Спирты в жизни человека. 10-й класс

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,16 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока: Повторение и обобщение
знаний о классе спиртов, получение и применение их, профилактика алкоголизма.

Образовательная: Сформировать у учащихся представления
о строении и свойствах спиртов. Подвести учащихся к осмыслению понятий:
“Древесный спирт – технический спирт, спиртовое брожение, реакций, окисление,
реакции этерификации, о полезных и вредных свойствах спиртов”.

Развивающая: Развивать
умение и навыки обобщения и выделения главного в материале урока.

Предметно-практическая: Ввести учащихся в ситуацию
исторического действия. Методом эксперимента доказать процесс денатурации белков
в организме под влиянием этилового спирта.

Воспитательная: Подвести учащихся к осмыслению
нравственных понятий. Формирование взглядов и убеждений, соответствующих
здоровому образу жизни, выявления его преимуществ, для личности и общества.
Формирование у учащихся убежденности в безнравственности пьянства и алкоголизма,
закрепление отрицательного отношения к алкоголю.

Оборудование:

Спиртовые настойки трав, йода (аптечные
препараты), лосьоны, духи, одеколоны, дезодоранты, растворители лаков и красок,
содержащих спирты, метиловый спирт, азотная кислота, вода, яичный белок,
пробирки; компьютерная презентация к уроку, компьютер, мультимедиа проектор,
эпиграф, учебник.

Понятия:

Основные: “гидролиз”, “брожение”, “окисление”,
“разложение”, “денатурация”, “алкоголизм”.

Тип и вид занятия:

Урок повторения и обобщения.

Литература

  1. Г.И. Штремплер, Г.А. Пичугина – “Дидактические игры при
    обучении химии”, стр. 203- 214, Москва, Дрофа, 2004 г.
  2. С.М. Курганский – “Внеклассная работа по химии”, стр.
    126-138, Москва, 2006 г.
  3. А.И. Артеменко – “Удивительный мир органической химии”,
    стр. 157-160 Москва, Дрофа, 2004 г.
  4. К. Люцис – “Большая детская энциклопедия”, стр. 270-274,
    Химия, 2001 г.
  5. О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – Химия 10 класс, стр. 138-155,
    Москва, Дрофа, 2005 г.
  6. Н. Кузьменко, В. Еремин, В. Попков – Химия. Для школьников ст.кл. и
    поступающих в вузы: Учебное пособие, стр. 180-189, “Дрофа” 2001 г.
  7. А.С. Егоров, К.П. Шацкая – Химия. Пособие – репетитор.
    “Феникс” Ростов на Дону, 2002 г.

Ход урока

(Слайд №1) Тема урока: “Спирты в жизни человека”

Эпиграф: “Пьяный человек – не человек, ибо он потерял
то, что отличает
человека от скотины,
- разум”. Т. Пен

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Начинаем урок с проверки домашнего задания.

Учитель: На прошлом уроке мы познакомились с
кислородосодержащими органическими соединениями – спиртами.

Спирты:

  1. Одноатомные: метанол;
    этанол.
  2. Многоатомные: двухатомные;
    (этиленгликоль) трехатомные; (глицерин).

Учащиеся самостоятельно записывают гомологический ряд
одноатомных спиртов. На примере первых двух представителей заполняют таблицу,
физические и химические свойства метанола и этанола. (Слайд № 2-3)

Физические свойства многоатомных спиртов:

(Слайд №4)

Характеристики Этандиол-1, 2 Пропантриол-1, 2, 3
Цвет бесцветный бесцветный
Структура Вязкая жидкость Вязкая, сиропообразная
Cвойства Ядовит Сладкий на вкус

Химические свойства одноатомных спиртов (Слайд № 5)

Реакции

Этанол

Метанол

С металлами

2Na+2C2H5OH—>2C2H5ONa+H2

2Na+2CH3OH—>2CH3ONa+H2

С галогеноводородами

C2H5OH+HBr—>C2H5Br+H2O

CH3OH+HBr—>CH3Br+H2O

Этерификации

C2H5OH+CH3COOH
< —>CH3COOCH2CH3 +H2O
CH3OH+CH3COOH
< —>CH3COOCH3+H2O

Межмолекулярная дегидратация

C2H5OH+
C2H5OH—> C2H5
-O — C2H5
CH3OH+ CH3OH—>CH3
- O — CH3

Окисление [O]

C2H5OH→C2H5COH—>
C2H5COOH
CH3OH—>CH3COH—>CH3COOH

Дегидрирование

C2H5OH—> C2H5COH+H2

CH3OH—>CH3COH+H2

Горение

C2H5OH+3O2—>2CO2+3H2O

2CH3OH +3O2 —>2CO2
+4H2O

Учитель:

Рассматриваем способы получения первых двух
представителей гомологического ряда. Заполняем таблицу.

Способы получения одноатомных спиртов (Слайд № 6)

Этанол

Метанол

Гидролиз галогеналканов

C2H5Cl+NaOH—>C2H5OH+NaCl+H2O

CH3Cl+NaOH—>CH3OH+NaCl+H2O

Гидратация алкенов. Замещение галогеналканов

C2H4+H2O→C2H5OH

CH3Br+ NaOH—> CH3OH+NaBr

Специфические способы получения спиртов

C6H12O6—>2C2H5OH+2CO2

CO+2H2—>CH3OH

Из опилок древесины, реакция гидролиза

Вывод из этого этапа урока ученики формулируют самостоятельно
и записывают в тетрадях:

Отличить ядовитый метанол от этанола можно только в
лабораторных условиях с помощью специального оборудования. Эти спирты, находясь
рядом в гомологическом ряду, имеют близкие химические и физические свойства, их
очень трудно различить, именно поэтому так часто происходят отравления
метанолом. Метанол – яд. Отмечаем, что химические свойства спиртов определяются
гидроксильной группой. Спирты не кислоты, а нейтральные вещества. Метиловый
спирт получают нагреванием древесины без доступа воздуха. Образующиеся при этом
пары сжижали, получая много различных веществ. Среди них был и метиловый спирт,
который называли “древесным вином”.

Учитель:

Где применяется метиловый спирт?

Ученики:

Ответ.

Применение метилового спирта

Применяется в органической химии для получения огромного количества
разнообразных органических соединений:

  1. Его используют даже в качестве добавки в бензин. В результате
    повышается октановое число бензина.
  2. В качестве сырья для получения формальдегида.
  3. В производстве красителей, лаков и т.д.

Несколько граммов этого спирта, попавших в организм человека,
приводит в начале к полной потере зрения, а немного большее количество – к
смерти.

Учитель:

Где применяется этиловый спирт?

Ученики: Ответ.

Применение этилового спирта

Этот этап урока проводим в форме игры. Учащиеся делятся на
команды по интересам. Первая команда “Историки”, вторая – “Медики”, третья -
“Юристы”. Первым слово для сообщений предоставляется “Историкам”.

“Историки”:

(Слайды №7-10) Об опьяняющих свойствах
спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8 тыс. лет до нашей эры. Первые
алкогольные напитки были изготовлены из меда, плодовых соков, дикорастущего
винограда. Чистый спирт начали получать в VI-VII вв., арабы и назвали его “аль
коголь”, что означает “одурманивающий”. В древней Руси пили очень мало. Лишь на
избранные праздники варили медовуху, брагу или вино, крепость которых не
превышала 5-10%. Чара пускалась по кругу, и из нее каждый отпивал несколько
глотков. Обычай пить из одной чаши означал полное доверие друг к другу и
единомыслие. В будни никаких спиртных напитков не полагалось, и пьянство
считалось величайшим позором и грехом. Водка в страну стала проникать из-за
границы, в России появились первые кабаки (в переводе с татарского означает
постоялый двор). Широко насаждались кабаки при Иване Грозном. На протяжении
столетий в народе насаждалось пьянство, правящие круги заботились только о том,
чтобы больше получать доходы от продажи водки. В 1895 году царское правительство
ввело казенную монополию на продажу водки, мотивируя эту меру заботой о народном
здравии, но и казенная монополия не устранила пьянства. Водка отпускалась по
повышенной цене в любое время дня и ночи кому угодно. Водка стала главным
алкогольным напитком. В России, которая занимала одно из последних мест в мире
по потреблению алкоголя, количество смертей от опоя было много выше, чем в
западных странах. Последний русский царь Николай II даже вынужден был объявить в
1914 году “сухой закон”, который просуществовал до 1925 года. А затем
производство алкоголя стало расти в геометрической прогрессии. С 1940 по 1980
года население России выросло на 35%, а производство и потребление алкоголя на
770%. Сегодня на каждого россиянина приходится 24 литра вино — водочных изделий.
Повторно “сухой закон” был введен М.С. Горбачевым в 1985–1987 годах, за этот
период родилось на 500-600 тысяч младенцев больше, чем в каждом из предыдущих 46
лет, увеличилась продолжительность жизни мужчин на три года.

Учитель:

Верно ли высказывание? “Яд, который действует не
сразу, не становится менее опасным”. На этот вопрос нам ответят “Медики”.

“Медики”: (Слайды №11-20)

Спирт быстро всасывается в
кровь, хорошо растворяясь в межклеточной жидкости, поступает во все клетки
организма, соприкосновение эритроцитов с молекулами спирта приводит к
свертыванию кровяных пластинок. Учеными установлено, что, нарушая функцию
клеток, спирт вызывает их гибель:

100 граммов пива — погибает 3 тысячи клеток мозга;

100 граммов вина – 500 клеток;

100 граммов водки – 7500 клеток.

Токсическое действие алкоголя сказывается и на деятельности
нервной системы. Если содержание алкоголя в крови принять за 1, то в печени
равно 1,45, а в головном мозге 1,75. Даже небольшие дозы алкоголя нарушают обмен
нервной ткани, передачу нервных импульсов. Наблюдается расширение кровеносных
сосудов головного мозга и их кровоизлияния. Попав в организм, алкоголь
расщепляется в печени, что приводит к её циррозу. Токсическое воздействие
алкоголя на организм подростка в несколько раз сильнее, чем на организм
взрослого. Объясняется это тем, что бурно растущий организм имеет интенсивный
обмен веществ, большую скорость кровотока и большие просветы сосудов. Кроме
того, ткани организма подростка богаче водой, что усиливает повреждающее
воздействие алкоголя, так как он обладает неограниченной способностью к
растворению в воде, жадно поглощает воду, отбирая её у тканей организма. Поэтому
организм подростка оказывается легко уязвимым к воздействию алкоголя.

Учитель:

Из всего вышесказанного видно, что употребление
алкоголя подрастающим поколением не только не желательно, но и не допустимо.
Учитель:
Проведем химический эксперимент “влияния этанола на молекулы
белков”, постараемся найти причины этого явления. Учащиеся проводят опыт, в ходе
которого в три пробирки, содержащие куриный белок, добавляют в первую воду, во
вторую этиловый спирт, в третью азотную кислоту (конц). Наблюдают: во второй и
третей пробирках свёртывание денатурации белка. Каждая группа результаты
исследования записывает по схеме: цель – выводы – аргументы.

Учитель:

В ходе эксперимента мы убедились, что под
влиянием этилового спирта, даже незначительных доз его, каждая клетка, каждый
орган, соприкасаясь с его молекулами, испытывает на себе токсическое
воздействие.

Учитель:

А сейчас слово предоставляется “Юристам”.

“Юристы”: (Слайды № 21-22)

Отечественные
ученые-криминалисты и социологи на основании результатов исследований считают,
что в пьяном виде совершается примерно 93-96% преступлений, среди которых можно
выделить убийства — УК РФ ст. 105, разбои — ст. 162, грабежи — ст. 161, тяжкие
телесные повреждения — ст. 111, а также дорожно-транспортные происшествия со
смертельным исходом. В состоянии алкогольного опьянения возникает агрессия:

- алкоголь снижает процессы торможения и высвобождает
насильственные импульсы;

- алкоголь нарушает деятельность центральной нервной системы;

- алкоголь приводит к дисфункции височной доли мозга, что
способствует агрессивному поведению;

- алкоголь усугубляет поведенческие нарушения.

Российское Законодательство определяет, что лицо, совершившее
преступление в состоянии алкогольного опьянения, не только не освобождается от
уголовной ответственности, но, напротив, несет её в значительно большей степени,
ибо опьянение является отягощающим обстоятельством. По данным МВД по Республике
Калмыкия, в г. Элисте в 2009 году в состоянии алкогольного опьянения было
совершено 288 преступлений, их них 16 преступлений несовершеннолетними, в 2010
году 290 преступлений, несовершеннолетними – 23. Мы приходим к выводу, что в
настоящее время надо проводить профилактическую работу с молодёжью по
предупреждению преступлений. Для этого необходима пропаганда здорового образа
жизни через занятия спортом, повышения культурного уровня.

Учитель:

С давних времён пьянство является пагубной
привычкой. Отношение к алкоголю в мировых религиях отрицательное:

Христианство:

Уже при Петре I пьяницам, попавшим в
тюрьму, вешали на шею тяжёлую чугунную медаль “За пьянство”;

Ислам:

основоположник запрета употребления спиртных
напитков Магомед (570-632 гг.) Этот запрет вошёл в последствии в свод
мусульманских законов – Коран VII в.;

Буддизм:

Осуждает пьянство. В калмыцких семьях не
употребляли водку до очень пожилого возраста. Изготавливали водку из молока и
называлась она “арака”.

Народ давно уже дал оценку пьянству и пьяницам в устном
народном творчестве, раскрыл опасность одурманивания, его губительные
последствия.

Давайте вспомним народные пословицы, поговорки, а также
высказывания знаменитых людей. (Слайды № 23-24).

Ученики: Ответ “Водку пить — ум топить”, “Дали вина – так
и стал без ума”, “Вино входит — разум выходит”, “Был Иван, стал болван”, “За
чужое здоровье выпиваем, а своё пропиваем”. В народной мудрости калмыков тоже
есть пословицы и поговорки, осуждающие пагубную привычку употребления алкоголя:

1. Әрк уухларн – күчтә залу,

Әркнь һархла – сур деесн.

(Пьяный человек себя считает героем и вообще – всемогущим!)

2. Дассн му дасвр әмн һартл алдрдм биш.

(Плохая привычка остается до самой смерти)

3. Әркнч эцк — әсрәс дор

Алятдг эк — әәмшгәс дор. (Отец пьет – беда, мать пьет – вдвойне беда).

4. Әркин көлд

Әәлән (әсрән) үзүлдг). (Пьяный человек показывает свою неадекватность).

Учитель:

С народом не поспоришь. Обращаясь к народной
мудрости, мы видим негативное отношение народа к алкоголю. Десять миллионов
человек в России официально больны алкоголизмом. Реально эта цифра в 2-3 раза
больше и она растет из года в год. Что остановит это безумие? Что спасет нацию?
Сегодня ни один человек не должен, не имеет права стоять в стороне от этого
социального зла. Любые усилия, даже самые малые шаги по дороге к трезвости ведут
нас к светлому будущему.

Учитель:

Если спирты так вредны, зачем же их производят?

Ученик: (Слайд № 25)

Этанол служит не только для
производства алкогольных напитков, его применяют гораздо шире. Он входит в
состав лекарственных препаратов, содержится во многих косметических средствах.
Этанол — один из самых распространенных химических реактивов. Он не заменим в
химической практике и технике как растворитель – для разбавления лаков, красок.
Спирты выступают в роли исходного сырья для получения многих веществ – эфиров,
органических кислот, лекарств, полимеров, искусственного каучука.

Ученик:

Метиловый спирт применяется в органической химии
для получения огромного количества разнообразных органических соединений. Его
можно использовать даже в качестве добавки в бензин. В результате повышается
октановое число бензина. Метанол – Яд. Используется для технических целей и
всегда сопровождается надписью, хранится в специальном помещении или сейфе.

Ученик:

Многоатомные спирты тоже применяются в химической
промышленности для синтеза многих органических продуктов. Этиленгликоль идет на
производство антифризов. Глицерин применяют в быту, в медицине, пищевой
промышленности и парфюмерии, получают взрывчатые вещества, полимеры и т.д.

Вопросы для закрепления: (Слайд № 26)

1. Какие вещества называются спиртами?

2. По каким признакам их классифицируют?

3. Какое строение имеют одноатомные спирты?

4. Какое строение имеют многоатомные спирты?

5. Почему с увеличением молекулярной массы уменьшается
растворимость одноатомных спиртов в воде?

6. Что напоминают спирты по своим химическим свойствам?

7. Почему опьяневший человек замерзает на морозе быстрее
трезвого?

8. Какова смертельная доза алкоголя для взрослого человека?

9. Какая средняя доза алкоголя смертельна для детей и
подростков?

Учитель: (Слайд №27)

Подводя итог нашему уроку, можно
сказать, что спирты – одни из самых важных продуктов, которые когда-либо
получили химики. Пожалуй, нет ни одного класса химических соединений, которые
противоречиво вошли в историю человека, как спирты, и главным образом благодаря
одному своему представителю – этиловому спирту.

Домашнее задание:

Повторить параграф 17, стр. 138–153; выполнить письменное
задание в тетради № 2, 5, 12, стр. 154-155, по учебнику Химия – 10 кл., О.С.
Габриелян, Ф.Н. Маскаев.





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: