Объясните выбор определения «социалистический реализм» для единого…

Объясните выбор определения «социалистический реализм» для единого творческого метода советской литературы

  • Соц. реализм — художественный метод литературы и искусства и, шире, эстетическая система, сложившаяся на рубеже 20 века и утвердившаяся в эпоху социалистического переустройства мира. Определение было дано на Первом съезде советских писателей в 1934 году. Впервые понятие появилось на страницах «Литературной газеты» 23 мая 1932 года. В Уставе Союза советских писателей С. р. был определен как основной метод художественной литературы и критики, требующий от художника «правдивого, исторически конкретного изображения действительности в ее революционном развитии. При этом правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся в духе социализма». В ходе идеологической перестройки после апрельского (1985г. ) Пленума стал предметом суждения и вопрос о содержании термина С. р. Советское литературоведение настойчиво утверждает ленинские идеи партийности. Пафос нашей литературы — в обновлении жизни, в утверждении великих идей социализма (и т. д.)
  • Термин «социалистический реализм» появился на страницах советской печати в 1932 г. , а концептуально содержательная его часть была определена на Первом Всесоюзном съезде советских писателей в 1934 г. В обосновании этого метода содержались четко сформулированные идеологические установки на процесс развития художественного творчества и предъявляемые к этому творчеству определенные социальные критерии и оценки. Метод социалистического реализма выступил как определенный художественный канон, носящий ярко выраженный идеологический характер. Социалистический реализм предписывал художникам и содержание и основные структурные принципы произведения. Ведь этот метод предполагал существование «нового типа сознания» , который появился в результате марксистско-ленинского учения. А это учение, как следует из множества формулировок, определений и трактовок социалистического реализма, признавался единственно верным, то есть раз и навсегда данным, завершенным, окончательным этапом в развитии человеческой мысли. Оговорка насчет того, что социалистический реализм надо понимать «исторически» , по существу ничего не значила, так как он всегда был обречен на «внутреннее единство» . Каким бы разнообразием по содержанию не отличались произведения, включаемые в число признанных образцов практического применения метода социалистического реализма, в них неизменно присутствовало понятие некой цели, выраженное либо в открытом, либо в угадывающемся на уровне подтекста виде. Эта удивительная целеустремленность заставляла все используемые в художественных произведениях социалистического реализма сюжеты развивать в одном, заранее известном направлении. Такая целеустремленность сделала доминирующей функцией искусства социалистического реализма — сугубо воспитательную, а главной его темой -тему метаморфозы отдельных личностей и целых коллективов на пути к коммунистическому идеалу. К этому идеалу постоянно стремится «положительный герой» произведений социалистического реализма, его святая святых, его краеугольный камень и главное его «достижение» . В своей изначальной целеустремленности к абсолютному идеалу социалистический реализм требовал в художественных произведениях почти полного отказа от каких бы то ни было колебаний, сомнений и исканий в сфере духа. Он ограничивал все попытки выбора пути выбором, раз и навсегда уже сделанным и единственно верным. Социалистический реализм в его ортодоксальных формах, возможно, был оправдан для определенного исторического этапа. Это было время кануна, непосредственного осуществления и последующего развития пролетарской революции в нашей стране. Тогда жизненно необходимым было выдвижение на первый план мобилизующей, просветительской и политико-воспитательной функций искусства. В этих условиях вполне объяснимо существование таких феноменов, как РАПП, Пролеткульт и др. Однако их революционная одержимость, порой переходящая в стремление к полной монополизации руководства художественно-культурным процессом, несла с собой реальную возможность того окостенелого духовного воинствующего догматизма, который в конечном счете и восторжествовал в искусстве нашей страны в 30-х гг. -в форме сталинско-ждановского социалистического реализма. Материал взят из: http://bugabooks.com/book/313-yestetika/32-43-sovetskaya-yestetika-30-50-x-godov-xx-v.html




Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: