Тема урока Восточно-Сибирский экономический район


Цель урока 1. Формировать целостное представление
об особенностях природы, населения, хозяйства
Восточной Сибири; о месте района в России в целом.

2.
Воспитывать любовь к родному краю, уважение к
народам, населяющим Сибирь.

3.Формировать метапредметные умения и навыки.

Задачи урока Формирование географического образа
Восточной Сибири, представление района, как
части России.
Планируемые результаты данного
урока
Новые понятия и термины, которые будут
введены (или закреплены) в ходе урока.
Закрепить: “экономический район”,
“специализация территории”
Предметные знания и умения, которыми
овладеют уч-ся в результате проведенного урока.
Будут знать: какие отрасли
промышленности развиты в Восточной Сибири. В чем
особенности сельского хозяйства района. Каково
население в районе, и как оно размещается. Какие
народы проживают в Восточной Сибири. Как
осваивалась и заселялась Восточная Сибирь.
Каковы особенности хозяйства России. В каких
частях района наиболее остры экологические
проблемы. Экономические связи.

На основе знаний
будут уметь: описывать природу, население,
хозяйство, экологические проблемы на основе
различных источников информации.

Пользоваться компьютером, находить информацию,
отбирать её.

Метапредметные умения (УУД), которые
будут формироваться в ходе урока.
Личностные: осознание и выработка
собственной жизненной позиции в отношении
данной территории, страны и окружающих людей,
соотнесение с окружающим миром себя и своего
будущего.

Познавательные: поиск и отбор
необходимой информации, её структурирование,
логические действия и операции.

- состав Восточной Сибири;

- природные условия и ресурсы;

- особенности экономико-географического
положения района;

- отрасли специализации Восточной Сибири и
факторы их формирования;

-закрепить умение давать характеристику
территориально — производственного комплекса и
объяснять причину их формирования на территории
Восточной Сибири;

- обсудить пути решения проблем Восточной
Сибири.

Регулятивные: управление познавательной и
учебной деятельностью на основе постановки
целей, планирования, контроля, коррекции своих
действий, оценка успешности усвоения,
самоуправление и саморегуляция в учебной
деятельности.

Коммуникативные: умение слышать, слушать и
понимать партнёра, планировать и согласованно
выполнять совместную деятельность, распределять
роли, взаимно контролировать действия друг
друга, уметь договариваться, вести дискуссию,
правильно выражать свои мысли в речи, уважать в
общении и сотрудничестве партнёра и самого себя.
Умение эффективно сотрудничать как с учителем,
так и со сверстниками, умение и готовность вести
диалог, искать решения, оказывать поддержку друг
другу.

Организация урока
Межпредметные связи: Экономика, биология, технология.
Формы работы на уроке: Групповая.

Индивидуальная
самостоятельная работа.

Применение оборудования и
инструментария:

(ТСО, ИКТ, таблицы, карточки и т.
д.)

ИКТ, географические карты,
дополнительный материал.
Создание проблемной ситуации и пути её
решения.
М.В.Ломоносов писал, что “Российское
могущество прирастать будет Сибирью”.

Почему
так считал М.В.Ломоносов?

Виды заданий:

(кратко указать
содержание)

Репродуктивные – карточки с заданиями
для групп. (состав, особенности ЭГП, природные
условия и ресурсы, население, специализация,
проблемы района).

Импровизационные- целостное
представление об особенностях природы,
населения, хозяйства Восточной Сибири; о месте
района в России в целом.

Эвристические – обсудить пути решения проблем
Восточной Сибири.

Задания на самоорганизацию и самоконтроль -
работа в группе – выполнение своей части.

Формы контроля усвоения темы: Защита практической работы:

“Характеристика
территориально-производственного комплекса”

Оценка результатов деятельности
ученика:

(какие результаты деятельности
подлежат оценке в соответствии с планируемыми)

Метапредметные – умение согласовывать
действия, умение слушать и слышать друг друга,
умение договариваться.

Уважать партнёра.

Умение планировать, оценивать, корректировать
свои действия.

Умение оценивать себя, товарища в группе.

Умение заполнять листы самооценки.

Самооценка учителя по уроку (рефлексия).

Информационная карта урока по
географии.

Тема: Восточная Сибирь.


Содержание учебно-познавательной деятельности


I Организационный момент

II. Мотивация

Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем изучение
Азиатской части России. Сегодня нам предстоит
познакомиться с экономическим районом Восточная
Сибирь. Давайте вспомним термин “Что такое
экономический район?” М.В.Ломоносов говорил:
“Российское могущество прирастать будет
Сибирью”. Почему так считал М.В.Ломоносов? Для
того, чтобы ответить на данный вопрос надо
рассмотреть особенности данного района.

III. Изучение нового материала

Для выявления особенностей района учащиеся
делятся на группы и рассматривают Восточную
Сибирь, придерживаясь плана. В каждой группе
назначается консультант.

  • Экономико-географическое положение
  • Состав района
  • Природные условия и ресурсы
  • Население
  • Хозяйство района
  • Транспорт
  • Крупные города
  • Проблемы и пути решения

По мере изучения района учащимся кратко
предлагается заполнить таблицу, которую
учащиеся заполняют по всем районам России (приложение 1).

Класс делится на группы, каждой группе выдаётся
карточка с заданием.

Используя карты атласа и текст учебника,
интернет учащиеся выполняют задания.

1 группа. Экономико-географическое положение
и состав района

( политико- административная карта России,
карты – “ Транспорт”, “Восточная Сибирь”).

1) Положение района на территории государства
(окраинное, пограничное, центральное)

2) Соседние районы, государства.

3) Транспортное положение.

4) Выявите преимущества и недостатки экономико-
географического положения района.

5) Вывод о влиянии экономико- географического
положения района на развитие его экономики.

6)Перечислите республики, области, края,
автономные округа, входящие в состав района.

2 группа. Природные условия

(физическая карта, климатическая карта,
почвенная карта, карты: “Природные зоны”,
“Восточная Сибирь”)

1) Рельеф.

2) Климат.

3) Воды.

4) Почвы.

5) Природные зоны.

6) Вывод о влиянии природных условий на развитие
хозяйства и жизнь людей.

3 группа. Природные ресурсы

(карты: минеральные ресурсы, земельные ресурсы,
водные ресурсы, лесные ресурсы,
гидроэнергетические ресурсы, экономическая
карта Восточной Сибири)

1) Перечислите виды природных ресурсов.

2) Определите, какими ресурсами богат район.

3) Оцените основные ресурсы района.

4) Определите районы их размещения.

5) Какие ресурсы явились базой для развития
промышленности?

6) Вывод о ресурсной базе района.

4 группа. Население. Крупнейшие города

( карты “Население”, “Народы”)

1) Численность населения. Доля городского и
сельского населения.

2) Плотность населения.

3) Национальный состав. Религиозный состав.

4) Размещение населения. Миграции.

5) Крупнейшие города.

6) Вывод об особенностях населения района.

5 группа. Отрасли специализации и
территориально-производственные комплексы

(карта “Восточная Сибирь”).

1) Определите отрасли специализации,
промышленные центры.

2) Объясните, какие факторы повлияли на
специализацию района.

3) Определите, каковы проблемы района и
предложите пути их решения.

4) Перечислите территориально-производственные
комплексы, выявите ресурсы, используемые на
формирования комплекса.

5) Вывод об особенностях промышленности района.

6 группа. Сельское хозяйство. Транспорт

(карты: “Восточная Сибирь”, “ Транспорт”)

1) Перечислите сельскохозяйственные районы.

2) Какие факторы повлияли на их формирование?

3) Перечислите основные сельскохозяйственные
культуры и районы их размещения.

4) Положение по отношению к транспортным
магистралям (железным дорогам, автомагистралям,
трубопроводам, выход к морским путям)

5) Вывод о развитии сельского хозяйства и
транспорта на территории района.

На обсуждение группам даётся 10-15 минут. Главный
консультант в течение этого времени
распределяет вопросы между членами группы. Через
8-10 минут внутри групп начинается работа по
подведению итогов изучения задания. Далее
предоставляется слово группам.

Придерживаясь плана урока, учащиеся дают отчёт
о проделанной работе. Остальные учащиеся слушают
и кратко конспектируют. При изучении крупнейших
городов Восточной Сибири учащиеся заслушивают
доклады и заполняют таблицу (приложение
2
). Затем учащимся предлагается проверить
таблицу.

Всем учащимся

.

Найдите в тексте – “Проблемы района”

1) Перечислите проблемы района.

2) Какие факторы повлияли на их возникновения?

3) Предложите пути решения этих проблем

4) Сделайте вывод о развитии территории района.

Вывод по всей теме

: суровые климатические
условия и труднодоступность многих районов,
редкое население, несмотря на несметные
природные богатства, являются сдерживающим
фактором хозяйственного развития Восточной
Сибири.

А теперь вы будете оценивать себя. Перед вами
лежат листы самооценки. Заполните их. Поставьте
себе оценку за работу в группе. А
товарищи-консультанты будут оценивать вас. Как
вы поработали в группе

Следующим этапом будет выполнение
практической работы.

IV Первичное закрепление изученного материала

Практическая работа.

Тема: “Характеристика
территориально-производственного комплекса”

Давайте вспомним термин — что такое
специализация территории?

Используя карты атласа и текст учебника, дать
характеристику
территориально-производственного комплекса по
плану:

  1. Название территориально-производственного
    комплекса, его экономико-географическое
    положение;
  2. Состав территориально-производственного
    комплекса (города);
  3. Природные ресурсы, используемые на территории
    комплекса;
  4. Отрасли специализации;
  5. Выпускаемая продукция;
  6. Проблемы и перспективы развития.

Работа проводится по группам:

I, III, V- Норильский
территориально-производственный комплекс

II, IV, VI — Братско-Усть-Илимский
территориально-производственный комплекс

Защита и взаимопроверка. Выставление отметок в
листы самооценки.

V Рефлексия

  • Чем Восточная Сибирь отличается от других
    районов?
  • Каковы основные особенности Восточной Сибири?

VI Оценки

Учитель собирает листы самооценки. (приложение
3
) Выставляет общую отметку.

VII Домашнее задание

  • Прочитать параграф 65, ответить на вопросы.
  • Задания на контурной карте:

А) нанести границы района;

Б) подписать пограничные территории, состав
района;

В) нанести крупные города (Красноярск, Иркутск,
Норильск, Абакан, Чита, Улан-Удэ) и отрасли
промышленности в них.

Дополнительное задание:

Приготовить сообщение по теме: “Традиции и
обычаи коренных народов Севера” .

IX Итог урока





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: