Урок истории в 5-м классе на тему: Важнейшие открытия и достижения финикийцев

Тема урока: Важнейшие открытия и
достижения Финикийцев.

Учитель МОУ: СОШ п. Бобровский ,
Ханты-Мансийского района, Тюменской области
РОЩИНА ЛИЛИЯ НИКОЛАЕВНА

Цель урока:

  • Образовательная: познакомить учащихся с
    важнейшими открытиями и достижениями Финикийцев
    в области культуры; формировать умения работы с
    услышанной и прочитанной информацией; записать в
    тетради достижения и открытия финикийцев;
    выяснить основные занятия финикийских
    мореплавателей.
  • Воспитательная: познакомить с
    эстетическими представлениями финикийцев.

Тип урока: объяснение нового
материала.

Ход урока

1. Повторение порных знаний.

Задание №1.

Решите кроссворд.

По вертикали:

  1. Небольшая пластина из мягкой глины,
    предназначенная для письма.
  2. Горная порода, образующая в соединении с водой
    тестообразную массу; использовалась в
    строительстве, в писцовых школах, для
    изготовления посуды.
  3. Одна из двух главных рек Двуречья.
  4. Высеченные на каменном столбе правила, по
    которым вавилонские судьи разбирали споры между
    людьми.
  5. Самый известный в Древнем Двуречье город.
  6. Вавилонский царь-законодатель.
  7. Брусок из глины, обожженный в печи или
    высушенный на солнце, употребляемый для
    построек.
  8. Мера веса в Вавилонии (8,4 г).
  9. Одно из названий страны в Западной Азии, где, как
    и в Египте, более 5 тысяч лет назад возникли
    государства и было изобретено письмо.

Задание 2. Ответьте на вопросы.

- Кто из жителей Двуречья или героев сказаний
мог бы произнести такие слова, по какому поводу
они могли быть сказаны?

-Я начертал мои драгоценные слова на камне,
чтобы сильный не притеснял слабого! Я дал сиять
справедливости в стране!

2. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы будем изучать историю новой
для вас страны Финикии, познакомимся с
важнейшими открытиями и достижениями финикийцев
в области культуры, которые будем записывать в
тетрадь; выясним основные занятия финикийских
мореплавателей. Познакомитесь с эстетическими
представлениями (представлениями о прекрасном)
финикийцев.

3. Изучение нового материала.

(Запись темы урока в тетрадь)

Торговые пути из Двуречья выходили к
государству с красивым названием Финикия. Жители
его были замечательными мастерами,
мореплаватели бороздили просторы морей и
океанов. В конце урока вы должны будете
ответить на следующий вопрос: Какие открытия
были сделаны финикийцами?

Запись в тетрадь.

Финикия — в древности — узкая полоска суши,
зажатая между Ливанскими горами, покрытыми
могучими зелеными кедрами и побережьем
Средиземного моря.

Сейчас эту территорию занимает страна, которая
называется Ливан (обращение к политической
карте).

Финикия располагалась на восточном побережье
Средиземного моря. На узкой полоске земли между
морем и цепью Ливанских гор не было крупных рек и
долин с плодородными почвами. Да и места здесь
мало для полей и пастбищ. Проходили века, жизнь
шла вперед. Маленькие долины покрылись полями и
садами. Финикийцы сажали виноградники и рощи
оливковых деревьев. Когда поспевал виноград,
спелые ягоды сваливались в огромные каменные
ящики, и тогда десятки юношей и девушек с
радостным смехом и веселыми песнями топтали их
босыми ногами, выдавливали темно-красную
“виноградную кровь”, чтобы она, перебродив,
превратилась в сладкое вино. В песнях
восхвалялась богиня плодородия Астарта
(показать слайд), впервые научившая людей
возделывать виноград и приготовлять из него
напиток, веселящий людей и богов.

Покончив со сбором винограда, финикийцы
отправлялись в оливковые рощи. Палками сбивали
созревшие маслины и выжимали из них душистое
масло.

- О каком из достижений финикийцев идет речь?(Запись
в тетрадь виноградное вино и оливковое масло)

Прошло еще несколько веков, и страна
преобразилась. Маленькие рыбачьи поселки
превратились в крупные города, такие как Библ,
Сидон, Тир. В финикийских городах было много
искусных ремесленников.

(Сообщение ученика) Пурпурная краска

Некоторые финикийцы, взяв в руки два тяжёлых
камня, ныряли на дно моря и добывали оттуда
маленькие чудесные раковины. На вид раковины
были невзрачны. Но из каждой можно было выдавить
несколько капель густой жидкости. Это была
замечательная пурпурная краска. Владельцы
ткацких мастерских давали за маленький сосудик,
наполненный такой краской, слиток серебра весом
в два сикля.(8, 4 грамма) Одежды, окрашенные в
пурпур, сверкали на солнце. Если краску
замешивали погуще, ткань становилась лиловой,
если пожиже — она алела, как будто обрызганная
кровью. Можно было стирать пурпурную одежду
каждый день в речной и морской воде, в холодном,
как лёд, горном ручье и в котле с бурлящим
кипятком, а она не линяла; казалось, что её только
вчера покрасили. Такую одежду охотно покупали
цари и князья, жрецы и военачальники.

- Что именно было изобретено финикийцами
(Запись в тетрадь пурпурная краска)

(Сообщение ученика) Зеркала и стекло.

Был и ещё один выгодный промысел. На юге страны,
у подножия горы Кармил, весь морской берег был
покрыт белым, чистым песком. Изобретательные
люди смешивали его с селитрой и плавили, как
медную руду, терпеливо очищая от всяких примесей.
Получалось прозрачное стекло, из которого
выдували маленькие, изящные сосудики для
душистых благовоний или отливали круглые
зеркала, в которых лица людей отражались яснее,
чем в старых, желтоватых бронзовых зеркалах.

Изготовление стекла приносило большой доход, и
соседи, проходя мимо мастерских, где дымились
печи стекольщиков, с завистью говорили: “Они
сосут богатства морей, из песка добывают
сокровища!” Но не только песок шёл в ход.
Блестящие камешки, раковины и даже битый
хрусталь, привезённый из Индии, бросался в печи и
давал новые, более тонкие и прозрачные сорта
стекла.

- Какой вид промысла также приносил доход
финикийцам?(Запись в тетрадь зеркала и стекло)

(Сообщение ученика) ТОРГОВЛЯ И
МОРЕПЛАВАНИЕ

Финикийские купцы торговали по всему
Средиземному морю. Из своей страны они везли
ткани, выкрашенные пурпурной краской, сосуды и
бусы из стекла, бревна из ливанского кедра,
оливковое масло и виноградное вино. Из Египта
вывозили зерно, полотно, тонкие желтоватые листы
папируса, с острова Кипр медь, из Испании серебро.
Жажда наживы гнала финикийских купцов все дальше
и дальше. Возвращались домой через много лет,
нагруженные новыми невиданными изделиями,
пригоняя скот и закованных в цепи рабов. Пригнав
рабов домой, можно было продать их в десять раз
дороже.

Но если предоставлялся удобный случай, не
стеснялись финикийцы и разбойничать: иногда
высаживались на берег и грабили беззащитные
поселения. Людей, застигнутых врасплох, похищали
и продавали в рабство.

Чем торговали финикийцы?

Что ввозили в страну финикийцы?

Финикийские колонии. В тех краях, где
постоянно бывали финикийцы, они стали основывать
поселения (мы называем их колониями). Торговля
сразу пошла живее. Корабли из Финикии приходили в
благоустроенную гавань, и обмен шел уже с
соплеменниками, даже с родственниками. В свою
очередь жители колоний завязывали отношения с
населением окружающих земель и добывали нужные
товары. В IX-м веке до н. э. жители Тира основали в
Северной Африке Карфаген, который
впоследствии стал главным городом крупного
государства.

-Что именно создавали финикийцы в тех краях, где
они бывали? (запись в тетрадь основывали колонии)

КОЛОНИЯ – поселение финикийцами в чужих
землях.(запись в тетрадь)

Древнейший алфавит. Финикийским
торговцам необходимо было знать грамоту, чтобы
вести свои счетные записи. Но им вовсе не
требовалось овладеть всей премудростью
иероглифов или клинописи. В Финикии около трех
тысяч лет назад придумали более простое письмо. В
нем не было таких значков, которые выражали бы
целое слово. Каждый значок соответствовал
отдельному звуку и был буквой. Поэтому и
запомнить все значки было легче, чем сотни
иероглифов, — букв было всего двадцать две. Но
для гласных звуков финикийцы букв не изобрели.
Нам
пришлось бы не просто, если бы мы попытались
писать по финикийски, без гласных. Попробуйте-ка
догадаться — чтздснпсн! (запись на доске)

Финикийский алфавит еще в древности
заимствовали греки. Но они изменили его и впервые
стали обозначать буквами не только согласные, но
и гласные звуки. Некоторыми буквами, у финикийцев
выражавшими согласные, в греческой письменности
стали передавать гласные. От финикийского и
греческого алфавитов произошли все алфавиты в
мире, в том числе и наша азбука.

- Каким из изобретений финикийцев люди
пользуются и по сей день? (запись в тетрадь
финикийский алфавит)

4. Обобщение и систематизация знаний.

Давайте поиграем, я говорю фразу, а вы её
заканчиваете. Что продавали Финикийские купцы.

- Ткани выкрашенные (пурпурной краской).

- Сосуды и бусы из (стекла)

- Бревна из ливанского (кедра)

- Оливковое (масло)

- Виноградное (вино)

В глубокой древности Финикия и соседние с ней
области носили название Ханаан. Название же
Финикия этой стране дали греки. “Финикийцы”
по-гречески означает “красноватые”, или, точнее,
“красящие в багряный цвет”.

Почему именно так называли греки финикийцев?

Ответьте на вопрос.

Более трех тысяч лет назад в Египте и Двуречье
ученики писцовых школ тратили на овладение
письмом и чтением долгие-долгие годы. Напротив, в
древних городах Тире, Библе и Сидоне школьники,
едва только начав учиться — проходило
каких-нибудь несколько недель,— могли записать и
прочитать несложный текст. Чем объяснить
различие в сроках обучения грамоте в разных
странах древности?

- Перечислите открытия сделанные
финикийцами?

5. Самостоятельная работа.

Проверочный тест.

1. Древняя страна, расположенная между морем и
цепью Ливанских гор:

а ) Междуречье
б) Египет
в) Финикия

2. Где был придуман первый алфавит?

а) в Финикии
б) в Нубии
в) в Египте

3. Что обозначает понятие “колония”?

а) поселение финикийцев в других странах
б) свободная территория
в) город-порт

4. Что вывозили торговцы из Финикии?

а) бумагу и чай
б) сахар и хлопок
в) ткани, изделия из стекла.

5. Как называлась страна, где находились города
Библ, Сидон, Тир?

а) Израиль
б) Ассирия
в) Финикия

6. Итог урока.

Важнейшие открытия и достижения Финикийцев
помогли людям в освоении письма, позволили
пользоваться изделиями из стекла, любоваться
пурпурной краской. Оценивание учащихся.

7. Д/3 переписать в тетрадь с карточки
значение терминов “Финикия” и “колония”,
выучить параграф, ответить на вопросы в конце
параграфа

Список использованной литературы:

  1. Арасланова О.В. История Древнего мира.5 класс:
    Поурочные разработки к учебнику А.А. Вигасина,
    Г.И.Годера., И.С.Свенцицкой. — М.:ВАКО, 2005.
  2. Атлас древних цивилизаций мира.-М.:ОЛМА-ПРЕСС,2000
  3. Большая историческая энциклопедия школьника:
    ранние цивилизации. — М.: РОСМЭН, 1996.
  4. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего
    мира.: пособие для учащихся
    общеобразоват.уч.-М.:Просвещение,2000.
  5. Древний Восток :книга для чтения
    под.ред.В.В.Струве.-М.:Просвещение,1958.
  6. Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории. 5
    класс.- М.:ТЦ Сфера, 2003.
  7. Энциклопедия для детей: Всемирная история. Том
    1.-М.: “Аванта +”,1993.





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: