Повторительно-обобщающий урок в 8-м классе Эпоха Александра I. 1801-1825 гг

Цели урока:

  • Систематизация и контроль качества знаний по
    указанной теме.
  • Сформировать у учащихся целостное восприятие
    эпохи — первой четверти 19-го века.
  • Совершенствовать умения работы с исторической
    картой, анализировать, сопоставлять, сравнивать,
    составлять чёткий и связный рассказ при работе с
    фактическим материалом, участвовать в
    обсуждении, формулировать своё мнение и
    аргументировано отстаивать свою точку зрения.
  • Оборудование:

    карта «Россия в 1-й четверти
    19-го века».

    Оформление доски.

    Правила поведения при работе в группе
    (листок с правилами находится на столе каждой
    команды, основные правила выведены на доску).

    Форма проведения урока: урок — игра, с
    использованием интерактивных технологий.

    При подготовке к уроку учащиеся получают
    задание: разделиться на три команды, придумать
    название команды, её девиз, эмблему, выбрать
    капитана.

    Вступительное слово учителя:
    «Дорогие ребята, сегодня мы проводим
    повторительно — обобщающий урок по теме: «Эпоха
    Александра I 1801-1825 гг.». Перед нами
    поставлена задача не просто повторить изученный
    материал, а систематизировать и углубить свои
    знания по очень важному и интересному периоду в
    истории России.

    Итак, сегодня у нас соревнуются три команды:

    Представление капитанов, эмблема, девиз
    команды.
    Для успешной работы необходимо
    повторить правила работы в группе, которые
    находятся на столе у каждой команды. Каковы они?

    Правила работы в группе: (эти правила
    должны быть заранее объяснены участникам, во
    время интерактивного занятия написанные правила
    должны находиться на видном месте, чтобы в случае
    разногласий в группе, можно было обратиться к
    правилам).

    1. Чтобы попросить слово, подними руку.
    2. Говори по теме, понятно, кратко.
    3. Выслушай каждого, не перебивай. Не говори
      одновременно с другими.
    4. Старайся понять мнение другого, даже если ты с
      ним не согласен.
    5. Критически отнесись к мыслям, а не к людям.
    6. Старайся найти наилучшее решение проблемы.
    7. Поощряй других к участию в обсуждении.
    8. Будь доброжелателен и терпим.
    9. Задавай вопросы на понимание ( «Правильно ли я
      понял, что:»).
    10. Соблюдай правило «трёх нельзя»:
      нельзя говорить: «всё уже сказано»;
      нельзя отказываться сообщить своё мнение группе;
      нельзя прятать за высказыванием дурное
      настроение.

    Учитывая возрастные особенности
    восьмиклассников, на доске для зрительного
    восприятия выведены основные правила:

    1. Правило уважения: когда говорит один- остальные
      слушают.
    2. Правило прилежания: выполняем все задания
      добросовестно.
    3. Правило дружелюбия: нельзя насмехаться,
      обзываться.

    Для оценки нашей работы у капитанов есть списки
    команд, в которых отмечаются ответы каждого
    участника, а в конце игры капитаны должны будут
    подвести итоги работы своей команды, а команда
    должна будет оценить капитана.

    Вступительное слово учителя: «Россия
    в начале 19-го века — огромная держава: площадь
    - 16 миллионов километров квадратных (1/ 6 часть
    земной суши ), население — 40 миллионов человек,
    плотность населения- менее 2,5 человек на 1
    километр квадратный, общество — сословное».

    Вопрос классу: что такое сословия? На доске
    выписаны сословия российского общества:
    дворянство, крестьяне (государственные,
    удельные, крепостные), казаки, мещане, купцы,
    духовенство.

    Задание командам: назвать
    привилегированные, полупривилегированные,
    податные сословия.

    Используя запись на доске, учащиеся дают ответ.

    Учитель: «Анализируя на уроках особенности
    экономического развития России, мы пришли к
    выводу, что в России происходит разложение
    феодальных отношений и зарождение
    капиталистических».

    Задание командам: из предложенного выбрать
    признаки капитализма (каждая команда получает
    задание на стол):

    • барщинная система хозяйства;
    • специализация районов;
    • оброк;
    • барщина;
    • мануфактура;
    • формирование Всероссийского рынка;
    • система крепостного права;
    • абсолютная монархия;
    • ярмарки;
    • разделение труда;
    • натуральное хозяйство;
    • помещичье землевладение;
    • превращение ремесла в мелкотоварное
      производство;
    • использование в промышленности и сельском
      хозяйстве труда крепостных;
    • развитие товарно — денежных отношений;
    • денежный оброк.

    Проверили правильность выполнения задания.

    Вопрос командам: Назовите условия
    необходимые для развития капитализма. Команды
    дают ответ: капитал, рынок свободной рабочей
    силы, рынок товаров. Развитие капитализма -
    закономерный прогрессивный процесс.

    Вопрос командам: Назовите то, что
    мешало развитию капитализма? Команды дают ответ:
    крепостное право, самодержавие, помещичье
    землевладение.

    Учитель: «Такую Россию получил для управления
    Александр I».

    Вопрос классу: в ходе какого события Александр I
    пришёл к власти? Команды дают ответ: путём
    Дворцового переворота 11 — 12 марта 1801 года.

    Вопрос классу: что Вам известно о таких
    личностях, как Кочубей Виктор Павлович,
    Строганов Павел Александрович, Новосильцев
    Николай Николаевич, граф Чарторыйский? Команды
    дают ответ: «Негласный Комитет» (1801 — 1803 г.г.).

    По одному человеку от команды приглашаются за
    отдельный стол.

    Задание: соотнесите даты и события начала
    правления Александра I:

    1801г. «Указ о вольных хлебопашцах».

    1803 г. Запрещены публикации о продаже крестьян.

    1801 г. Право не дворян покупать землю.

    1808 г. Запрет продавать крестьян на ярмарках.

    1809 г. Ограничение произвола помещиков в
    отношении крестьян.

    1802 г. Учреждение Государственного Совета.

    1810 г. Учреждение министерств.

    «Негласный комитет» — ближайшее окружение
    Александра I, друзья императора изучил
    обстановку в стране и приходит к выводу о
    необходимости решения аграрного вопроса и
    проведении реформ госаппарата. Таким образом, с
    деятельностью «Негласного комитета» связан
    либеральный период правления Александра I.

    Задание командам: сравнить решение аграрного
    вопроса в правление Павла I и Александра I.
    Напоминание командам, что при сравнении находим
    общие черты и различия. Команды дают ответ.

    С 1807 г. в ближайшем окружении Александра I
    оказывается М.М. Сперанский.

    Задание командам: что предлагает изменить
    Сперанский М.М. в системе управления Россией? На
    доске создана схема «Государственное
    устройство России в проекте Сперанского М.М.».

    Команды дают ответ: Сперанский М.М. предлагал
    реализовать основные принципы деятельности
    государственных органов власти:

    • разделение властей на законодательную,
      исполнительную, судебную;
    • независимость судебной власти;
    • ответственность исполнительной власти перед
      законодательной;

    Задание командам: Что из предложенного было
    реализовано в России?

    Знатоки реформ государственного аппарата
    приглашаются за отдельный стол.

    Задание: Назвать функции министерств и их
    отличия от коллегий.

    Задание командам: Дайте определение понятиям и
    терминам. Каждая команда получает листок с
    заданием:

    • барщина;
    • оброк;
    • абсолютная монархия;
    • ярмарка;
    • натуральное хозяйство;
    • дворцовый переворот;
    • мануфактура;
    • Всероссийский рынок;
    • коалиция;
    • Коституция;
    • континентальная блокада;
    • духовенство;
    • «месячина»;
    • дворцовый переворот;
    • товарно — денежное хозяйство;
    • Юрьев день;
    • пожилое;
    • заповедные лета;
    • урочные лета

    Внешняя политика 1801 — 1812 г.г.

    Задание командам: назвать основные направления
    и задачи внешней политики Александра I.

    Команды заполняют таблицу: «Войны России с
    Турцией и Ираном», отражая в ней причины войн и
    условия заключения мира, рассматривая таким
    образом восточное направление внешней политики
    Александра I.

    Знатоки западного направления внешней
    политики и участия России в антифранцузских
    коалициях, а так же условий Тильзитского мира
    приглашаются за отдельные столы.

    Задание: назвать даты участия России в
    антифранцузских коалициях, основные события и их
    результаты, а также дату и условия Тильзитского
    мира, позитивные и негативные последствия для
    России этого договора.

    Соглашения, заключённые в Тильзите не могли
    быть прочными. Наполеон продолжал
    захватническую политику в Европе, что вызывало
    возражения со стороны Александра I. Это
    раздражало Наполеона, привыкшего к раболепству.
    С 1810 г. отношения между Россией и Францией
    испортились. Активная внутренняя политика
    Александра I будет прервана войной 1812г., в
    состояние которой , в силу непримиримых
    противоречий сползала Россия и Франция.

    Задание командам: назовите основные причины
    войны 1812г.; назовите наиболее значимые сражения
    Отечественной войны 1812г., расположите их в
    хронологической последовательности.

    Знатоки карты приглашаются за отдельные столы
    для выполнения задания на контурных картах.

    Вопрос классу: Почему война называется
    Отечественной, народной? В чём её историческое
    значение? Когда состоялся Заграничный поход
    русской армии, каковы его цели? Что получила
    Россия по решениям Венского Конгресса?(показать
    по карте).

    Значение Заграничного похода: Россия на
    несколько десятилетий стала ведущей европейской
    державой, оказывавшей влияние не только на
    европейскую политику, но и на мировую.

    Учитель: «Политика Александра I после
    Отечественной войны связана с именем Алексея
    Андреевича Аракчеева».

    Задание командам: выбрать из предложенных
    событий либеральные и реакционные
    преобразования России.

    Учитель: «В эпоху Александра I в России
    зарождается революционная идеология
    декабристов».

    Задание командам: Раскрыть планы декабристов о
    переустройстве России через знание программ
    Северного и Южного обществ по плану:

    • Государственное устройство;
    • Крестьянский вопрос;
    • Гражданские свободы;
    • Крепостное право;
    • Сословный строй;

    Команды составляют предложенную им таблицу.

    Задание командам: объяснить крылатые
    выражения, кому принадлежат и по какому поводу
    сказаны?

    «Дней Александровых прекрасное начало:».

    «Вот взошло солнце Аустерлица».

    «С потерею Москвы не потеряна Россия».

    «Они будут во что бы — то ни стало, хотя бы
    пришлось уложить трупами дорогу от Петербурга до
    Чудово:».

    «Не угодно ли вам, государь, променять этого
    человека на какое либо королевство».

    «Я отращу себе бороду и буду есть картофель с
    последним из своих крестьян, но не подпишу стыд
    своего Отечества».

    «На Москву ведёт множество дорог, но одна из
    них — через Полтаву».

    «Из всех моих сражений, самое ужасное то,
    которое дал под Москвой».

    «Через пять лет я буду господином мира;
    остаётся одна Россия, но я раздавлю её».

    Подведение итогов:

    капитаны выставляют
    оценки команде, команда — капитану.

    Использованная литература:

  • Данилов А.А., Косулина Л.Г.
  • История России 19
    век. — М., 2006.

  • Данилов А.А., Косулина Л.Г.
  • Рабочая тетрадь к
    учебнику «История России 19 век». — М., 2006.

  • Жукова Л.В.
  • История России 19 века. Пособие для
    учащихся. — М., 1996.

  • Зырянов П.Н.
  • История России 19 век. 8 кл. — М., 1998.

    Следующий: