Таиственные соседи Солнца — урок природоведения в 5-м классе

Задачи:

  1. сформировать представление о происхождении и
    особенностях комет, астероидов, метеоритов,
    метеоров на основе гипотезы о происхождении
    Солнечной системы;
  2. развивать навыки работы с образами и
    представлениями, созданными на основе текста
    учебника, рассказа учителя, изображений
    презентации;
  3. показать механизм установления внутренних
    связей в рамках одной темы и межтемных связей;
  4. воспитывать культуру учебного труда: навыки
    аккуратного ведения записей в тетради,
    выполнения схематичных рисунков, оформления
    таблицы.

Оборудование:

  • презентация (Приложение 1),
  • опорные листы (Приложение 2).

Ход урока

1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку. приветствие.
Объявление задач урока и порядка работы.

2. Подготовка к восприятию нового
материала.

Слайд 1

Учитель природоведения:

- Мы продолжим сегодня работу по изучению
Солнечной системы. А начать наш урок я хочу с
воспоминаний очевидца одного необычного
явления.

Чтение отрывка из книги “Хрестоматия по
природоведению” о падении Тунгусского
метеорита.

“Странные вещи творились на свете в ясное,
тихое утро 30 июня 1908 года. С ужасом и недоумением
следили жители Сибири за полетом внезапно
появившегося огненного тела, похожего на Солнце.
С гулом и грохотом стремительно пронеслось оно
по безоблачному небу и скрылось за горизонтом.

… А вокруг тряслась земля. Все завершилось
ослепительно яркой вспышкой и оглушительным
грохотом. Огненное тело упало в бассейне правого
притока Подкаменной Тунгуски. На огромной
площади были повалены деревья, они как бы
показывали место падения космического
пришельца”.

Беседа

  1. О каком небесном теле говорится в рассказе?
  2. Какие еще небесные тела, кроме планет, вы знаете
    в Солнечной системе?

Обсуждение ответов учеников.

3. Новая тема.

Слайд 2

Объявление темы урока.

Организация работы с опорным листом.

Учитель астрономии

Рассказ учителя о гипотезе происхождения
Солнечной системы. Работа учащихся со схемой:
заполнение ее по ходу рассказа.

Слайд 3

По современной гипотезе наша Солнечная система
образовалась из большого газопылевого облака,
которое вращалось вокруг общего центра.

Слайд 4

В результате вращения образовалось несколько
уплотнений. Из центрального уплотнения
произошло наше Солнце.

Слайд 5

Из других уплотнений образовались планеты.

Слайд 6

Оставшееся вещество газа и пыли, не вошедшее в
состав Солнца и планет, назвали “космическим
мусором”. Из него возникли кометы и астероиды.

Учитель природоведения

- Давайте познакомимся с кометами и астероидами
подробнее.

Организация работы с учебником с. 43-45 по
вариантам. I вариант – текст об астероидах, II
вариант – текст о кометах.

Слайд 7

Работа оформляется в таблице на опорных листах.

Слайд 8

План самостоятельной работы учащихся:

Прочитайте текст в учебнике.

Сделайте рисунок астероида (кометы).

Сделайте рисунок положения небесного тела в
Солнечной системе.

Параллельно с самостоятельной работой
учащихся учителями осуществляется
консультативная работа, выделяются учащиеся,
наиболее успешно справившиеся с заданием.
Наиболее удачные рисунки предлагается выполнить
на доске.

Учитель астрономии

Выступления учащихся по результатам работы.

Коррекция ответов, уточнения.

Слайд 9

Обсуждение результатов работы. Дополнение
опорного листа информацией другого варианта.

Учитель природоведения

Беседа.

1. Что может произойти с этими телами через
много миллиардов лет?

Ответы учащихся. Обсуждение. Организация
работы с учебником с. 45.

Учитель астрономии

2. Что происходит с астероидами?

3. Что происходит с кометами?

Слайд 10

Выступления учащихся. Коррекция рассказов
учащихся о метеоритах и метеорах. Параллельно
учащиеся работают в таблице на опорном листе.

Слайд 11

Предлагается вернуться к схеме, с которой
начинался урок. Схема заполняется до конца.

4. Обобщение знаний.

Учитель астрономии

Сообщение учителя о количестве космического
вещества, ежегодно попадающего на Землю.

Слайд 12

Беседа.

1. Как вы считаете, могут ли небесные тела быть
опасными для Земли? Когда они могут быть опасны?
Можно ли избежать этих опасностей?

2. Зачем ученые изучают состав метеоритов и
других небесных пришельцев?

Выступления учащихся. Обсуждение.

5. Домашнее задание (по выбору).

Учитель природоведения

Слайд 13

Подготовка к уроку-панораме:

  • учебник с. 43 – 46, читать;
  • сообщения о кометах, астероидах, метеоритах;
  • рисунки по теме с комментариями,
  • рассказ об изучении небесных тел,
  • рассказ о книге по астрономии и др.




Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: