран-участниц экономической интеграции, защищая их в определенной степени от конкуренции со стороны фирм третьих стран

• интеграционное взаимодействие позволяет решать наиболее острые проблемы социального характера.

Таким образом, в результате интеграции отдельные группы стран создают между собой наиболее благоприятные условия для торговли, межрегионального передвижения факторов производства. Подобные региональные образования оцениваются положительным фактором мировой экономики, но при условии, что группа интегрирующихся стран не устанавливает менее благоприятные условия для взаимодействия с третьими странами.

Таможенный союз — согласованная отмена национальных таможенных тарифов и введение общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих государств.

Общий рынок — интегрирующиеся страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства — капиталов, рабочей силы и технологий.

1 января 2010 г. началось функционирование Комиссии Таможенного союза (КТС). На указанный орган возложены функции по таможенно-тарифной и нетарифной политике; таможенному администрированию; техническому регулированию и применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер; ведению таможенной статистики.

С июля 2010 года вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза.

В Таможенном союзе устранены тарифные и нетарифные барьеры во взаимной торговле, унифицированы и значительно упрощены внешнеторговые процедуры, снят контроль на внутренних границах. Все это обеспечило свободное передвижение товаров между Беларусью, Казахстаном и Россией.

Таможенный союз стал фактором повышения объема взаимной торговли государств-членов, увеличения транзитных перевозок.

4.Сущность и роль иностранных инвестиций. Национальная программа привлечения инвестиций в экономику РБ.

Инвестиции – это все виды имущественных и капитальных ценностей, которые вкладываются в объекты предпринимательской или иной деятельности, в результате которой формируется прибыль и (или) достигается социальный, экологический или иной эффект.

В соответствии с Инвестиционным кодексом Республики Беларусь под инвестициямипонимаются любое имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на праве собственности или ином вещном праве, и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата.

Стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь на период до 2015 года

Главными инвесторами выступают США (24,9 процента от мирового оттока), Германия (7,9), Франция (6,4), Гонконг (5,7), Китай (5,1), Швейцария (4,4 процента).

Привлечение прямых иностранных инвестиций является одним из приоритетов внешней экономической политики Республики Беларусь.

В настоящее время в республике функционируют следующие крупнейшие ТНК: в банковской сфере – Сбербанк (Россия), ВТБ Банк (Россия); в нефтяной сфере – Лукойл (Россия),

Цель стратегиистимулирование притока прямых иностранных инвестиций в соответствии с потребностями структурной перестройки экономики и инновационным развитием страны, расширение масштабов и повышение качества их использования на базе постоянного улучшения инвестиционного климата, реформирования государственной собственности и развития государственно-частного партнерства в Республике Беларусь.

Основными задачами стратегии являются:

определение направлений привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику, ориентирование вложений зарубежных капиталов в создание наукоемких высокотехнологичных производств и другие поощряемые государством виды экономической деятельности;

содействие привлечению иностранных инвестиций в реализацию проектов с применением передовых зарубежных технологий и менеджмента;

совершенствование структуры прямых иностранных инвестиций, предусматривающее увеличение доли вложений в активную часть основных средств;

вхождение в число тридцати государств с наилучшим климатом в области ведения бизнеса по докладу Всемирного банка «Ведение бизнеса», обеспечение участия страны в рейтингах Международного института развития менеджмента «Мировой рейтинг конкурентоспособности», Всемирного экономического форума «Отчет о глобальной конкурентоспособности» и «Глобальный отчет о развитии информационных технологий».

Улучшение инвестиционного климата осуществляется на основе обеспечения открытости деятельности государственных органов, правового регулирования условий хозяйственной деятельности, соблюдения принципа конкурентности, законных прав и интересов инвесторов и обеспечения защиты инвестиций.

ПРОГРАММА («Национальная программа привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь»)

Целью Программы является разработка комплекса мер, направленных на активизацию инвестиционной деятельности,

В основе мер по повышению инвестиционной активности лежат следующие основополагающие принципы:

обновление и развитие законодательной и нормативной базы в области инвестиционной деятельности, приведение ее в соответствие с международными стандартами;

развитие самофинансирования предприятий;

рациональное и эффективное размещение государственных инвестиционных ресурсов на основе конкурса инвестиционных проектов;

сохранение ведущей роли государства в финансировании социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, социальная помощь), инфраструктуры (дороги, транспорт, связь), экологических программ;

проведение институциональных преобразований посредством развития вторичного рынка ценных бумаг, создания сети специализированных банков и небанковских финансовых учреждений (страховых, лизинговых, инвестиционно-финансовых, трастовых, негосударственных пенсионных фондов и т.д.) в целях трансформации частных сбережений в инвестиции;

возвращение вывезенных из республики инвестиционных ресурсов и недопущение их расхищения;

привлечение иностранного капитала, в том числе страны СНГ, преимущественно в виде прямых и портфельных инвестиций.

5. Предприятия с иностранными инвестициями (совместные и иностранные предприятия). Особенности их деятельности, налоговые и другие льготы.

Основными нормативными документами, регулирующими вопросы создания и деятельности коммерческих организаций с иностранными инвестициями в Республике Беларусь, являются Инвестиционный кодекс Республики Беларусь (далее – Кодекс) и Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее – Положение).

Иностранными инвесторами в силу части второй ст.3 Кодекса признаются:

- иностранные государства и их административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов;

- международные организации;

- иностранные юридические лица;

- иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств;

- иностранные граждане;

- физические лица (граждане РБ и лица без гражданства), постоянно проживающие за пределами РБ.

Под коммерческой организацией с иностранными инвестициями понимается юридическое лицо, в уставном фонде которого частично или полностью используются иностранные инвестиции.

Юридические лица, в уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют объем, эквивалентный не менее чем 20 000 долларов США, и которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяют полученную прибыль между участниками, признаются на территории Республики Беларусь коммерческими организациями с иностранными инвестициями.

Все коммерческие организации с иностранными инвестициями рассматриваются как коммерческие совместные либо коммерческие иностранные организации.

Коммерческой совместной организацией на территории Республики Беларусь является юридическое лицо Республики Беларусь, уставный фонд которого состоит из доли иностранного инвестора и доли физических и (или) юридических лиц Республики Беларусь.

Коммерческой иностранной организацией является юридическое лицо Республики Беларусь, в уставном фонде которого иностранные инвестиции составляют 100 процентов.

Коммерческая организация с иностранными инвестициями может осуществлять любые виды деятельности, если они не запрещены законодательством Республики Беларусь и соответствуют целям, предусмотренным в уставе этой организации (учредительном договоре – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора).

Отдельными видами деятельности, перечень которых устанавливается законодательными актами Республики Беларусь, коммерческая организация с иностранными инвестициями может заниматься только на основании специальных разрешений (лицензий).

Коммерческие организации с иностранными инвестициями, а также иностранные инвесторы осуществляют уплату налогов, сборов (пошлин) и пользуются налоговыми и таможенными льготами в соответствии с налоговым и таможенным законодательством Республики Беларусь, устанавливают цены на продукцию (работы, услуги) и порядок ее реализации, распоряжаются валютной выручкой с учетом требований законодательных актов Республики Беларусь.

Освобождаются от обложения ввозными таможенными пошлинами и налогом на добавленную стоимость товары, классифицируемые согласно единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности таможенного союза в товарных позициях 7309 00, 7311 00, 8402 – 8408, 8410 – 8431, 8433 – 8443, 8444 00, 8445 – 8448, 8449 00 000 0, 8450 – 8466, 8468, 8471 – 8475, 8477 – 8481, 8483, 8484, 8486, 8487, 8501, 8502, 8503 00, 8504 – 8508, 8514 – 8517, 8523, 8528 – 8531, 8535 – 8537, 8543, 8545, 8603, 8604 00 000 0, 8605 00 000, 8608 00, 9010 – 9013, 9015, 9016 00, 9022, 9023 00, 9024, 9026, 9027, 9030 – 9032 (далее – технологическое оборудование), ввозимые на территорию Республики Беларусь в качестве вклада в уставный фонд коммерческих организаций. Суммарная стоимость технологического оборудования не должна превышать величину неденежного вклада, указанного в учредительных документах таких организаций.

Инструкция об особенностях исчисления и уплаты налога на прибыль коммерческими организациями с иностранными инвестициями, утв. постановлением МНС от 2003-09-17г. N 86 (далее — Инструкция), в которой впервые с 1996г. дана расшифровка понятия «в размерах, установленных в учредительных документах», содержащегося в ст.6 Закона «О налогах на доходы и прибыль». В соответствии с этой статьей балансовая прибыль коммерческой организации с иностранными инвестициями уменьшается на сумму отчислений в резервный (страховой) фонд в размерах, установленных в учредительных документах, но не более 25% фактически сформированного уставного фонда. Условиями, дающими право на льготу, признано одновременное наличие в учредительных документах коммерческой организации (как правило, уставе) с иностранными инвестициями двух положений:

1) о создании резервного фонда за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет;

2) о размере отчислений в этот фонд.

В Инструкции уточнено, что коммерческая организация с иностранными инвестициями не имеет права на льготу, если ее учредительные документы с целью определения нормативов отчислений в резервный фонд содержат отсылочные нормы к другим документам. В ней также содержится норма, согласно которой общая сумма прольготированной прибыли, сложившаяся за время деятельности коммерческой организации с иностранными инвестициями за все отчетные месяцы применения льготы, не может превышать сумму отчислений в резервный фонд, исчисленную в предусмотренных учредительными документами размерах, а также 25% фактически сформированного уставного фонда.

6. Порядок регистрации совместных и иностранных предприятий на территории Республики Беларусь и других стран.

Юридические лица приобретают статус коммерческих организаций с иностранными инвестициями с даты государственной регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями.

Регистрация коммерческих организаций с иностранными инвестициями осуществляется в том же порядке, что и всех других коммерческих организаций с некоторыми особенностями.

В соответствии с п. 12 Положения до подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации юридического лица, собственник имущества, учредители (участники) создаваемой коммерческой или некоммерческой организации должны:

согласовать с регистрирующим органом наименование коммерческой, некоммерческой организации;

определить предполагаемое местонахождение коммерческой организации;

принять решение о создании коммерческой организации и подготовить ее устав (учредительный договор – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора);

сформировать уставный фонд, открыть временный счет в банке, небанковской кредитно-финансовой организации – при внесении денежного вклада в уставный фонд, провести оценку стоимости неденежного вклада – при внесении в уставный фонд неденежного вклада.

Коммерческие организации с иностранными инвестициями вправе использовать в своем полном наименовании указание на присутствие иностранного инвестора словами «иностранное», «совместное».

Учредители (участники) коммерческой организации с иностранными инвестициями имеют право вносить вклады в уставный фонд этой организации в денежной и (или) неденежной форме.

Уставный фонд коммерческой организации с иностранными инвестициями (за исключением коммерческой организации с иностранными инвестициями в форме открытого акционерного общества) должен быть сформирован не менее чем на 50 процентов в течение первого года с даты государственной регистрации этой организации за счет внесения в него каждым из учредителей (участников) не менее 50 процентов своей доли и в полном объеме – до истечения двух лет с даты государственной регистрации.

В случае формирования уставного фонда за счет денежных средств они зачисляются на текущий (расчетный) счет зарегистрированной коммерческой организации. Уставный фонд коммерческой организации с иностранными инвестициями должен быть объявлен в долларах США. Для пересчета уставного фонда и вкладов в него используется официальный курс белорусского рубля по отношению к соответствующей иностранной валюте на день утверждения устава.

Если уставный фонд формируется за счет неденежного вклада, то этот вклад должен быть ввезен из иностранного государства либо приобретен в Республике Беларусь. Неденежные вклады оцениваются на дату их принятия на баланс коммерческой организации с иностранными инвестициями.

Неденежные вклады учредителей (участников) подлежат экспертизе достоверности оценки стоимости неденежных вкладов. Оценка проводится в денежных единицах, в которых объявлен уставный фонд. По результатам экспертизы составляется акт о достоверности оценки стоимости неденежных вкладов. Неденежный вклад считается внесенным в уставный фонд в сумме, подтвержденной названным актом.

Необходимо отметить, что при наличии определенных условий Декретом Президента Республики Беларусь № 1 от 28 января 2008 года «О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)» и Декретом Президента Республики Беларусь № 9 от 20 декабря 2007 года «О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности в сельской местности» предусмотрены льготы, а именно:

освобождаются от обложения ввозными таможенными пошлинами и налогом на добавленную стоимость товары, классифицируемые согласно единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности таможенного союза в определённых товарных позициях (далее – технологическое оборудование), ввозимые на территорию Республики Беларусь в качестве вклада в уставный фонд. Суммарная стоимость технологического оборудования не должна превышать величину неденежного вклада, указанного в учредительных документах таких организаций.

Государственная регистрация коммерческих организаций с иностранными инвестициями осуществляется облисполкомами и Минским горисполкомом.

В соответствии с п. 13 Положения учредители коммерческой организации обязаны представить для государственной регистрации юридического лица следующие документы:

заявление о государственной регистрации;

устав в двух экземплярах без нотариального засвидетельствования, его электронную копию;

легализованную выписку из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения

копию документа, удостоверяющего личность, с переводом на белорусский или русский язык

оригинал либо копию платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины;

По общему правилу, документы, исходящие из-за границы, должны быть легализованы. Однако в ряде случаев иностранные документы принимаются без легализации.

После государственной регистрации коммерческой организации необходимо изготовить печать, оформить необходимые документы на руководителя, на лицо, которое будет вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность, на работников организации, открыть расчетный счет в банке, представить в налоговые органы, органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ, в БРУСП «Белгосстрах» документы и сведения о руководителе коммерческой организации, а также лице, которое будет осуществлять ведение бухгалтерского учета и составлять бухгалтерскую отчетность, о сроках выплаты заработной платы и о видах деятельности, оформить книгу проверок(ревизий), книгу замечаний и предложений.

7. Характеристика методов государственного регулирования ВЭД.

К методам государственного регулирования ВЭД относят:

1)таможенно-тарифное регулирование

2)нетарифное регулирование

Таможенно-тарифное регулирование (ТТР).

ТТР осуществляется через таможенный тариф – свод ставок таможенных пошлин (закон О таможенном тарифе).

Существуют следующие виды ставок таможенных пошлин:

1)адвалорные – устанавливаются в процентном отношении к стоимости товара

2)специфические – устанавливаются за единицу измерения товара

3)комбинированные – сочетают в себе 2 вышеуказанные вида

СовМин вправе устанавливать сезонные пошлины, срок этих пошлин не более 6 месяцев. Виды ставок таможенных пошлин, установленных таможенным тарифом не применяются.

СовМин также вправе устанавливать особые виды пошлин:

1)специальные таможенные пошлины – они устанавливаются в случае:

А)если не территорию РБ ввозится товар такого количества и такого качества, что может причинить ущерб отечественному производителю аналогичной продукции

Б)как ответная мера на дискриминационные и иные действия в отношении РБ

2)антидемпинговые пошлины – устанавливаются в случае ввоза на территорию РБ товара по цене гораздо ниже, чем его нормальная стоимость в стане вывоза на момент ввоза в РБ

3)компенсационные пошлины – устанавливаются в случае ввоза на таможенную территорию РБ товара, при производстве которого использовались государственные субсидии

Нетарифное регулирование.

Нетарифное регулирование – форма государственного регулирования ВЭД, осуществляемая путем введения или прекращения количественных ограничений либо путем применения иных мер, отличных от ТТР.

К нетарифному регулированию относят:

1)квотирование предполагает количественное ограничение ввоза или вывоза продукции

2)лицензирование экспортно-импортных операций

3)государственная регистрация внешнеторговых контрактов

4)экспортный контроль – установление разрешительного порядка ввоза на таможенную территорию РБ, использование, транзита и вывоза объектов экспортного контроля

К объектам экспортного контроля относят:

1)товары, технологии, услуги, касающиеся международной национальной безопасности

2)химические вещества, микроорганизмы, вирусы, которые могут использоваться для создания химического оружия

3)товары, технологии, услуги, которые могут использоваться для создания ядерного оружия

4)оружие массового поражения

5)продукция военного назначения

6)шифровальные устройства

5)установление предельных минимальных и максимальных цен

6)установление государственной монополии на экспорт или импорт отдельных товаров, услуг

7)установление санитарных, технических, формокологических, ветеринарных требований и стандартов в отношении продукции, ввозимой на территорию РБ

8)валютный контроль

9)установление ограничений или запретов на экспорт или импорт отдельных товаров, услуг

10)введение защитных мер в отношении импорта и экспорта продукции

11)установление особых режимов осуществления отдельных режимов ведения ВЭД

8. Структура и функции органов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь.

В целом в существующей системе можно выделить несколько уровней. Высшими органами управления внешнеэкономической и внешнеторговой деятельностью в Республике Беларусь являются Президент, Национальное собрание (Парламент) и Совет Министров.

Президент Республики Беларусь подписывает Законы, издает Указы и Распоряжения, имеющие силу на всей территории республики, и гарантирует реализацию основных направлений внешней политики, представляет Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями.

Парламент как высший законодательный орган издает законы, регламентирующие внешнеэкономическую деятельность, разрабатывает основы внешнеэкономической политики государства, ратифицирует торговые договоры с зарубежными странами. По решению Парламента республики могут применяться ответные меры в отношении стран, создающих дискриминационные условия для внешнеэкономической деятельности страны.

Совет Министров – высший исполнительный и распорядительный орган власти в республике. Совет Министров издает постановления и распоряжения во исполнение законов по внешнеэкономической деятельности, осуществляет общее руководство в области отношений республики с иностранными государствами и международными организациями. Совет Министров может ввести ограничения, установить определенные требования по осуществлению операций международного обмена товарами и услугами в целях обеспечения экономических интересов, а также для выполнения международных обязательств республики.

Непосредственно координирующую и регулирующую функцию государственного регулирования и контроля внешнеэкономической деятельности выполняют Министерства, Государственные комитеты, Исполнительные комитеты, Национальный банк Республики Беларусь. Основными министерствами, регулирующими внешнеэкономическую и внешнеторговую деятельность в республике, являются Министерство иностранных дел (МИД) и с недавнего времени Министерство торговли.

Важное место в системе управления внешнеэкономической деятельностью в республике занимают Министерство экономики и Министерство финансов. Они осуществляют регулирование экспортно-импортных операций, участвуют в выработке решений по вопросам формирования и использования Государственного валютного фонда, проводят экспертизу инвестиционных проектов, представленных для финансирования за счет иностранных инвестиций.

Значительное место в системе регулирования внешнеэкономической деятельности принадлежит Национальному банку республики и Государственному таможенному комитету.

Национальный банк определяет сферы и порядок обращения иностранной валюты на территории республики, разрабатывает мероприятия по регулированию курса белорусского рубля к иностранным валютам, осуществляет контроль за проведением валютных операций. Национальный банк также определяет порядок и выдает разрешение на открытие в республике иностранных банков, их филиалов и представительств. Государственный таможенный комитет осуществляет непосредственное руководство таможенным делом в Республике Беларусь.

В структуру аппарата регулирования и контроля внешнеэкономической деятельности входят также Республиканские внешнеторговые объединения и организации, внешнеторговые фирмы предприятий, а также общественные организации такие, как Белорусская торгово-промышленная палата

9. Классификация субъектов хозяйствования в индустрии туризма и гостеприимства по профилю внешнеэкономической деятельности.

По профилю внешнеэкономической деятельности:

– производство экспортной продукции и самостоятельная реализация на внешнем рынке;

– чисто внешнеторговые операции;

– посреднические услуги;

– финансово-страховая деятельность;

– транспортно-экспедиционная деятельность.

10. Классификация организаций по характеру внешнеэкономических операций.

По характеру совершаемых внешнеторговых операций:

– экспортеры; Экспортёр — сторона в международных экономических отношениях, поставляющая товарыуслугитрудкапитал, другие предметы международной торговли другой стороне (импортёру), которая использует их для производства других товаров, услуг или потребляет.

В качестве экспортёра могут выступать:

индивидуальные предприниматели

предприятия, организации, корпорации (юридические лица)

государство

– импортеры;

– специализированные посредники;

– таможенные брокеры и комиссионеры.

11. Государство как субъект внешнеэкономической деятельности

В соответствии с действующим законодательством участниками гражданско-правовых отношений при осуществлении внешнеэкономической деятельности могут быть так же Республика Беларусь и административно-территориальные единицы.

Государство становится участником внешнеэкономической сделки в случаях заключения сделок от его имени в порядке, предусмотренном ст. 125 Гражданского кодекса Республики Беларусь, то есть когда от имени государства такие сделки совершаются соответствующим органом в пределах его компетенции либо с использованием института специально уполномоченных лиц. Поэтому при совершении внешнеэкономической сделки, например, казенным предприятием, Республика Беларусь не становится участником внешнеэкономического оборота.

От имени государства во внешнем обороте могут выступать различные органы. Но обычно от имени государства во внешнеэкономической деятельности выступает Министерство иностранных дел и подведомственные ему торговые представительства Республики Беларусь, находящиеся за границей. Торговые представительства осуществляют свою деятельность на основе утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 28.04.1995г. N 232 Положения о торговых представительствах Республики Беларусь за границей. В соответствии с названным Положением торговые представительства являются органами Республики Беларусь, осуществляющими за границей полномочия государства, и могут совершать от имени Республики Беларусь сделки и иные юридические акты, необходимые для осуществления возложенных на них задач. По обязательствам торговых представительств, действующих от имени государства, ответственность несет Республика Беларусь. Торговое представительство не отвечает по обязательствам субъектов хозяйствования Республики Беларусь, а последние не отвечают по обязательствам торговых представительств [9].

Следует подчеркнуть, что применительно к внешнеторговому обороту положение о равноправном характере участия государства в гражданских правоотношениях имеет свои особенности. Во внутреннем гражданском обороте возможные споры контрагентов, в том числе и государства (в лице уполномоченного органа) подлежат юрисдикции общих или хозяйственных судов. Однако во внешнем обороте участие государства как партнера по сделке не влечет автоматической возможности привлечения его к имущественной ответственности в иностранном суде, поскольку этим бы нарушался суверенитет государства. Наличие общепризнанного в мировой практике иммунитета суверенного государства вызывает необходимость при установлении ответственности государства в гражданско-правовых отношениях с иностранным элементом обращаться к специальным законодательным актам, что предусмотрено в ст. 127 Гражданского кодекса Республики Беларусь [5].

Иммунитет государства и государственной собственности

Когда речь идет об иммунитете государства, то в первую очередь имеются в виду юрисдикционный иммунитет (невозможность привлечения к суду в качестве ответчика) и иммунитет от исполнения (невозможность исполнения вынесенного против государства судебного решения). Одним из важнейших международных документов, регулирующих этот вопрос, выступает Европейская конвенция 1972 г. об иммунитете государств, разработанная в рамках Совета Европы.

Термин «иммунитет» происходит от латинских слов — прилагательного immunus (свободный от чего-либо, освобожденный) и существительного immunitas (освобождение от налогов, от службы и т.п.).

12. Сущность понятия «контрагент». Виды иностранных контрагентов и их характеристика.

По организационно-правовым формам, определяющим порядок их образования, принадлежность капитала и порядок распределения доходов:

акционерные общества открытого и закрытого типа;



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: