Могущество Османской империи и начало ее упадка

Тема: Могущество Османской империи и
начало ее упадка.

Цель: дать представление об Османской
империи в период ее расцвета.

Задачи:

  • охарактеризовать Османскую империю в период
    правления Сулеймана Великолепного (на его
    примере показать роль личности в истории);
  • довести до сознания учащихся мысль, что
    героическая борьба народов Балканского
    полуострова спасла Европу от гибельных
    последствий османского завоевания;
  • формировать умения работать с картой,
    прослеживать причинно-следственные связи;
  • воспитывать сочувствие к угнетенным,
    патриотизм.

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Оргмомент
Актуализация знаний, объявление новой
темы.
– Изучая историю, мы с вами видели, как
появлялись государства, переживали периоды
расцвета, а затем многие из них переставали
существовать. Сегодня на уроке мы должны будем
охарактеризовать Османскую империю в период ее
расцвета, который пришелся на время правления
Сулеймана Великолепного, также выяснить, почему
при его приемниках начинают проявляться
признаки ее упадка.
Изучение нового материала. 1. Османская империя при Сулеймане
Великолепном

Этот шнур власти, так прекрасно сплетенный, находился
у одного хозяина – у монарха. (Князь Збаражский)

– У кого в Османской империи находился этот
шнур власти (Султана)?
– Как вы думаете, процветание государства будет
зависеть от характера, способностей султана?
Наивысшего могущества Османская империя
достигла при Сулеймане Великолепном. Сулейман
Великолепный – самый известный из всех
османских правителей. Во время своего долгого
царствования (1520-1566) он расширил границы своей
империи в Европе, Азии, Африке.
Западный мир называл его «Великолепный». Для
своих подчиненных он был Сулейманом
«Законодателем».
Высокий худощавый, с высоким лбом, орлиным носом
и очень большими глазами, излучавший подлинное
величие, Сулейман был человеком набожным, мудрым,
непреклонным и высокоморальным, он заставлял
других уважать свои взгляды.
Показать на карте территории, входившие в
середине XVII века в состав Османской империи в
Европе, Азии, Африке.
Территория Османской империи значительно
расширилась, что требовало четкого управления.
Сулейман обнародовал новое мирское
законодательство «Канун», своеобразный свод
законов, обеспечивающий силу и стабильность
государства.
Подданные Сулеймана, признавая полноту и
важность его труда, дали своему правителю
прозвище «Законодатель».
Османское государство имело централизованное
управление, резиденция власти находилась во
дворце. Во главе стоял султан, имевший в своих
руках все права и полномочия. Его декретам
обязаны были подчиняться все народы, он был
«тенью бога на Земле», т.е. духовным главой
мусульман, командующим армией, верховным судьей.
При этом он не мог противиться заповедям ислама.
Неограниченная власть султана, опора его власти:
большая армия и мусульманская церковь.

2. «Сабля и религия неразлучны»

– Что собой представляли военные силы турок?

Янычары – постоянное пешее войско.

Судьба янычара

Во время войны, край, где я родился, был
покорен Османской империей, и я попал в
янычарское войско еще маленьким.

Вы – будущие воины Аллаха – янычары – опора
Османской империи и султана. Вам нельзя иметь
семьи, нельзя заниматься ничем, кроме воинского
ремесла. Саблей добытое царство османов саблей и
удержится.

Из янычар султан составлял личную охрану. В
праздники мы во всей своей красе выступали на
парадах. Не было человека, осмелившегося
противиться янычару. Даже приближенные султана
боялись нашего гнева. В знак неудовольствия мы
выносили из казарм котлы и били в них, а потом
растекались по городу, круша все на своем пути. Но
если неугодивший смог спрятаться в янычарском
котле, он становился другом «янычар».
Приходилось мне участвовать и в жестоких войнах.
Янычары брали сильно укрепленные города, от нас
бежали закованные в латы рыцари. Мы убивали и
захватывали огромные богатства.
Однажды сам султан заметил мою храбрость и
подарил мне искусно украшенную саблю – о
звездный миг моей жизни. А теперь я стар, да и
янычары теперь не те; Они заводят семьи,
занимаются ремеслом, много кричат на площадях и
мало воюют. Неужели османская сабля тупится?
Османов ждет гибель от руки врагов.

Султаны были предводителями мусульман в
священной войне с неверными и проводили в
походах большую часть жизни, даже обряд
коронации султана состоял не в возложении
короны, а в опоясывании «священным мячом».
Когда после коронации, возвращаясь во дворец,
султан проходил мимо янычарских казарм, ему
навстречу выходил один из командиров и подносил
чашу с шербетом. Выпив шербет и наполнив чашу
золотыми монетами, султан произносил ритуальную
фразу «Кызыл эльмада герюшюрюз». – Мы вновь
встретимся в стране Золотого яблока. Это
означало, что янычары должны готовиться к походу
на запад – в христианскую Европу, которую турки
называли «Страной Золотого яблока».
В 1526 году султан Сулейман Великолепный во главе
100 тыс. армии при 300 пушках вторгся в Венгрию. 29
августа на поле у Мохача турки встретились с
венграми. Венгерская конница бросилась в
отчаянную атаку на укрепления янычар и была в
упор расстреляна артиллерией. Король Людовик
II утонул в болоте во время бегства. Турки
овладели большей частью Венгрии и в 1529 году
двинулись на Вену, вся Европа была охвачена
страхом. Казалось, что христиане не смогут
остановить мусульманское наступление. В конце
сентября османы осадили австрийскую столицу и
придвинули к ее стенам 300 пушек, канонада
продолжалась с утра до вечера, минеры рыли
подкопы и взрывали укрепления. 9 октября турки
пошли на штурм, который беспрерывно длился 3
дня, но янычарам не удалось сломить осажденных;
предвидя наступление холодов, османская армия
сняла осаду. Возвращаясь, турки разорили
австрийские земли и угнали в плен больше 10 тыс.
крестьян.
Война за веру не знала милосердия и ни
мусульмане, не христиане не щадили своих
противников. Впрочем, любой христианский пленник
мог сказать: «Признаю, что нет бога, кроме
Аллаха», – и тотчас получить свободу.

– На контурной карте отметить места крупнейших
сражений в Центральной Европе.

3. Положение покоренных народов

В стихотворении хорватского поэта Марко
Марулича (вторая половина XV-начала XVI века)
«Молитва против турок» отражены бедствия славян
на Балканском полуострове во время османского
завоевания.

«Поля, и весь, и град, ограбив, турок сжег.
Стенает, стар и млад, всех в рабство он увлек.
Юнаков пала рать, иссечена мечом.
Кто не успел бежать – стенает под бичом.
Враг и детей рубил в объятьях матерей,
Безжалостно губил невинность дочерей,
Он знал корысть одну, он семьи разрывал:
Здесь продавал жену, а мужа там сбывал.
Низвергнут алтари, святыни поругал,
Твои монастыри с землею он сровнял,
Коней вводили в храм, проклятой ногой
Сынам твоим на срам топтали крест честной».

– Какие бедствия, принесенные османским
завоеванием, называет поэт? Какие настроения
народа он выразил в этом стихотворении?

– В чем вы видите сходство в положении
покоренных народов в мусульманских странах?

Положение покоренных народов:

– угон населения в рабство;
– выселение из городов;
– тяжелый подушный налог;
– унизительные запреты.

Физминутка

4. Борьба народов против завоевателей

– Кто такие гайдуки?

Гайдуки – болгарские и сербские
партизаны.

– Движению гайдуков трудно дать определенную
оценку. Выявите сильные и слабые стороны этого
движения.

– Приведите факты, доказывающие, что народы XVI
Балканского полуострова героически отстаивали
свою независимость в борьбе против османского
нашествия.

5. Начало упадка Османской империи

– Каковы причины начавшегося упадка Османской
империи во II половине XVI века. В чем он проявился?

  1. Борьба покоренных народов против завоевателей.
  2. Превращение земель воинов в их собственность,
    ослабление армии.
  3. Сокращение доходов казны в связи с прекращением
    завоевателей.

Рассказ учителя с элементами беседы.

Работа с картой.

Запись в тетради.

Самостоятельная
Работа П. 2.
Словарь.

3 мальчика от лица янычар рассказывают о судьбе
янычара (в руках изображения янычар).

Рассказ учителя.

Работа с контурной картой.

Беседа.

Самостоятельная работа.
П. 3.

Запись в тетради.

Было дано опережающее задание. Выяснить,
кто такие гайдуки.

Словарь.

Объяснительное чтение последнего абзаца п. 4.

Самостоятельная работа.

Запись в тетради.

Закрепление По вертикали:
  1. Какое прозвище дали своему правителю его
    подданные.

По горизонтали:

  1. Какое прозвище носил турецкий султан,
    завоевавший столицу Византийской империи.
  2. Сербские и болгарские партизаны.
  3. В 1571 г. соединенные силы европейских государств
    разгромили османский флот при …?
  4. Постоянное пешее войско.
  5. Как назывался Стамбул до его завоевания
    турками-османами?
  6. Место сражения, где было разбито
    чешско-венгерское войско в 1526 г.?
  7. Столица европейского государства, под стенами
    которой турки потерпели поражение.
Кроссворд
Подведение итогов. – В правление, какого султана Османская
империя достигла своего расцвета? Почему при
правлении Сулеймана Великолепного? Каковы
причины начала ее упадка?

Комментарии оценок.

Домашнее задание.

Дополнительный материал:

Похищенная во время одного из набегов на Польшу
Роксолана (Настасья, так ее называли на Родине), а
потом продана как рабыня. Она не была красавицей,
но очень милой и грациозной. Слова очевидца того
времени. Своим очарованием она совершенно
покорила Сулеймана.
Она подарила ему четырех сыновей и дочь, и
впервые в истории гарема Султан взял свою
наложницу в жены. Веселая жена Султана жила во
дворце Топкаи. Она царила в гареме и всеми
способами боролась за то, чтобы ее сын Селим,
получил трон после своего отца. Имена она повинна
в смерти старшего сына Сулеймана.
И в то же время она приказывала строить больницы
и приюты на средства Сулеймана. Сулейман любил ее
до самой смерти, в ее честь он слагал поэмы: «Я был
властелином вселенной и нищим у твоих дверей.
Самый яростный шторм завладеет миром, но я не
подниму своих парусов, свой якорь я бросил рядом
с кораблем своей любви».

Приложение





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: