Урок географии в 6-м классе по теме: Атмосферное давление


Цели:

  • Предметная
  • : организовать
    деятельность уч-ся по восприятию, осмыслению и
    закреплению новых знаний в рамках изучения темы:
    “Атмосферное давление”.

  • Деятельно –коммуникативная: развивать
    умение проводить опыты и анализировать их
    результаты, развивать учебно-логические умения
    выделять главное, сравнивать, обобщать,
    устанавливать причинно-следственные связи,
    оценивать свою деятельность.
  • Ценностно-ориентационная: помочь
    уч-ся осознать ценность совместной
    учебно-познавательной деятельности и
    практическую значимость темы “Атмосферное
    давление”.
  • Оборудование:

    карта мира, необходимое для
    проведения опытов оборудование: газета или
    большой лист бумаги и линейка; стакан с водой и
    лист бумаги или открытка и миска; дощечка,
    покрытая пластилином (или емкость с мукой
    (песком)) и бутылка с водой; шприц; воздушный шар;
    вареное яйцо без скорлупы, бутылка, спички,
    бумага для поджога; 5-6 тетрадей “Погода для 5
    класса” А.В. Чудиновой, Е.Н. Букваревой, Е.В.
    Чудиновой (для обучения по системе Эльконина-
    Давыдова);
    карточки с описанием опытов для
    каждой группы; красочные издания книг об
    атмосфере и погоде для выставки; барометр-анероид;
    рисунок ртутного барометра Торичелли (
    смотреть “Физическая география 6 класс”
    В.П.Сухов стр.86, рис. 52); жетоны за правильные
    ответы; столы сдвинуты по кол-ву групп.
    Оформление доски:
    (цветным мелом) В центре –
    схема – опора, которая по ходу урока появится в
    тетрадях уч-ся.

    На боковых досках: подсказки для решения
    задач


    Ход урока

    Орг. момент: (приветствие) Сегодня мы работаем
    в группах, совместно: “Вместе не трудно, вместе
    не тесно, вместе легко и всегда интересно”.
    Работать мы будем по теме “Атмосферное
    давление”. Я вам буду рассказывать и показывать
    то, чего нет в вашем учебнике географии, а
    параграф №35 вы прочтете дома сами и добавите к
    тому, что узнаете на уроке еще дополнительную
    информацию из учебника. Поэтому запишем сразу
    дом. задание: №35; ? к нему; в сторону дневники,
    учебники.

    I этап блиц-турнир:

    Вы должны четко и быстро отвечать на вопросы по
    дом. заданию. За каждый правильный ответ – жетон.
    Итак, I вопрос – вопрос–загадка. Слушайте
    внимательно и поднимайте руку для ответа.

    Через нос проходит в грудь
    И обратный держит путь.
    Он невидимый, и все же
    Без него мы жить не можем.

    - Что это? (Воздух)
    - Что образует слой воздуха вокруг Земли? (Возд.
    оболочку атмосферу).

    - Почему атмосферу можно назвать теплой
    “рубашкой” Земли?
    (Защищает от резких
    перепадов температур).

    -Почему “броней”? (Защищает от метеоритов).

    - А “защитным экраном”? (Озоновый слой
    защищает от вредных космических излучений).
    -Почему атмосферу называют и воздушной
    оболочкой, и газообразной?
    (Из воздуха — смеси
    газов).

    - Каков состав воздуха?
    (78% — азот; 21% — кислород;
    1% — др).

    - Какой газ обеспечивает жизнь на Земле?
    (Кислород).

    - Почему трудно определить границы атмосферы?
    Каковы они?
    (Воздух проникает всюду: и в почву,
    и в воду и его молекулы находят очень высоко над
    землей, поэтому границы определяют
    приблизительно до 1 тыс. – 2 тыс. км. над земной
    поверхностью).

    -Какие части выделяют в атмосфере?
    (Тропосферу,
    стратосферу и верхние слои атмосферы).

    - Какая из них ближе к земной поверхности, важнее
    для нас?
    (Тропосфера).
    - Как может изменяться воздух? Что с ним может
    происходить?
    (Нагреваться, охлаждаться,
    сжиматься, расширяться).

    - Имеет ли воздух вес?
    (Да).
    - Изменяется ли вес воздуха? Как?
    (Изменяется
    нагретый более легкий, холодный более тяжелый).


    Подведем итоги I тура: сосчитаем жетоны – это
    первые баллы, заработанные вашей группой.
    Впишите
    в карту (лист оценок группы) первые баллы. Для
    дальнейшей работы за 1 мин. вы должны выбрать
    своей группе капитана, который будет руководить
    работой группы и отвечать за ее успех. В карту
    впишите участников группы, ведь думать над моими
    вопросами и искать правильное решение их будете
    все вместе. Главное правило – тихо, не мешая
    другим группам! Минута готовности пошла
    (готовность группы определяется по поднятым
    рукам).
    (через 1 мин.) II этап. Беседа по новой теме

    Продолжаем работу.
    -Если тело имеет вес, значит оно может давить на
    поверхность, на которой оно находится. Так?
    Пример:
    я и кто-то из учеников (по имени) имеем
    разный вес. Кто из нас сильнее давит на пол?
    -А если сравнить давление на пол ученической
    парты и стола учителя?
    Значит, давление – это сила. А с силой
    приходиться считаться.

    Воздух имеет вес, значит давит на поверхность
    Земли и все тела на ней – как назовем эту силу?
    Запишем в своих тетрадях:
    Атмосферное давление
    – это сила, с которой воздух давит на земную
    поверхность.
    Невидимая, неощутимая до поры до времени сила. А
    между тем ученые подсчитали, что на взрослого
    человека давит 15 тонн воздуха, но мы этого не
    ощущаем. Почему? Давайте вместе познакомимся с
    этим явлением.
    Эксперимент:

  • Капитаны групп подойдут ко мне;
  • Выберут карточку с описанием эксперимента для
    своей команды;
  • Вернутся к командам.
  • Здесь на столах все необходимые для
    экспериментов принадлежности.
    Через 1 минуту команда должна быть готова к
    проведению своего эксперимента, т-е. понять, что
    делать и выбрать того, кто будет проводить
    (демонстрировать) опыт. (Группы по карточкам
    знакомятся с экспериментом).
    Готовность — по
    поднятой руке.
    - Проверка готовности: поняли что делать? Кто
    будет проводить опыт?
    Демонстрация опытов группами.
    (смотреть Приложение)
    (выдача жетонов за качество демонстрации опыта
    5-3).

    1. Группа демонстрирует опыт.
    2. Все другие наблюдают.
    3. Отвечают на вопросы: что видели, и почему так
      происходит?
    4. Заключительное слово группе, если нет
      вразумительных ответов в других группах. “Опыт
      доказывает что атмосферное давление существует
      …”.

    - Ну, а теперь внимание всех групп на меня. Ваша
    задача: внимательно наблюдать опыт и объяснить
    увиденное. (Демонстрация опыта с яйцом, которое
    втягивается в бутылку после того, как в бутылку
    опустили зажженную бумагу).

    -Кто готов объяснить, что увидели, и почему так
    случилось?
    -Что тому причина?

    -Доказали ли наши опыты, что давление воздуха
    существует? Другие интересные и более сложные
    опыты вы будете выполнять на уроках физики, где
    подробнее изучите силу атмосферного давления.
    - А теперь внимание, вопрос –
    Давление – сила.
    А как и чем ее измерить?

    - У команд 1 мин, чтобы найти ответ на стр. 23,
    лежащей перед вами тетради-учебника, на вопрос:
    - Кто изобрел “барометр” – меру тяжести тела?

    - Кто готов- поднимает руку. Слушаем ответ.
    Продолжим запись в тетради:
    Барометр – прибор для измерения атм. давления
    (Торичелли, 1640г.), ед. изм. — мм. рт. ст.

    - Как называется барометр Торичелли? (Ртутный)
    Вот как он выглядит (показать рисунок) и
    используется в основном на метеостанциях, где
    ведут наблюдения за погодой.
    - Как вы думаете почему?
    - А как же измерять давление в горах? В других
    местах на земле?
    - Существует другой вид барометра – анероид
    (показать).

    Он устроен очень просто: внутри металлическая
    коробочка из которой выкачан воздух, т. е. внутри
    – вакуум. Поэтому она реагирует на все изменения
    давления воздуха, а стрелка, которая связана с
    коробочкой, показывает ее реакцию. Давление
    усиливается — коробочка сжимается, и стрелка
    отклоняется вниз. Давление ослабевает – стрелка
    движется вверх.

    Запись в тетрадь

    - Какое давление показывает прибор?
    Давайте отправимся мысленно с этим барометром в
    горы и посмотрим, как и почему изменяется
    атмосферное давление.
    Работаем по рисунку на доске.
    - Какое давление на равнине?
    750 мм. рт. ст.
    - Каким стало на вершине?
    650 мм. рт. ст.
    - Почему?
    Уменьшается столб воздуха и воздух
    стал более разряжен, легче.

    Вывод:
    С высотой давление понижается т.к.
    уменьшается воздушный столб и воздух легче.
    Работа по карте:

    - Где самый мощный слой тропосферы? (Над
    экватором)

    - Географическая широта? 00ш.
    - Где он наименьший? ( У полюсов, широта 900ш)

    - А где он будет иметь “среднюю” величину? (450ш)

    - Какой уровень на Земле принимается за 0 м.
    высоты, начало отсчета высот? (Моря)
    - Значит, на поверхности океана на давление не
    будет влиять высота местности?
    - А какой воздух легче теплый или холодный?
    - Какой будет сильнее давить? (Холодный)
    - Значит, температура воздуха влияет на силу
    атмосферного давления?
    - А что является границей между положительными и
    отрицательными температурами? (00)
    - Вот почему давление воздуха измеренное на
    широте 450ш, на высоте 0м- уровня моря и при t0
    – 00 С, т.е. когда ничто не влияет на силу
    атмосферного давления, считается нормальным и
    ровно 760мм. рт. ст.

    (Продолжаем запись в тетрадь).

    Зависит от высоты местности и
    температуры воздуха.
    А теперь группы решают задачу. (рис. на доске) и
    решение записывают на листе – карте.
    - Какое будет давление на высоте 2 км., если у
    поверхности Земли оно равнялось 750мм. рт. ст., т.е.
    оно было каким: пониженным или повышенным? Через 1
    мин. – ответ. (Жетон)
    - А теперь подсчитайте как изменится на этой
    высоте температура, если у поверхности она была +
    210С?
    -Что надо вспомнить для решения этой задачи? (Что
    t0 понижается на 60 через каждый км.)

    Через 1 мин. – ответ. (Жетон)
    Подведем итог (жетоны за верные ответы)

    - О чем мы сегодня вели речь?
    - Что такое атмосферное давление?
    - Чем измеряется?
    - В каких единицах?
    - От чего зависит?

    - Ну, а если вы в библиотеке найдете эти и другие
    книги об атмосфере, проделайте другие опыты из
    книги “Большая книга экспериментов для
    школьников” “РОСМЭН” и “Познавательные опыты
    в школе и дома” , то вы будете очень знающими
    учениками.
    И дополнительно: на стр. 24 тетради-учебника №13.
    познакомьтесь с опытом, который вы можете
    проделать дома, а я по вашим листам–картам и
    жетонам подведу итоги работы групп.
    Беседа о прочитанном.
    - Оценки группам.
    - Вам было интересно? Спасибо за работу, не
    забудьте выполнить домашнее задание. До
    свидания.





    Внимание, только СЕГОДНЯ!

    Следующий: