Разработка открытого урока по теме: Голосообразование. 8-й класс

Цел и задачи урока.

  1. Создание условий для формирования
    представлений о физике и биологии, как единой
    науке о природе.
  2. Формирование умений объяснять биологические
    процессы голосообразования на основе физических
    знаний о звуке.
  3. Формирование знаний о здоровьесохраняющих
    приемах и навыках.

Литература:

  1. С. В. Громов “Физика. 8 класс”, М.: Просвещение, 2003
    г.
  2. С. Е. Полянский “Поурочные разработки по физике.
    8 класс” М.: “ВАКО”, 2003 г.
  3. Н. А. Пугал, Т. А. Козлова “Лабораторные и
    практические задания по биологии: Человек и его
    здоровье: 8 класс. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,
    2003 г.
  4. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев “Биология.
    Человек” 8 класс: Тематическое и поурочное
    планирование к учебнику, М.: Дрофа, 2003 г.

Оборудование:

  • воздушный шарик;
  • гитара;
  • видеофильм “Тело человека” сериал ВВС;
  • аудиозаписи голоса земноводных, детский хор;
  • инструкции по выполнению лабораторных работ №1
    и №2

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Повторение физического материала.

  • Что является источником звука? Какие виды
    источников звука вы знаете? (естественные и
    искусственные источники звуков) Демонстрация:
    звук, издаваемый при выходе воздуха из надутого
    воздушного шарика, и его изменение при
    увеличении или уменьшении отверстия, из которого
    он выходит.
  • Какие физические величины характеризуют звук?
    (амплитуда, частота, длина волны)
  • От чего зависит высота звука?
  • Демонстрация: зависимость
    высоты звука от степени натяжения струны гитары
  • От какой величины и как зависит громкость звука?
  • При каком условии возникает резонанс?
  • Что такое тембр?

Повторение биологического материала.

  • Учащимся предлагается заполнить схему № 1.

  • Что такое гортань, из чего она состоит?

Гортань образована несколькими хрящами. Самый
крупный – щитовидный хрящ, защищает гортань
спереди. Вверху гортань сообщается с
носоглоткой, внизу – с трахеей. При
проглатывании пищи, чтобы она не падала из
носоглотки в дыхательные пути, вход в гортань
закрывается надгортанником.

  • Как вы думаете, образование звука связано с
    данными органами? Опыт: палец
    положить на кадык и мычать. Что вы чувствуете?

По внутреннему строению гортань напоминает
песочные часы, т. к. состоит из двух небольших
полостей, сообщающихся через узкую голосовую
щель. Ее края образованы растянутыми между
хрящами голосовыми связками. В щель между ними
проходит весь вдыхаемый и выдыхаемый воздух. В
спокойном состоянии, когда человек молчит, щель
имеет треугольную форму и достаточно велика. Во
время пения или разговора связки натягиваются,
сближаются между собой. Выдыхаемый воздух, с
силой прорываясь через их сомкнутые края,
вызывает вибрацию связок, порождающую
возникновение звука.

  • Почему только мы – люди, способны к
    членораздельной речи, почему животные не
    говорят?

Демонстрация и обсуждение отрывка из
видеофильма “Тело человека”.

3. Изучение нового материала.

Причины голосообразования

.

Голос обеспечивается колебанием сомкнутых
голосовых связок под влиянием струи выдыхаемого
воздуха. Высота голоса зависит от частоты
колебания голосовых связок, а та, в свою очередь,
обусловлена длиной, толщиной и напряжением. У
мужчин длина голосовых связок 20 –24 мм, у женщин 18
– 20 мм. Чем длиннее и толще голосовые связки, тем
голос ниже. Вот почему у мужчин голос ниже, чем у
женщин.

Голоса мальчиков и девочек практически не
различаются, только в подростковом возрасте
голос начинает меняться, происходит его мутация,
связанная с перестройкой гортани. Во время
мутации голоса у мальчиков щитовидный хрящ,
загнутый внутрь, расправляется, становится
заметным кадык. Это ведет к удлинению голосовых
связок и снижению тембра голоса. В это время
напрягать голос (громко разговаривать, петь,
кричать) нельзя, т. к. могут произойти изменения, в
результате которых может нарушиться
формирование голосового аппарата.

Громкость голоса зависит от амплитуды
колебаний голосовых связок: чем сильнее они
колеблются, тем голос громче. Неумелые певцы
пытаются получить громкий звук за счет
форсированного, интенсивного выдоха. Но
поступать так нельзя: можно просто сорвать голос.
Певцов и дикторов учат специальным приемам
дыхания, позволяющим им управлять воздушной
струей при выдохе в моменты речи или пения.

Демонстрация: зависимость громкости
звучания струны гитары от амплитуды колебаний.

Резонаторы.

Для усиления звука служат специальные
приспособления – резонаторы. У музыкальных
инструментов резонатор, как правило, корпус
(гитара, барабан и т. д.). У животных тоже есть
резонаторы, например:

  • лягушки (аудиозапись). Здесь вы слышите пение
    самцов остромордой лягушки, напоминающее лай
    собак среди трелей зеленых жаб (рисунок) .

У человека резонаторами являются ротовая и
носовая полости, гортань, а также околоносовые
пазухи (рис. 62 в учебнике Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н.
Беляев “Биология. Человек” 8 класс).

  • щелчки по щеке (Задание 3 под символом “!” Стр. 139
    учебник).
  • лабораторная работа № 1 (инструкция № 1).

Членораздельная речь.

В образовании членораздельной речи принимают
участие язык, зубы, губы. Вспомните, как
разговаривает человек при потере зубов, во время
насморка. Почему человек не может говорить без
языка?

Артикуляция – работа языка, губ, зубов
(челюстей), ротовой и носовой полостей при
произнесении членораздельных звуков.

Индивидуальность голоса объясняется различием
тембров, у каждого он индивидуален. У каждого
человека свой тембр, и именно поэтому мы можем
отличить один голос от другого.

У млекопитающих и многих птиц, как и у человека,
имеются голосовые связки. Все вы знаете о
способностях к человеческому разговору
попугаев, дельфинов, некоторых собак и даже
слонов (отрывок из книги). Но ни одно животное не
способно к сознательной членораздельной речи.
Эта особенность связана с развитием ВНД. Речь
осуществляется вследствие существования у
человека в мозгу специальных центров речи. Они
согласовывают работу мышц всего речевого
аппарата и связаны с процессами сознания и
мышления. Но подробнее об этом мы поговорим
позднее при изучении темы “ВНД”.

Лабораторная работа № 2 (инструкция № 2)

Ребята, вам легко было выполнять эту
лабораторную работу, вы сами себя слышали? Как вы
думаете, почему? А что такое шум? (запись
хора). Чем отличается шум от хорового пения?
(Более подробно мы познакомимся с этим явлением в
курсе физики старших классов).

4. Закрепление:

  1. № 109 рабочая тетрадь.
  2. ! 2. С 139 учебник
  3. От чего зависят индивидуальные особенности
    голоса?
  4. Почему у женщин более высокий голос, чем у
    мужчин?
  5. Почему у детей более высокий голос, чем у
    взрослых?
  6. Что происходит с голосом мальчиков-подростков и
    почему?
  7. Почему нельзя разговаривать и петь на морозе?
  8. Почему нельзя громко петь и кричать?
  9. Почему нельзя разговаривать во время еды?
  10. Что такое чихание и кашель? (с. 143 учебник)

5. Итоги урока.

Оценки учащимся выставляются по биологии и
физики.

Инструкция № 1.
Лабораторная работа № 1.

Тема: “УЧАСТИЕ РОТОВОЙ И НОСОВОЙ ПОЛОСТЕЙ
В ФОРМИРОВАНИИ РЕЧИ”.

Задание 1.

Известно, что звуки речи формируются с помощью
органов ротовой и носовой полостей. Чтобы
убедиться в этом, протяжно произнесите звуки Р, М,
Н, З, а затем зажмите нос.

Какие звуки будут искажаться?

Задание 2.

Произнесите слоги ЛЕ, ЛИ, НИ обычным способом и
с зажатым носом.

Изменяется ли звучание этих слогов и почему?

Инструкция № 2.
Лабораторная работа № 2.

Тема: “ПОДРУЖИТЕСЬ СО СВОИМ ГОЛОСОМ”.

Задание 1.

Цель: научиться управлять своим голосом.

При хорошем самочувствии, уверенности и
бодрости голос человека звучит ясно, твердо,
сочно, интонации богаты. У мужчин ясно различимы
твердые ноты, а у женщин появляется приятная
мелодичность.

Ваша речь зависит от умения управлять своим
голосом, который должен передавать тончайшие
оттенки; для убедительности вашей речи вы должны
обладать хорошей дикцией. Психолог В. Леви
предлагает нижеследующие упражнения.

Ход работы.

Регулярно делайте упражнения для голоса:

1. Свободно вдохните, медленно выдыхайте,
произнося гласные звуки “а-а-а-а”, “о-о-о-о-о” и
т. д.; согласные “м-м-м-м”, “н-н-н-н”, слоги
“ба-а”, “да-а” и т.д. Варьируйте громкость,
высоту, продолжительность, но при всех условиях
старайтесь сохранить свободу и легкость дыхания.
Напрягать следует только диафрагму, живот,
нижнюю часть грудной клетки и оставлять
максимально свободными плечи, шею и горло.

2. Произносите по 7 раз каждое из следующих слов,
начиная с тихого полушепота, с нарастающей силой
и эмоциональной насыщенностью, ритмируя с вдохом
– выдохом:

свобода

собран

уверен

сила

ясно

твёрдо

солнце

радость

громко

3. Добивайтесь предельной выразительности
звучания.

  • Читайте вслух с различной скоростью и
    громкостью стихи, прозу, пропевайте мелодию
    песен, соответствующих вашему настроению.
  • Разговаривайте с воображаемым собеседником.

4. Для правильного произношения звуков полезны
скороговорки. Научитесь произносить их на одном
дыхании. Правила произнесения скороговорок
следующие:

  • сделайте вдох с участием диафрагмы и мышц
    живота – короткий вдох, как будто вы удивились.
  • произносите скороговорку на одной высокой ноте,
    добиваясь четкого произношения каждого звука и
    скорости говорения.

Скороговорки.

У перепела и перепелки пять перепелят.

Вставай, Архип, петух охрип.

У воза овца, на возу пуд овса.

С Сашки в кармашке шишки и шашки.

Колотил Клим клин, колотил, да не выколотил.

Не прибирает Домна дом, а у Домны дом вверх дном.

Прокоп полол укроп, полол и пропалывал.

Есть Кирилл присел, да кисель съел.

Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры – для
бобрят добры.

(Конечно, эту работу лучше выполнять дома, в
уединении)





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: