Урок по теме Сплавы

Цель урока: учащиеся должны получить общее
представление о сплавах металлов, о принципе их
образования и практической значимости.

Знать:

свойства отдельных сплавов и их
отличие от чистых металлов.
Уметь:
выделять главное, сравнивать и
обобщать; развивать представления о причинно –
следственных связях явлений, познаваемости мира.

Задачи:

- развивать речь, память, мышление, воображение,
смекалку, самостоятельность,

- воспитывать чувство взаимопомощи,
коллективизма, создавать благоприятный
психологический климат на уроке.

- продолжить формирование познавательного
интереса к предмету

- соблюдать требования СанПИНа к гигиене
учебного помещения, гигиене поведения
школьников (осанка, зрение), организация урока
(смена видов деятельности, динамические паузы);

Тип урока:

комбинированный.

Методы урока:

проблемно-поисковый с
использованием активных форм обучения.
Оборудование: мультимедиа проектор, ПК.
Коллекция “Металлы и сплавы”; магнит, таблицы
«Виды химической связи», «Типы
кристаллических решеток» и «Общие
физические свойства металлов», презентация.

План урока:

  • Организационный момент (1-2 мин.).
  • Актуализация знаний. Тестирование. Повторение.
  • Изучение нового материала (25–30 мин.)
  • Закрепление знаний.
  • Подведение итогов, домашнее задание (2–3 мин.)
  • Содержание урока

    I. Организационный момент

    (1-2 мин.)

    II. Актуализация знаний.

    Тестирование. Приложение 1. Тест. Слайд.

    Взаимопроверка. (Ответы: 1Г, 2А, 3В, 4Б, 5Г, 6А, 7А, 8Б,
    9В, 10 А.)

    Какими физическими свойствами обладают
    металлы? Слайд Самый, самый, самый

    Повторение строение атомов металлов
    (демонстрация кристаллических решеток).

    III. Изучение нового материала

    Можно ли в структуру одного металла внедрить
    между ионами металла ионы другого металла и
    другие вещества?

    Изменяются свойства сплавов по сравнению со
    свойствами металлов, образующих их сплав.
    Сообщаем тему и цель урока, записываем название
    темы.

    Работа со словарем. Записываем определение
    сплава.

    Образование общей кристаллической решетки
    сплава путем внедрения ион-атомов большего
    размера между узлами кристалла демонстрируем на
    модели, помещая шарики в соотвествующие места
    модели. Таким же образом поясняется структура
    сплавов. Полученных за счет замещения ион-атомов
    одного металла ион-атомами другого.

    Сплавы — это материалы с характерными
    свойствами, состоящие из двух и более
    компонентов, из которых по крайней мере один -
    металл. (Записать в словарь).

    Как вы думаете, что шире применяется: чистые
    металлы или их сплавы?

    В чистом виде металлы используются
    сравнительно редко, так как химические стойкие
    металлы золото и серебра, алюминий мягки, железо
    не обладает достаточной твердостью и упругостью,
    а их сплавы с другими металлами обладают
    достаточной твердостью. Все большее значение
    приобретают сплавы. Состоящие из двух и более
    компонентов, создаются сплавы с заранее
    заданными свойствами.

    Видеосюжет. (Приложение) Слайд.
    Просвещение. Химия. Мультимедийное учебное
    пособие нового образца.

    Слайд. Способы получения сплавов:

    1. Сплавление (например: получение третника)

    2. Спекание (смесь нагревают под давлением, не
    доводя до плавления, образуются твердые
    растворы).

    3. Диффузия в поверхностный слой одного металла
    ион-атоиов другого металла (амальгамирование,
    хромирование).

    Слайд. Строение сплавов:

    1. Механическая смесь кристаллов.

    2. Замещение ион-атомов в кристаллической
    решетке.

    3. Внедрение ион-атомов как инородных включений
    в металл.

    Как изменяются свойства сплавов по сравнению
    со свойствами металлов, образующих их сплав?

    Физ.минутка. (Выбираем по одному из
    предложенных упражнений, проводим в течение
    одной минуты). Приложение

    Лабораторная работа “Ознакомление с образцами
    металлов и сплавов”. Приложение

    Цель работы:

    Познакомиться с образцами
    металлов и сплавами на их основе, свойствами
    металлов и сплавов, сравнить свойства металлов и
    сплавов. Заполнить таблицу. Приложение

    Сообщение учащихся о составе и свойствах
    сплавов и областях их применения.

    Обобщая сообщения учащихся заполняем схему:
    “Классификация сплавов”. Приложение

    IV. Закрепление изученного материала

    Работа с учебником, параграф 45.

    1. Прочитать текст. Ответить на вопрос:

    Почему же сплав имеет другие свойства, чем
    металлы, которые входят в его состав?

    2. Выпишите в тетрадь, состав припоя и
    дюралюминия.

    V. Подведение итогов урока

    Объявляются оценки за устные ответы, тетради
    сдаем на проверку.

    Над какой темой мы сегодня работали?

    Что нового вы узнали о сплавах?





    Внимание, только СЕГОДНЯ!

    Следующий: