Духовно-нравственное воспитание У педагогов творенье особое: Человек

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является
ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и
объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.
Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека,
состояние и качество его внутренней жизни. Темпы и характер развития общества
непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его
мотивационно – волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений,
моральных норм и духовных ценностей.

В современном воспитании на первый план выдвигается задача гуманизации
педагогического процесса. Идеями уважения к ребёнку как неповторимой личности,
глубокого понимания его потребностей и особенностей пронизаны труды: Я.А.
Каменского, К.Ушинского, Л.Н. Толстого,
Я. Корчака, В.Сухомлинского.

Педагог и великий гуманист К.Ушинский рассматривал воспитывающую деятельность
в неразрывной связи со свободой, самостоятельностью и инициативой ребёнка. Иными
словами, для развития и становления личности необходимы условия, позволяющие
создать обстановку эмоционального благополучия и комфорта.

Научить ребёнка “ видеть и чувствовать” людей – одна из наиболее сложных и
трудных задач воспитания.

Каждый педагог особенно дорожит той огромной духовной ценностью, имя которой
– эмоциональная чуткость.

Мир, горизонты которого постепенно расширяются перед маленьким человеком, –
это не только моря и океаны, континенты и острова, невиданные растения и
животные, это, прежде всего, добро и зло во взаимоотношениях между людьми. Как
писал русский философ Н. Лосский: “ к счастью, в душе человека есть сила,
влекущая к добру и осуждающая зло, независимо от степени образования и знаний
его: это сила – голос совести”.

К пониманию смысла добра, совести ребёнок приходит через постижение
элементарных норм нравственности. И в этом ему должен помочь педагог.

Но воспитывает, обучает не программа, не метод, а личность учителя. Как
гласит древняя латинская пословица, “слова учат, примеры влекут”. Вот почему
воспитателям и родителям необходим суровый анализ самих себя, результатов своих
действий для того, чтобы исключить возможность прикосновения собственных
отрицательных качеств к детской чистоте и неосведомлённости. Поистине, “у
педагогов творение особое: Человек” (В. Сухомлинский).

Чтобы ребёнок, познавая мир, задумался над вопросом: во имя чего я живу на
земле? – откройте ему глаза и сердце на прошлое своего народа.

Ещё великий князь Киевский Владимир Мономах, живший в 12 веке, в своём
“Поучении детям” советует быть доброжелательными ко всем людям: “не идите мимо
человека, не приветивши его, а скажите ему доброе слово”.

“Память народа – огромная книга, где записано всё”, – сказал Л. Леонов,
поэтому дети должны знать свои корни и свято чтить традиции своего народа – быт,
обряды, праздники.

Нравственные ценности… Они неотделимы от всей жизни человека. Дети постигают
их через свои поступки и взаимоотношения с людьми. Для подлинно
гуманистического, глубоко нравственного воспитания ребёнка важно всё то, что
проникает в его душу, одухотворяет и возвышает её. Самое главное, чтобы в юном
сердце жила святыня…

Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные,
предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации
выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом,
конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством
ответственности за судьбу страны, за её социально – экономическое процветание.
Система образования должна готовить людей, умеющих не только жить в гражданском
обществе и правовом государстве, но и приобщать человека к прекрасному, причём
воспитывать его не только как созерцателя и слушателя, но и как активного творца
красоты, ведь с каждым из нас в этот мир приходит творец…

Воспитание любви к родному краю, родной культуре, родному городу или селу,
родной речи – задача первостепенной важности. Но как воспитать эту любовь? “ Она
начинается с малого – с любви к своей семье, своему жилищу, к своей школе…
Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в Любовь к своей стране -
к её истории, её прошлому, а затем ко всему человеческому, к человеческой
культуре… Эти слова Д.С. Лихачева – учёного и гражданина как нельзя лучше
подчёркивают о необходимости целенаправленной работы с детьми по духовно –
нравственному воспитанию и национальному самосознанию.

Дети, живя и развиваясь в реальном мире, должны проникаться историческими,
культурными и этическими ценностями окружающей их среды. Поэтому наряду с
социально – экономическими задачами видится главное – патриотическое воспитание
детей и молодёжи, способных защитить свою Родину, сохранить духовное и
материальное наследие предков, развить и возвысить Россию…

Мы бы нищими стали, пожалуй,
Если б не были слиты душой,
С той единственной родиной малой,
Где начало Отчизны Большой,
В неоглядную даль издалёка,
Убегает речная вода, но поверь,
Без родного истока, ей рекою
Не быть никогда!
Ю. Паркаев





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: