Урок истории по теме Век Просвещения в России, 7-й класс

Цели урока:

Дать представление о
прогрессе точных и естественных наук в России в
данный период. Охарактеризовать развитие
просвещения и системы образования. Определить
влияние идей просвещения на ситуацию в России.
Развивать память, мышление. Воспитывать интерес
к предмету, чувство патриотизма.

Методы:

словесные, практические, частично –
поисковые.

Тип урока:

формирование новых
понятий и убеждений.

Ход урока

I. Орг. момент.

– Ребята, здравствуйте. Я пришла к вам
на урок вот с таким настроением (Приложение
1
). А какое у вас настроение? У вас на
столе лежат карточки с изображением солнца и
солнца за тучей. Покажите, какое у вас настроение.

- Сейчас у большинства ребят хорошее
настроение, посмотрим, какое у вас будет
настроение к концу урока.


II. Сообщение темы и целей урока.

- Тема нашего сегодняшнего урока “Век
просвещения в России” и у меня для Вас есть
интересная загадка.

Загадка – это не просто вопрос, это
такой маленький ключик от тайны. Я считаю, что с
её помощью легче узнать, что за человек твой
знакомый, как у него с чувством юмора, догадлив ли
он, как поведет себя в трудных обстоятельствах.
Наши предки понимали, что бы подружится с удачей,
надо быть умным, хитрым и ловким. Поэтому они
испытывали человека с помощью упражнений на
сообразительность. Сейчас я проведу подобное
испытание с вами.

- Я задам Вам вопрос, но не обычный, это
историческая загадка и мы сегодня на уроки
попробуем её разгадать. Искать разгадку мы будем
все вместе, в течение всего урока. А чтобы у нас
все получилось, вы должны внимательно слушать и
хорошо работать на уроке. Загадка “Почему XVIII век
назвали веком Просвещения?” (Приложение
2
)


III. Формирование новых понятий и
убеждений.

- А чтобы Вам легче было размышлять над
этой исторической загадкой, мы отправимся в
прошлое.

- Ребята как вы думаете, в какой век мы с
вами отправимся?

- А кто в начале XVIII века находился у
российского престола?

- Ребята, а о каких преобразованиях
Петра вы помните? Что нового внес Петр, чего не
было до его правления?

- Но ничего этого не смог бы совершить
Петр без великого русского народа. А проведение
всех этих преобразований требовало грамотных и
образованных людей.

- Ребята, как вы думаете, а зачем
государству нужны образованные люди?

- А где готовят образованных людей?

- Петр тоже так считал, поэтому в 1724
году он подписал указ о создании Академии наук?

- Ребята, как выдумаете, чем должна была
заниматься Академия наук?

- Императорская Академия наук
изначально была не только научным, но и учебным
заведением. При ней действовал академический
университет, ставший центром подготовки первых
отечественных научных кадров. В его стенах
проходил обучение крупнейший русский
ученый-энциклопедист XVIII века.

- А назвали его ученым-энциклопедистом,
потому что он смог постичь многие науки: был
физиком, историком, астрономом, его работы
обогатили русскую словесность, поэзию, искусство
мозаики.

- Ребята, как выдумаете, о каком
ученом-энциклопедисте идет речь?

- Конечно, догадаться очень сложно, но я
вам помогу. Для этого я приготовила подсказки.

- Наш герой покидает родной северный
край и пешком отправляется учиться в город,
который влечет его своими школами, библиотеками,
учеными людьми. Там он и начинает учебу, выдав
себя за дворянского сына (крестьянам учиться -
было запрещено).

- Ребята, а что вам известно о М. В.
Ломоносове?

- А. С. Пушкин писал: “Ломоносов обнял
все отрасли Просвещения… Историк, механик,
химик, художник и стихотворец, он все испытал и во
все проник”. Но он стремился не только обогатить
свои знания, но и помочь талантам других людей
раскрыться. Поэтому он становится инициатором
открытия Московского университета. Московский
университет был открыт в 1755 году, состоял из
одного здания, существовало только три
факультета – юридический, философский и
медицинский.

- Ребята, а сохранился ли Московский
университет до наших дней?

- А отличается ли он от того, что
существовал в XVIII веке?

- Ребята, а как вы думаете, много ли было
желающих учиться в Московском университете?

- Московский университет, как и
Академия наук, подарил России много
замечательных ученых. И они внесли немалый вклад
в развитие отечественной науки, их руками было
создано множество различных изобретений.

- Иван Иванович Ползунов разработал
проект парового двигателя, Иван Петрович Кулибин
усовершенствовал шлифовку стекол для оптических
приборов и создал уникальный микроскоп.

- Также происходят новые
географические открытия.

- Одним из самых известных
мореплавателей является Витус Беринг.

- Витус БЕРИНГ — мореплаватель, капитан
российского флота (1730). По происхождению
датчанин. В 1725-30 и 1732-41 руководитель 1-й и 2-й
Камчатскими экспедициями. Прошел между
Чукотским п-овом и Аляской (Берингов пролив),
достиг Сев. Америки и открыл ряд островов
Алеутской гряды. Умер во время зимовки на
острове, ныне носящем его имя. Именем Беринга
названо также море и пролив на севере Тихого
океана.

- Ребята, так что же нового появилось в
науки России XVIII века?

- Т. о., Россия XVIII века – это
Просвещенная держава.

- Ребята, а почему ее называют
просвещенной?


IV. Подведение итогов урока.

- Ребята, скажите, что же изменилось в
нашем государстве за этот период XVIII века?

- А теперь вернемся к нашей
исторической загадке, которую я вам загадала в
начале урока “Почему XVIII век назвали веком
Просвещения?”

- Что вы понимаете под словом
“Просвещение”?

- “Просвещать”, “светить”. Так почему
XVIII век называется веком “Просвещения”,
“просветления”?

Страна завершила XVIII век – “век
Просвещения”. Главным итогом этого века можно
считать следующее: Россия была возведена
царем-преобразователем в ранг великой
европейской державы. Она укрепилась на берегах
Балтийского моря, заимела “две руки”: армию и
флот, мощную мануфактурную промышленность,
воспитала целый слой образованных людей, создала
новую культуру.

“Времена теперь другие
Как и мысли, и дела.
Далеко ушла Россия от страны
Какой была.
Умный, сильный наш народ
Свою землю бережет.
А преданья старины
Забывать мы не должны!
Слава русской старине
Слава нашей стороне!”

– Ребята, давайте оценим нашу работу
на уроке. Перед вами карточка с изображением
горы. Если вы считаете, что хорошо потрудились на
уроке, то нарисуйте себя на вершине горы. Если
осталось что-то неясно, нарисуйте себя ниже (Приложение 3).

- Я себя нарисовала на вершине горы,
потому что организовала вашу работу так, что вы
смогли активно работать и смогли решить
историческую задачу, которую я перед вами
поставила. Покажите свои рисунки.

- Ребята, поскольку мы достигли цели
нашего урока, то настроение у меня вот такое:
(показываю солнце). А какое настроение у вас? (Приложение 1)

- Спасибо вам за урок. До свидания.





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: