Каково значение рассказа А. И. Солженицына «Один…

Каково значение рассказа А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» для русской литературы??

  • Даю второй ответ, чтобы Вы могли наградить первый. С этим рассказом вошел в русскую литературу и в наше сознание выдающийся писатель и общественный деятель. Любопытно — для тех, кто не знает, — что рассказ был пропущен в печать по личному разрешению Хрущева, вскоре выдвинут на Гос. премию, но не получил её. А. Солженицын не поддался на искушение наградами и известностью, попытался опубликовать «Раковый корпус» и другие неугодные власти произведения. Был ошельмован в советской печати и выслан — сначала в провинцию, потом за границу.
  • Раковый корпус уже был набран в Новом мире. Но с Солженицыным было заключено соглашение, что за это он не даст разрешения на публикацию вывезенных за рубеж материалов. В последний момент Солженицын передумал, осознав, что пошел на сделку с дьяволом. Набор был рассыпан. Новый мир вышел уменьшенным процентов на 60. Но в компенсацию, читателям навалили в следующем номере всякого дерьма на двойной номер. Я сейчас уже не помню год и номера журнала. Но они у меня были. Вопрос — был ли он первым — спорный. Был еще Варлам Шаламов, которого вообще не публиковали до времен Горбачева.
  • Человек в тоталитарном государстве (по повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича») Закурим, друг. Под этот вой Не спится что-то, не поется. Сейчас февраль. А нам с тобой И март ничем не улыбнется. Лев Платонович Карсавин Александр Исаевич Солженицын стал известен в 60-е годы, в период «хрущевской оттепели». «Один день Ивана Денисовича» потряс читателей знанием о запретном — лагерной жизни при Сталине. Впервые открылся один из бесчисленных островков архипелага ГУЛАГ. За ним стояло само государство, беспощадная тоталитарная система, подавляющая человека. Повесть посвящена сопротивлению живого — неживому, человека — лагерю. Солженицынский каторжный лагерь — это бездарная, опасная, жестокая машина, перемалывающая всех, кто в нее попадает. Лагерь создан ради убийства, нацелен на истребление в человеке главного — мыслей, совести, памяти. Взять хотя бы Ивана Шухова «здешняя жизнь трепала от подъема до отбоя». И вспоминать избу родную «меньше и меньше было ему поводов». Так кто же кого: лагерь — человека? Или человек — лагерь? Многих лагерь победил, перемолол в пыль. Иван Денисович идет через подлые искушения лагеря. В этот бесконечный день разыгрывается драма сопротивления. Одни побеждают в ней: Иван Денисович, Кавгоранг, каторжник X-123, Алешка-баптист, Сенька Клевшин, помбригадира, сам бригадир Тюрин. Другие обречены на погибель — кинорежиссер Цезарь Маркович, «шакал» Фетюхов, десятник Дэр и другие. Лагерный порядок беспощадно преследует все человеческое и насаждает нечеловеческое. Иван Денисович думает про себя: «Работа — она как палка, конца в ней два: для людей делаешь — качество дай, для дурака делаешь — дай показуху. А иначе б давно все подохли, дело известное». Крепко запомнил Иван Шухов слова своего первого бригадира Куземина — старого лагерного волка, который сидел с 1943 года уже 12 лет. «Здесь, ребята, закон — тайга, но люди и здесь живут. В лагере вот кто погибает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму стучать ходит». Такова суть лагерной философии. Погибает тот, кто падает духом, становится рабом больной или голодной плоти, не в силах укрепить себя изнутри и устоять перед искушением подбирать объедки или доносить на соседа. Как же человеку жить и выжить? Лагерь — образ одновременно реальный и ирреальный, абсурдный. Это и обыденность, и символ, воплощение вечного зла и обычной низкой злобы, ненависти, лени, грязи, насилия, недомыслия, взятых на вооружение системой. Человек воюет с лагерем, ибо тот отнимает свободу жить для себя, быть собою. «Не подставляться» лагерю нигде — в этом тактика сопротивления. Да и никогда зевать нельзя. Стараться надо, чтобы никакой надзиратель тебя в одиночку не видел, а в толпе только», — такова тактика выживания. Вопреки унизительной системе номеров, люди упорно называют друг друга по именам, отчествам, фамилиям. Перед нами лица, а не винтики и не лагерная пыль, в которую хотела бы превратить система людей. Отстаивать свободу в каторжном лагере — значит как можно меньше внутренне зависеть от его режима, от его разрушительного порядка, принадлежать себе. Не считая сна, лагерник живет для себя только утром — 10 минут за завтраком, да за обедом — 5 минут, да за ужином — 5 минут. Такова реальность. Поэтому Шухов даже ест «медленно, вдумчиво». В этом тоже освобождение. Главное в повести — спор о духовных ценностях. Алешка-баптист говорит, что молиться нужно «не о том, чтобы посылку прислали или чтоб лишняя порция баланды. Молиться надо о духовном, чтоб Господь с нашего сердца накипь злую снимал… » Финал повести парадоксален для восприятия: «Засыпал Иван Денисович, вполне удовлетворенный.. . Прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый». Если это один из «хороших» дней, то каковы же остальные? ! Александр Солженицын пробил брешь в «железном занавесе» и вскоре сам стал изгоем. Книги его были запрещены и изъяты из библиотек. Ко времени насильственного изгнания писателя уже были написаны «В круге первом», «Раков
  • Это повесть. Первое произведение в открытой печати (Новый мир) о ГУЛАГЕ
  • Большая роль- очень хорошо освещена лагерная тема жизни советского государства, он был первым, кто затронул эту тему…




Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: