Урок Природные зоны Северной Америки

Цели и задачи урока:

Показать особенности расположения природных
зон Северной Америки. Дать характеристику
природных зон континента. Развивать умение
работать с картами. Воспитывать бережное
отношение к природе.

Оборудование:

Карта природных зон мира, интерактивные карты
– климатическая, природных зон; презентация.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Объявление целей и
задач урока.

(Слайды 1, 2. Приложение 1)

II. Изучение нового материала.


Природные зоны Северной Америки.

  • Какие природные зоны есть в Северной Америке?
  • Назовите их, пользуясь картами атласа.

Работа с картами атласа, по ходу работы
заполняется таблица в тетради.

(Слайд 3)

Сделайте вывод о взаимосвязи природных
компонентов на примере рассмотренных природных
зон.

Примечание. Уровень самостоятельности
учащихся зависит от подготовленности
конкретного класса.

Колонки 2-7 заполняются учащимися на основе
работы с климатической и почвенной картой
Северной Америки атласа; при затруднении
учащихся интерактивная карта выводится на экран,
работа совместно с учителем проводится поэтапно.
По мере изучения природных зон и отработке
навыков работы с картой уровень
самостоятельности может возрастать.

Колонки 8-9 заполняются на основе карты
природных зон атласа, просмотра презентации и
комментарий учителя.

АРКТИЧЕСКИЕ ПУСТЫНИ

(Слайды 4-5)

- На основе таблицы сделайте вывод: какие
природные условия характерны для природной зоны
арктических пустынь? Как проявляется
взаимосвязь природных компонентов?

Комментарии учителя.

Практически вся
территория арктических пустынь покрыта круглый
год безжизненной пеленой снега и льда. Но в
местах, освобождающихся от снега и льда во время
недолгого и холодного лета, растут мхи,
лишайники, которыми питается сохранившийся
здесь с доледниковых времён овцебык. Жизнь
других крупных животных арктических пустынь –
белых медведей, моржей, тюленей – связана с
морем. Именно здесь они могут найти необходимую
пищу.

(Слайды 6-8)

ТУНДРА И ЛЕСОТУНДРА

(Слайды 9-10)

- На основе таблицы сделайте вывод: какие
природные условия характерны для природной зоны
тундры? Как проявляется взаимосвязь природных
компонентов?

Комментарии учителя.

Природная зона
формируется в условиях сурового климата (длинная
холодная сухая зима, короткое прохладное влажное
лето), многолетней мерзлоты. Тундра – безлесное
пространство с большим количеством озёр и болот
и низкорослой растительностью. Здесь растут мхи,
лишайники, черника, голубика, а южнее –
карликовые берёзы и ивы. Разнообразнее и
животный мир: водятся северные олени, песец,
полярный волк, лемминги, белая куропатка,
полярная сова и много других птиц.

(Слайды 11-14)

ТАЙГА

(Слайды 15-16)

- Какие природные условия характерны для
природной зоны тайги? Как проявляется
взаимосвязь природных компонентов?

Комментарии учителя.

В условиях
прохладного лета и избыточного увлажнения
сформировалась природная зона тайги. По
сравнению с тайгой Евразии, североамериканская
тайга имеет более богатый животный и
растительный мир, так как здесь выше
среднегодовые температуры. В растительности
преобладают хвойные виды с примесью
мелколиственных пород. Здесь растут чёрная и
белая ель, американская лиственница,
бальзамическая пихта, различные сосны. В горных
районах встречается секвойя – настоящий символ
Америки. Это самое высокое растение на Земле –
высота деревьев превышает 100 м. В тайге обитают
бурый медведь, рысь, куница, росомаха,
чернохвостый олень и вапити, лось, скунс и др.

(Слайды 17-20)

СМЕШАННЫЕ И ШИРОКОЛИСТВЕННЫЕ ЛЕСА

(Слайды 21-22)

- Какие природные условия характерны для
природной зоны смешанных и широколиственных
лесов? Как проявляется взаимосвязь природных
компонентов?

Комментарии учителя.

Смешанные леса имеют
переходный характер от тайги к широколиственным,
а вот сами широколиственные леса сохранились
лишь в Аппалачах. Эта природная зона обладает
чрезвычайным растительным разнообразием. Здесь
растут каштан, дуб, бук, платан, ясень, осина, клён,
берёза, липа, ели, сосны, пихты и др. Животный мир
схожь с животным миром тайги, однако гораздо
богаче из-за обширной кормовой базы и более
благоприятного климата.

(Слайды 23-25)

ЛЕСОСТЕПИ И СТЕПИ

(Слайды 26-27)

- Какие природные условия характерны для
природной зоны лесостепей и степей? Как
проявляется взаимосвязь природных компонентов?

Комментарии учителя.

Континентальный
климат с жарким летом, холодной зимой и
сравнительно небольшим количеством осадков
способствует формированию природной зоны
степей, которые в Северной Америке называют прерии.
Обширные безлесные пространства покрыты
травянистой растительностью: здесь растут
ковыль, бородач, типчак, бизонова трава и другие
злаки. Здесь обитают степная лисица, степной волк
– койот, луговые собачки. Кстати, эти животные
образуют самые большие колонии. Самое крупное
животное прерий – бизон. К сожалению, из-за
активного отстрела этих животных стада бизонов
значительно сократились. Более того, если бы
человечество вовремя не одумалось, этим
удивительным животным грозило бы полное
исчезновение. Первоначальные степные
пространства практически полностью распаханы:
ведь прерии – главный сельскохозяйственный
район Северной Америки. Здесь выращивают
зерновые и другие культурные растения.

(Слайды 28-31)

ПОЛУПУСТЫНИ И ПУСТЫНИ

(Слайды 32-33)

- Какие природные условия характерны для
природной зоны полупустыни и пустыни? Как
проявляется взаимосвязь природных компонентов?

Комментарии учителя.

На внутренних
плоскогорьях Кордильер ощущается острый дефицит
влаги. Здесь сформировалась природная зона
полупустынь и пустынь. Пустыни Северной Америки
не такие безжизненные как, например, в Африке или
Австралии. Кое-где даже есть сплошной
растительный покров. Здесь растут чёрная полынь,
лебеда, а южнее – кактусы, колючие кустарники,
агавы, юкка. Животный мир представлен в основном
пресмыкающимися, которые прячутся в тени или
ведут ночной образ жизни.

Здесь же расположено самое жаркое и засушливое
место Северной Америки – Долина Смерти.

(Слайды 34-37)

- Почему природные зоны умеренного пояса
Северной Америки имеют не широтное, а
меридиональное расположение?

ПЕРЕМЕННО-ВЛАЖНЫЕ ЛЕСА

(Слайды 38-39)

Последняя природная зона не разбирается на
уроке, предлагается детям в качестве домашнего
задания.

III. Домашнее задание.


(Слайд 40)

1. § 55 (Природные зоны Северной Америки).
Закончить таблицу.

2. Творческое задание (по желанию).

3. Подготовить презентацию, буклет,
фоторепортаж и т.д. по какой-либо природной зоне
Северной Америки.

IV. Закрепление изученного.

Географическая игра “Крестики-нолики”. (Приложение 2)

Правила игры. Класс делится на
две команды – “Крестики” и “Нолики”. Дети по
очереди выбирают номер вопроса, на который будут
отвечать. При правильном ответе команда на
соответствующем поле имеет право поставить свой
логотип – крестик или нолик соответственно.
Победитель – команда, которой удасться
заполнить три вертикальных, горизонтальных или
диагональных поля своим логотипом (как в игре
“крестики-нолики). Если же сделать этого не
удалось ни одной команде – объявляется ничья.

Использованные материалы

  1. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев “География
    материков и океанов. 7класс” Москва, “Дрофа”, 2006.
  2. Географический атлас 7-й кл.
  3. Энциклопедия “Кирилл и Мефодий”.
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Greenland_scenery.jpg
  5. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Polar_Bear_2004-11-15.jpg
  6. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Walrus.jpg
  7. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Seabird_colony.JPG
  8. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Wrangel_Island_tundra.jpg
  9. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Cladonia_rangiferina.jpg
  10. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Anthoceros_levis.jpg
  11. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Pohlia_nutans.jpeg
  12. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Marchantia.jpg
  13. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Betula-nana_greenland_hg.jpg
  14. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Tunturisopuli_Lemmus_Lemmus.jpg
  15. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Polarfuchs_1_2004-11-17.jpg
  16. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Wolf_Zoo_Berlin.jpg
  17. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Rentier_fws_1.jpg
  18. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Ovibos_moschatus.jpg
  19. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Mixed_Picea_(Spruce)_forest_from_Vestfold_county_in_Norway.jpg
  20. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%B0
  21. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Picea_abies1.JPG
  22. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Abies_balsamea.jpg
  23. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Costal_Redwood.jpg
  24. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Coastal_redwood.jpg
  25. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Mule_Deer_on_Clearwater_1.jpg
  26. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0
  27. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Mule_Deer_on_Clearwater_1.jpg
  28. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Grib_skov.jpg
  29. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Marktr%C3%A6_(Quercus).JPG
  30. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Tilia_insularis_3.jpg
  31. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Betula_pendula_001.jpg
  32. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Acer-saccharinum-leaves.JPG
  33. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Streifenhoernchen.jpg
  34. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:MattiParkkonen_Orava.jpg
  35. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:White-tailed_deer.jpg
  36. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Grass-JW.jpg
  37. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%BB%D1%8
  38. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Canis_latrans.jpg
  39. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Bizon_sobie_stoi.jpg
  40. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Maispflanze.jpg
  41. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Wheat_field.jpg
  42. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Kingston_Range_from_Emigrant_Pass.jpg
  43. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Opuntia_littoralis_var_piercei_2.jpg
  44. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Indian_Fig_-_Opuntia_ficus-indica.jpg
  45. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Yucca_baccata_whole.jpg
  46. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Estragon2_1511.jpg
  47. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Mexican_ridged_nosed_rattlesnake_head.jpg
  48. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Black_scorpion.jpg
  49. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Tarantula.jpg
  50. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Coachella_Valley_Fringe-toed_Lizard.JPG
  51. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Badwater_Death_Valley.jpg





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: