Духовно-нравственное и патриотическое воспитание учащихся на историческом материале музейной комнаты в школе

“Надо знать прошлое, чтобы понимать
настоящее и предвидеть будущее”.

В.Г. Белинский.

Сегодня совершенно очевидно, что
нравственные болезни общества отрицательно
действуют на все стороны человеческой жизни, в
первую очередь на детей и молодёжь. Современное
падение нравов это страшное следствие оскудения
духовной традиции в нашей жизни. Трагедия
состоит в том, что из-под ног человека выбиты
твёрдые основы нравственности, духовности,
патриотизма. Поэтому бессильны становятся
подчас родители, школа, правоохранительные
органы и органы правосудия, которые не в
состоянии уберечь детей и подростков от падения.
В этих условиях учителя находят в себе силы,
знания, мудрость, чтобы исполнить задачу
духовно-нравственного и
гражданско-патриотического воспитания учащихся.

Педагогический коллектив Селковской
средней школы, в котором я работаю 18 лет учителем
истории и обществоведения, использует все
имеющиеся возможности для плодотворной
воспитательной работы в этом направлении. Если
мы хотим , чтобы у нас было достойное будущее,
необходимо вернуться к тому, чем жил наш народ
тысячу лет, усвоить душой высокие идеалы добра,
красоты, любви к людям и Отечеству. (Приложени№4).

Мы живём на святой Радонежской земле,
где ещё в 14 веке жил основатель Сергиева Посада
Преподобный Сергий Радонежский. Мы, как никто
другой, имеем большие возможности в духовном
воспитании детей, это нас ко многому обязывает и ,
именно поэтому, в своей воспитательной работе мы
обращаемся и опираемся на традиционное
отечественное культурное и духовное наследие.

Духовное воспитание школьников,
усвоение ими нравственных ценностей на уроках
истории, внеклассных мероприятиях начинается с
рассказов о событиях российской истории,
подвигах российских полководцев, об истории
Троице-Сергиевой Лавры и главных Соборов России,
затем происходит знакомство с житиями святых
Сергия Радонежского, Серафима Саровского ,
других угодников Божиих.

Продолжением духовного общения
являются экскурсии в Лавру, посещение соборов и
церквей, храмов в Деулино, Абрамцево. Посещения
памятников православной культуры, которые
расположены на территории нашего района и
области, в городе Москве, городах Золотого кольца
России, рассказы, беседы с использованием
мультимедийных электронных пособий, воспитывают
в детях бережное отношение к родной земле,
увазение к старшим, трудолюбие, терпение и
милосердие, чувство долга, память о
предках-историческую память, национальное
самосознание, преемственность в делах семейных,
государственных на основе гармонии, единства
красоты, добра и справедливости.

В педагогических исследованиях
выделяют понятие “базовая культура
личности”-реализуемые в деятельности человека
знания, умения, навыки, уровень
интеллектуального, нравственного и
эстетического развития, способы и формы общения.(Приложение. Презентация
“Современные образовательные технологии”
).

Воспитание направлено на развитие и
формирование базовой культуры личности.
Некоторые педагоги выделяют ряд компонентов,
способствующих созданию базовой культуры
личности.

П.И. Пидкасистый выделяет следующее:

  • Формирование ценностного отношения к
    природе(нравственное воспитание, создание
    правильных устойчивых отношений как качества
    личности);
  • К жизни (декларирование прав человека и их
    ценностного значения, формирование ценностных
    категорий, таких как счастье, свобода, совесть,
    справедливость, равенство, братство и др.);
  • К обществу (знакомство с правовой основой
    общества и его политическим устройством;
    изучение проблемы личной роли в обществе:
    собственное “Я” и общество; патриотическое
    воспитание);
  • К труду (научение трудовым навыкам).

В традиционной педагогике различают
несколько подходов к воспитательной
деятельности по формированию базовой культуры
личности. Большинство учёных выделяют следующие
направления воспитательной деятельности (Б.
Лихачёв, В.А. Сластенин, И.П. Подласый и другие:

  • Формирование научного мировоззрение;
  • Гражданское воспитание;
  • Трудовое воспитание;
  • Нравственное воспитание;
  • Эстетическое воспитание;
  • Физическое воспитание.

Компонентами гражданского воспитания
являются патриотическое, правовое,
нравственное воспитание,
обеспечивающие
формирование чувства собственного достоинства,
внутренней свободы личности,
дисциплинированности, уважения и доверия к
другим гражданам и государственной власти,
способности выполнять возложенные обязанности,
гармонично сочетать патриотические и
интернациональные чувства.

В школьной музейной комнате, которая
открыта совсем недавно, хотя материалы
собирались много лет подряд, открыты такие
экспозиции:

- “ Святыни Радонежья” — собран
материал об истории церквей , расположенных на
территории сельского поселения Селковское: о
церкви Покрова пресвятой Богородицы в
тье,Ильинской часовни в деревне Шепелево, о
церкви преподобного Сергия Радонежского села
Мергусово, о церкви Живоначальной Троицы села
Новая Шурма, о церкви Воскресения Христова села
Хребтово, об истории Троице-Сергиевой Лавры и о
жизни Сергия Радонежского (Презентация
“Музейная комната” слайды2,7
);

-“Предметы русского быта” - здесь
представлены прялки, чесала, колодки для
изготовления обуви, детали от ткацкого станка,
ключи и амбарные замки, подковы, одежда крестьян
из бабушкиного сундучка, утюги и чайники, войлок,
кожа гвозди , найденные на раскопках поселений в
Новгороде периода 14 века и многое другое (Презентация “Музейная комната”
слайды8,9,14,15
);

- экспозиция “История Селковской
школы” рассказывает об истории школы, её
выпускниках и учителях, здесь представлены
предметы школьной жизни – проектор, киноаппарат,
пионерская атрибутика и символика и другое(Презентация“Музейная комната”
слайды10,11
);

- экспозиция “Защитники Отечества”
представляет материал о наших
земляках-участниках Великой Отечественной
войны, их личные вещи, фотографии, награды,
благодарности, гильзы от снарядов , письма с
фронта (Презентация “Музейная
комната” слайды12,13,15
), материалы о Героях
Советского Союза из Сергиева Посада; постоянная
выставка “Участник войны 1941-1945 годов Некрасов
Пётр Акимович” и так далее;

- настенная картина “Русская изба” (Презентация“Музейная комната”
слайд19
) переносит посетителей музейной
комнаты в прошлое, здесь изображена посуда,
мебель, интерьер, убранство избы , а главное
художник –учитель ИЗО и рисования нашей школы
Сташис Наталья Людвиговна смогла передать мир и
душевный покой, который всегда царил в жизни
наших предков;

Материалы музейной комнаты
способствуют организации проектной
деятельности учащихся. За последние годы
разработаны и защищены на Круглых столах проекты
по следующим темам: “Святыни Радонежья”, “Герои
Советского Союза из Сергиева Посада”, “Улицы
Сергиева Посада носящие имена Героев”, “Первая
Ударная Красная Армия”, “Золотое кольцо
России”, “Роль личности в истории”. В 2006 году
наши 5 учеников стали победителями районного
конкурса проектов “Туристический маршрут.
Святыни Радонежья”. Это Каменская Анна (9-й
класс), Горбачёва Мария, Наумова Мария, Медведева
Софья -10 класс, Потапова Виктория — сейчас она
студентка медучилища. (Презентация
“Музейная комната” слайд 3
).

Богатый краеведческий материал
используется учащимися при написании рефератов
по истории на темы: “Мой прадед – участник
Великой Отечественной войны”, “Павел
Флоренский – ученый, философ, богослов”,
“Сергиев Посад – прифронтовой город” и другие.
Большую помощь мы получаем, изучая материалы
музейной комнаты при подготовке к районной
историко-краеведческой олимпиаде, которая
проходит в нашем районе уже восемь лет на базе
Историко-художественного музея Сергиева Посада.

Одной из форм воспитательной работы в
заявленном направлении является ежегодное
участие в Московских областных образовательных
Рождественских Чтениях.

Неоднократно, обсуждая вопросы
совершенствования духовно-нравственного
воспитания в школе, мы убедились в том, что
Рождественские образовательные Чтения
становятся новой воспитательной технологией в
образовательном учреждении через приобщение
детей к живому и многообразному миру
православной культуры.

Принятие христианства на Руси и
создание государства совпали по времени. Это
уникальный случай во всемирной истории. И эту
уникальность мы сохраняем и приумножаем через
духовный потенциал школьных предметов, включая в
проведение Чтений в школе классных
руководителей, учителей всех предметов, в том
числе и начальных классов, участников всего
образовательного процесса. В дни Рождественских
Чтений в школе проходят тематические классные
часы. Одна из рассматриваемых тем “Не позволяй
душе лениться…” В этом году в Селковском
сельском поселении открытие Рождественских
образовательных Чтений состоялось 16 ноября. Его
организацию взял на себя педагогический
коллектив нашей школы совместно с приходом
Сергиевской церкви села Мергусово. На
мероприятие были приглашены представители
местной администрации, управления образования
Сергиево-Посадского района, педагоги,
библиотекари, учащиеся и их родители.

К собравшимся с напутственным словом
обратился настоятель храма преподобного Сергия
Радонежского протоиерей Алексий Алексеев.
Школьники представили слайд-фильмы по истории
Радонежского края. Певчии церкви села Мергусово
исполнили духовные песнопения, канты.
Рождественские образовательные Чтения вышли за
рамки школы, к ним привлечены работники культуры,
что даёт свои положительные результаты.

Приобщение к духовным ценностям
учащихся в школе начинается с ребят первого
класса. Начальная школа позволяет учить детей
сопротивлению добра злу ежедневно. Добрая
детская книга-это любовь, тепло и уют в семье. Это
мама, читающая книгу или учительница, научившая
читать и писать, рассказывающая о
братьях-монахах Солунских криле и Мефодии,
создателях славянской азбуки, о православных
святых Александре Невском и Дмитрии Ушакове ,
ставших таковыми за веру и верность Отечеству.

Мир духовных ценностей нельзя
навязать ребенку. Эти ценности приобретаются их
собственными усилиями. В процессе обучения и
воспитания нравственные знания становятся
прочувствованным опытом, формируется
полноценная личность. Этому в полной мере
отвечают занятия в кружке “Путешествие в
историю русского быта” на различные темы: “Моя
родословная”, “Домашний очаг”, “Предметы
русской старины”, “Секреты из бабушкиного
сундучка”, “Молодая пряха у окна сидит” и так
далее. Благодаря такой интересной, увлекательной
и творческой работе, наши воспитанники имеют
представление о том, что такое старинный русский
дом-изба.

На занятиях кружка расширяются
границы этого понятия, рассказывается о
традициях, быте, укладе жизни прошлых поколений,
одновременно воспитывается у ребят чувство
гостеприимства, заботы о порядке в доме.

В практику моей работы вошли “Уроки
добротолюбия”.(Приложение№1)
В новом учебном году в школе введены уроки по
курсу “Духовное краеведение Подмосковья” в 8 и 9
классах. (Приложение №2)

Учебные занятия по этому курсу
призваны, прежде всего, решать задачи воспитания,
связанные с формированием основ христианского
миропонимания, определённых нравственных
принципов, поведенческих навыков у учащихся.
Решение этих задач позволяет заложить базу
высоконравственной культурной личности. Участие
этих ребят в Рождественских Чтениях помогает
приобретать новые знания по курсу и духовно
обогащает наши сердца. При проведении учебных
занятий акцентирую внимание на формировании
мотивационной основы изучения учебного
предмета:( а зачем мне это нужно?)- интерес к
православной культуре и этике, желание следовать
этическим нормам православного
вероучения(любовь, совесть, доброта, честность и
т.д.) На занятиях создаю условия для развития
интеллектуальной и эмоциональной активности
учащихся. Хорошо, что ребята свободно задают
вопросы по религиозной философии, те вопросы,
которые их волнуют. В обсуждении предлагаемых
мною вопросов проявляется
действенно-практическая активность учащихся,
Они с увлечением делают плакаты , например, “Дни
сотворения мира”, “Восточное Подмосковье.
Святыни и светочи”, раскрашивают рисунки.

Духовно-нравственному воспитанию
школьников способствует связь с настоятелем
церкви Преподобного Сергия Радонежского
Мергусовского прихода, к которому относится
деревня Селково, отцом Алексеем. Он частый,
добрый и желанный гость в нашей школе и в
праздники, и в будни. Благодаря ему в
церковноприходских книгах ребята нашли
исторические сведения о деревне с начала XVII века
и знают, что земли и жители деревни были частью
монастырской собственности Троицкого монастыря
Сергиевского Посада. Эти свои знания ученики
школы отразили на стенде, рассказывающем об
истории нашего края, а на символике присутствует
и башенка церкви.

Наши ученики участвовали в разработке
проекта герба сельского поселения Селковское (Презентация “Музейная комната”,
слайд 20
).

От знаний истории малой Родины к
формированию детской православной души — таков
путь и направление воспитательной работы.

В нашей сельской обители, как и по всей
стране, особо остро стоит проблема семьи,
отношений родителей и детей, в связи с
появлением, так называемых, гражданских браков.
“Плохое воспитание — начало злу” — писал Иоанн
Маслов.

Вопросы и проблемы семейных отношений,
формирование православных семейных традиций
отразились при подготовке и проведении
праздника в честь жен-мироносиц “Дня матери” в
рамках Рождественских Чтений. Этот праздник стал
в нашей школе доброй традицией. Традиционным
стало и присутствие на нем представителей
служителей церкви.

Проблемы семьи и брака,
духовно-нравственного становления личности в
семье, обсуждаются па уроках обществознания,
социологии при изучении таких тем, как: “Самое
утреннее из чувств”, “Правовые и нравственные
основы семьи и брака” и других. Значение
семейных православных традиций я объясняю
ребятам на своем личном примере. Рассказываю о
свих родителях, проживших в браке 52 года, об отце,
который участвовал в войне от Севастополя до
Берлина.

Рассказывая о таинствах, связанных с
жизнью православных христиан (Крещении, Венчании
и гак далее), о том, как с тяжестью в душе и страхом
перед Богом готовилась и шла на исповедь, и, как с
поющим сердцем и чистой душой возвращалась с
причастия в Святое Христово Воскресенье. Я
твердо убеждена, что педагогам и родителям нужно
быть примером, сердцем принимать эти
нравственные нормы, следовать им в повседневной
жизни. Дети учатся тому, что видят у себя в доме.
Родители пример тому. В результате кропотливой
индивидуальной работы ребята начинают понимать,
что любовь и семья в традициях русской
православной Церкви воспринимаются как дар
божий: кто по-настоящему любит, тот в свете
пребывает, истинная любовь бесстрастная, а
любовь как страсть — грех, то есть порок.

Проводя то или иное мероприятие, дело,
делая, мы исходим из того, что к делу необходимо
относиться с душой, а значит с любовью к самым
близким людям, к родителям, братьям и сестрам,
сверстникам. Наблюдения показывают, что после
уроков духовного общения в поведении ребят
происходят изменения к лучшему. Так в одном из
разговоров между детьми пришлось услышать:
“Усердно -значит с душой, у сердца доброе дело
начинается, а значит с милосердием, а за усердием
приходит успех”. производя в уме высокие
представления,… Христианские храмы являются
живыми училищами благочестия для всех людей”.
Думается, если таких работ наших учащихся со
временем будет больше, то и общество наше станет
духовно чище.

Уместными будут слова Святейшего
Патриарха всея Руси Алексия II: “Людям,
занимающимся образованием, всегда следует
помнить о том, что само слово “образование”
восходит к понятию “образ Божий”, который по
учению Церкви, необходимо восстановить в
человеке”. Величие народа в том, что носит в
сердце он своём

Использованная литература

  • Буклет “Храмы Радонежского края”, Сергиев
    Посад, 2007 .
  • Вайндорф-Сысоева М. Е., Крившенко Л.П. Педагогика.
    М., Юрайт,2005,стр. 157.
  • Ланкова Н.М. Работа со школьниками в
    краеведческом музее. М., 2001 .
  • Степанищев А.Г. Методический справочник учителя
    истории. Гуманитарный издательский центр Владос,
    М., 200, стр 178.
  • Филимонов К. Сергиев Посад. Страницы истории. XIX -
    начало XX века. Подкова, М., 1997.

Приложение 3





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: