Урок Природные зоны Южной Америки
Цели урока:
- Образовательные:
- закрепить и углубить знания об основном законе
географии – широтной зональности на примере
природных зон Южной Америки; - изучить особенности природных зон Южной
Америки. - Показать взаимосвязь компонентов природы
материка, влияние рельефа, климата и внутренних
вод на развитие органического мира Южной
Америки; - Развивающие:
- продолжить совершенствовать умения
анализировать тематические карты; - отработать умение учащихся характеризовать
природные зоны, выявлять взаимосвязи между
природными компонентами; - развивать навыки по выбору рационального
выполнения этапов работы. - Воспитательные:
- оценивать степень изменения природы под
воздействием хозяйственной деятельности
человека; - воспитывать взаимопонимание, взаимовыручку,
дружбу в процессе совместной работы на
результат; - воспитывать у школьников бережное отношение к
природе.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование:
- учебник географии «Материки, океаны и страны» И.
В. Коринская, В.А. Душина, атласы по географии 7
класс, - тетради, таблицы для заполнения,
- мультимедийный проектор,
- рисунки учащихся,
- настенная карта Южной Америки.
Методы и формы:
частично-поисковый,
объяснительно-иллюстративный, наглядный,
репродуктивный, самостоятельная работа,
индивидуальная.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Сегодня на уроке мы продолжим изучение
природы Южной Америки: узнаем, какие природные
зоны находятся на этом материке, дадим им
характеристику. Познакомимся с новыми понятиями,
заслушаем сообщения приготовленные ребятами.
Рассмотрим, как изменяется природа материка под
воздействием х/д человека, какое отрицательное
воздействие оказывает человек на растительный и
животный мир. Сформулируем правила бережного
отношения к природе. Запишите в тетради число и
тему урока.
II. Изучение нового материала
– Ребята, откройте атласы на стр. ПЗ. Давайте
посмотрим, какие природные зоны сформировались
на материке.
В связи с преобладанием влажного климата в Южной
Америке широко распространены леса и
сравнительно мало пустыни и полупустыни. По обе
стороны от экватора в Амазонии простираются
постоянно влажные вечнозеленые леса,
сменяющиеся к северу и югу на нагорьях
переменно-влажными листопадными тропическими
лесами, редколесьями и саваннами, особенно
обширными в южном полушарии. На юге материка
расположены степи и полупустыни. Узкая полоса в
пределах тропического климатического пояса на
западе занята пустыней Атакама, (записали
природные зоны в тетрадь)
Как и Австралия, Южная Америка выделяется среди
материков своеобразием органического мира.
Длительная изоляция от других континентов
способствовала формированию в Южной Америке
богатого и во многом эндемичного растительного и
животного мира. Она – родина каучуконоса гевеи,
шоколадного дерева, хинного и красного деревьев,
виктории-регии, а также многих культурных
растений – картофеля, томата, фасоли. Среди
эндемиков животного мира следует назвать
неполнозубых (муравьеды, броненосцы, ленивцы)
широконосых обезьян, лам, некоторых грызунов
(водосвинка – капибара, шиншиллы).
– Сейчас мы с вами прослушаем сообщения об
особенностях растительного и животного мира, тех
П.З., которые занимают наибольшие площади на
материке. Будьте внимательны, я раздаю вам
таблицы с частичной характеристикой П.З., однако
не во всех колонках есть сведения. Задача
заключается в том, чтоб по ходу сообщения вы
заполнили их.
Природная зона |
ГП |
Климат |
Почвы |
Растительность |
Животный мир |
Влияние человека |
Влажные экваториальные леса – |
По обе стороны от экватора, на |
Экваториальный пояс: жарко и |
Красно- желтые ферраллитные |
Шоколадное дерево, хинное |
Обезьяна-ревун, ленивец, |
Вырубка лесов, которые дают |
Саванны |
Оринокская низменность, |
Субэкватриальный: жарко, |
Красные ферраллитные |
Акации, |
Олени, пекари, муравьеды, |
На месте тропического леса |
Степи – пампа |
К югу от саванн до 40° ю.ш. |
Субтропический пояс: тепло и |
Красновато-черные |
Ковыль, просо, камыши |
Пампасный олень, лама, нутрия, |
Поля пшеницы, кукурузы, загоны |
Полу-пустын – Патагония |
Узкая полоса вдоль Анд на юге |
Субтропический, умеренны й |
Бурые, серо-бурые |
Злаки, подушкообразные |
Вискаша, нутрия, броненосцы |
Учащиеся зачитывают сообщения, после каждого
проверяем, что дописали в таблице.
- Влажные экваториальные леса.
- Саванны.
- Степи – пампа.
- Полупустыни.
– Итак, мы прослушали с вами сообщения об
основных П.З., доказали, что растительный и
животный мир Южной Америки эндемичен и
разнообразен. А теперь дадим оценку степени
изменения природы материка под воздействием х/д
человека.
Зачитывается стихотворение о природе и
сообщение.
Как-то, собравшись с последними силами,
Создал Господь планету красивую.
Дал ей форму шара большого,
И посадил там деревья, цветы,
Травы невиданной красоты.
Много животных там стало водиться:
Змеи, слоны, черепахи и птицы.
Вот вам подарок, люди, владейте.
Землю вспашите, хлебом засейте.
Всем завещаю вам я отныне –
Вы берегите эту святыню!
Все хорошо, конечно, было,
Но… цивилизация на Землю наступила.
Вырвался на волю технический прогресс.
Мир научный, дремлющий доселе, вдруг воскрес,
И подарил земному населению
Адские свои изобретения.
Вывод: показываем слайд об
отрицательном воздействии человека. Схему
перечерчиваем в тетрадь.
Домашним заданием у вас было
сформулировать правила бережного отношения к
природе. Пожалуйста, кто приготовил, давайте
заслушаем. Слайд по охране природы.
Для сохранения растительного и животного мира
необходимо бережно относиться к природе,
создавать особо охраняемые территории –
заповедники, национальные парки, создавать
различные центры и организации по охране
окружающей среды. Ведь от того, как мы относимся к
природе зависит и наше с вами здоровье. Схему
перечерчиваем в тетрадь.
III. Осмысление
– Чем объясняется видовое разнообразие
растительного и животного мира Южной Америки?
– Перечислить основные природные зоны Южной
Америки, (по таблице)
IV. Подведение итогов
– Всем ребятам, приготовившим сообщения оценка
«5»
– Оценить тех, кто отвечал в течение урока.
V. Домашнее задание
§ 44 прикрепить таблицу в тетрадь, выучить.
Приложение 1