Урок географии в 6-м классе по теме Расы. Толерантность

Цель урока: учащиеся должны узнать,
что такое расы, как повлияли условия среды на
формирование внешних различий между людьми,
познакомиться с понятием толерантность и
усвоить единство и равенство всех людей на Земле.

Задачи: познакомить учащихся с
понятием “раса”, дать характеристику основным
расам, обратить внимание на связь между расовыми
признаками и природными условиями их
сформировавшими; развивать критическое
мышление, речевые навыки по составлению
высказываний; формировать умение работать в
группе; воспитывать толерантное отношение к
окружающим людям.

Ресурсы: текст, сказка Д. Родари “Один
и семеро”, таблички с названием национальностей
(итальянец, русский, француз, немец, американец,
китаец, аргентинец), листы А2, пакеты с набором
картинок и слов (смирение, гордость, уважение,
верность, терпение, любовь, доброта, память,
достоинство, понимание), маркеры, клей, ножницы,
мел, коллаж “межнациональные конфликты и их
последствия.

Ход урока

Организационный момент. 0,5 мин.

Целеполагание. 0,5 мин.

Сегодня на уроке вы узнаете, что человек
разумный Homo sapiens представлен на Земле тремя
расами. Узнаете, как эти расы возникли, что
означает слово толерантность и почему она так
важна.

Мотивация. 1 мин.

Все люди, живущие на Земле, сильно отличаются
друг от друга. В чем причина?

Существует индейская легенда. Боги лепили
фигурки людей из глины и обжигали их в печи. После
этого они приобретали красно-коричневый цвет и
это были индейцы. Но однажды они заболтались и
забыли вовремя достать их из печи, фигурки
обуглились, как головешки, так возникли
темнокожие африканцы. Потом боги, боясь
испортить свою работу и пережечь глиняные
статуэтки, поторопились, и они получились
неприятного бледно-розового цвета. Так появились
европейцы.

Как же это было на самом деле?

Изучение нового материала. 33 мин.

Работа с текстом. 8 мин.


Деятельность учителя Деятельность учащихся
Инструктаж 1мин.

Мы используем метод


“Внимательное чтение”. Послушайте меня
внимательно.

Возьмите в руки карандаш и разметьте текст,
который лежит перед вами следующим образом.
Внимательно читайте каждое предложение и если
то, что в нем сказано вам известно, в конце
предложения поставьте знак “

?”. Если в
предложении содержится новая информация,
поставьте “+”. Если вам не ясно слово или целое
предложение, в его конце поставьте “?”.

Таким образом разметьте весь текст.

Время на работу 3 мин.

Изображает знаки на доске.

Следит за временем.

Внимательно читают текст и размечают
его.

ТЕКСТ.

Как появился сам термин раса, пока точно не
установлено. Возможно от арабского “рас”-
“начало”, “корень”. А может, от итальянского
“раза”- “племя”. В значении, близком к
современному, слово “раса” встречается у
французского ученого Франсуа Бернье, который в
1684 году опубликовал одну из первых классификаций
современных человеческих рас.

Расы — это исторически сложившиеся группы
людей, выделяемые учеными на основании их
родства, единства происхождения, которое
проявляется во внешнем сходстве (цвет кожи, глаз,
волос; форма черепа, длина тела и др.).

Среди рас современных людей выделяют несколько
наиболее крупных. Это европеоидная (евразийская),
монголоидная (азиатско-американская),
экваториальная (негроидно-австралоидная).

Что же способствовало их образованию? Расы
начали формироваться в период палеолита, 30-40 тыс.
лет назад. К этому времени человек существовал во
всех частях света. Отдельные группы людей,
находясь в очень разных природных условиях,
приобретали отличия во внешнем облике и другие
биологические особенности. По мнению ученых
некоторые особенности возникали случайно на
ранних этапах развития человечества. Некоторые
из них помогли людям приспособится к условиям
окружающей среды и в ходе естественного отбора
закрепились в генах и стали передаваться из
поколения в поколение.

Можно предположить, что особенности
экваториальной расы складывались под влиянием
жаркого влажного климата и сильного солнечного
излучения. Известно, что негроиды и австралоиды
могут долгое время находиться под палящим
солнцем без головных уборов и почти без одежды.
От вредного воздействий солнечных лучей их
предохраняет темная кожа и черные курчавые
волосы, образующие на голове защитную “шапку.
Карий цвет глаз выполняет такую же роль. Большие
и широкие ноздри открыты для циркуляции воздуха,
утолщенные губы помогают влаге испаряться и
организм охлаждается.

Светлокожие, светловолосые и светлоглазые
северные европеоиды гораздо хуже, чем
представители других рас, переносят прямые
солнечные лучи. Особенно страдают от них
рыжеволосые люди и альбиносы, так как в их коже не
образуется меланин, отвечающий за загар
(потемнение кожи) и таким образом предохраняющий
от вредного воздействия солнца. Зато в Северной и
Центральной Европе, где около 30 тыс. лет назад
преобладал прохладный и влажный климат и
солнечных дней было мало, люди со светлой кожей,
волосами и глазами оказывались в более
выигрышном положении. От холодного воздуха
защищали высокая спинка носа (что позволяло
воздуху согреваться) и обильное оволосение на
лице мужчин- охотников.

У монголоидов, формировавшихся в степях и
полупустынях центральной Азии с
резко-континентальным сухим климатом и большими
суточными колебаниями температур, сильными
ветрами и пылевыми бурями возникли и развились
другие особенности. Эпикантус (кожная складка во
внутреннем уголке глаза, прикрывающая слезный
бугорок) и складка верхнего века защищают глаз от
ветра и пыли. Этому же способствуют широкий и
плоский нос, раскосые глаза. Волосы прямые,
жесткие, темные. Это кочевые народы, что
отразилось в пропорциях тела: их конечности
пропорционально короче, чем у других рас.

1. Обсуждение прочитанного текста. 4
мин.

Фронтальная проверка по цепочке.


Деятельность учителя Деятельность учащихся
Инструктирует учащихся: Обратите
внимание на то, что вам уже было известно, то, что
вы отметили знаком“
?”. Пусть каждый
выскажется по цепочке, не повторяясь и не
подсматривая в текст. Каждое высказывание
начинайте словами: “ Я уже знал…” или “ Я
знала…”.

Если учащийся затрудняется, то
учитель помогает ему сформулировать
высказывание.

Каждый высказывается по цепочке,
стараясь не повторяться и не подсматривать в
текст. Каждое высказывание начинает словами: “Я
уже знал…” или “ Я знала…”.
Инструктирует учащихся:

А теперь
выберем то, что вы узнали нового. Высказывайтесь
по цепочке, предложения начинайте со слов “Я
узнал …” или “Я узнала…”.

Высказываются по цепочке, предложения
начинают со слов: “Я узнал …” или “Я
узнала…”.

Проверка по поднятой руке.


Деятельность учителя Деятельность учащихся
Задает вопрос: А есть ли у кого-то
знак“?”

Учитель предлагает учащимся класса
ответить, по возможности, на вопрос ученика: Кто
может это объяснить?

В случае необходимости поправляет учеников
или сам дает ответ на вопрос.

Спрашивают, что именно неясно в тексте.

Пытаются
объяснить непонятные слова или предложения.

2. Закрепление изученного материала
методом беседы.
1 мин.


Деятельность учителя Деятельность учащихся
Задает вопросы и спрашивает учащихся по
поднятой руке. Вопросы:

К какой расе вы
отнесете меня? Почему?

Вам приходилось встречаться с представителями
других рас? Если да, то где?

Отвечают на вопросы.

Называют
европеоидную расу, перечисляют ее признаки.

Называют другие расы, перечисляют их признаки.

Демонстрирует портрет А.С.Пушкина.

Задает
вопросы и спрашивает учащихся по поднятой руке.
Вопросы:

К какой расе вы отнесете А.С.Пушкина? Почему
вам непросто ответить на этот вопрос?

Учитель делает вывод: во внешности многих
людей можно увидеть черты, которые
свидетельствуют о смешении разных рас.

Рассматривают портрет.

Отвечают на
вопросы.

Называют признаки негроидной расы и
европеоидной расы, которые свойственны
А.С.Пушкину.

Задает вопрос:

Найдите в тексте
определение “раса”.

Находят в тексте определение.

Расы -
это исторически сложившиеся группы людей,
выделяемые учеными на основании их родства,
единства происхождения, которое проявляется во
внешнем сходстве (цвете кожи, глаз, волос; форме
черепа, длине тела и др.).

3. Работа с текстом сказки. 11 мин.


Деятельность учителя Деятельность учащихся
Актуализация. 1 мин.

Расы — это большие
группы людей. Они включают множество различных
народов. Каждый народ имеет свою исконную
территорию, на которой он сформировался и
проживает большинство его представителей.
Каждый народ обычно говорит на своем языке.
Народы отличаются друг от друга культурой:
религией, национальной кухней, нормами
поведения, особенностями быта, литературой и
традициями.

Послушайте сказку Джанни Родари и ответьте
потом на мои вопросы.

Читает текст сказки. 1,5 мин.

Я знал одного мальчика… Но это был не один
мальчик, а семеро. Как это может быть? Сейчас
расскажу.

Жил он в Риме, звали его Паоло, и отец его был
вагоновожатым.

Нет, нет, жил он в Париже, звали его Жан, и отец
его работал на автомобильном заводе.

Да нет же, жил он в Берлине, звали его Курт, и
отец его был виолончелистом.

Что вы, что вы… Жил он в Москве, звали его Юрой,
точно так же, как Гагарина, и отец его был
каменщиком и изучал математику.

А ещё он жил в Нью-Йорке, звали его Джимми, у отца
его была бензоколонка.

Сколько я вам уже назвал? Пятерых. Не хватает
двоих.

Одного звали Чу, жил он в Шанхае, и отец его был
рыбаком. И наконец, последнего мальчика звали
Пабло, жил он в Буэнос-Айресе, и отец его был
маляром.

Паоло, Жан, Курт, Юра, Джимми, Чу и Пабло —
мальчиков семеро, но всё равно это один и тот же
мальчик.

Ну и что же, что у Пабло тёмные волосы, а у Жана
светлые. Неважно, что у Юры белая кожа, у Чу —
жёлтая. Разве это так важно, что Пабло, когда
приходил в кино, слышал там испанскую речь, а для
Джимми экран разговаривал по-английски. Смеялись
же они на одном и том же языке.

Потому что это был один и тот же мальчик: эму
было 8 лет, он умел читать и писать и ездил на
велосипеде не держась за руль.

Теперь все семь мальчиков выросли. Станут ли
они теперь воевать друг с другом?

Слушают учителя.
Обсуждение сказки. 8 мин.

Беседа по
вопросам. 1 мин.

Задает вопросы:

Почему автор считает, что это один и тот же
мальчик?

А как вы думаете, станут ли они воевать друг с
другом?

Дети каких национальностей были героями
сказки?

Отвечают на вопросы

Называют
национальности: итальянец, русский, француз,
немец, американец, китаец, аргентинец.

Учитель вывешивает табличку с
названием национальности. Задает вопросы:

Какое
главное положительное качество свойственно
людям этой национальности?

Что плохого вы можете сказать о людях этой
национальности?

Учитель в столбик слева записывает
достоинства, а справа в столбик записывает
отрицательные качества.

После того как работа выполнена, учитель
задает вопрос:

Можно ли сказать, что все немцы…, а все
русские…?

Называют положительные и отрицательные
качества.

Отвечают, что нельзя, так как в каждом народе
есть люди с самыми разными качествами: и
положительными, и отрицательными.

Делает вывод:

Часто из-за наших
ложных представлений о другом народе возникают
межнациональные конфликты. И вот к чему они
приводят (демонстрация коллажа).

Чтобы этого не происходил, мы должны быть
толерантны.

Указывает на слово на доске: толерантность.

Слушают учителя, рассматривают коллаж.

4. Сообщение “толерантность”. 1 мин.


Деятельность учителя Деятельность учащихся
Инструктирует учащихся.

Прослушайте
сообщение и ответьте на эти вопросы

.

Демонстрирует вопросы, написанные на доске.

Какое русское слово наиболее точно отражает
суть понятия “толерантность”?

Что означает “быть толерантным человеком”?

Слушают учителя, читают вопросы,
написанные на доске.
Предоставляет слово школьному
психологу, который рассказывает, что такое
толерантность.

(от лат.toleranta-терпение)-
терпимость к чужим, непохожим на свои
собственные особенности культуры, особенности
языка и другие внешние особенности, убеждения и
прочее.

Готовность принимать различия между собой и
другими не как что-то враждебное, а как
нормальное явление.

Готовность и умение жить в многообразном мире.

Слушают сообщение, готовятся отвечать
на вопросы.
Задает вопросы:

Какое русское слово
наиболее точно отражает суть понятия
“толерантность”?

Что означает “быть толерантным человеком”?

Отвечают на вопросы:

Наиболее точно
подходит русское слово терпимость.

Быть толерантным человеком — это значит
проявлять уважение к другим людям, их обычаям,
традициям, одежде, привычкам и т.д.

5. Интерактивное упражнение “Коллаж”. 13
мин.

Изготовление и презентация коллажа: “Земля –
наш общий дом!”.


Деятельность учителя Деятельность учащихся
Инструктаж. 1 мин.

Вы много раз
слышали такие громкие слова: “Земля – наш общий
дом!”. А какой дом без серьезного фундамента,
крепких стен и прочной крыши? Ваша задача -
создать проект такого дома. Для этого
используйте клей, картинки, маркеры. В коллаже вы
можете использовать не только полученные
материалы, но и дописывать, дорисовывать
недостающие элементы. Время на работу 7 мин.

Учитель делит учащихся произвольно на группы
по 4-6 человек (как они сидят).

Раздает материалы.

Пишет на доске: “Земля – наш общий дом!”.

Следит за временем.

Через 6 минут вводит дополнительную
инструкцию.

Выберите представителя, который расскажет о
вашем проекте

.

Поочередно предоставляет слово спикерам всех
групп.

Презентация 5 мин.

Слушают инструктаж.

Рассматривают материалы

Отбирают необходимые слова, картинки.

Располагают их на листе А2, приклеивают,
дополняют подписями, стрелками и другими
графическими элементами.

Выбирают спикера, помогают готовить ему
выступление.

Спикеры рассказывают о своих проектах.

6. Оценивание.

7. Подведение итогов. Рефлексия 5 мин.


Деятельность учителя Деятельность учащихся
Фронтальная беседа.

Вопросы:

Легко ли вам работалось в группах?

Все ли были толерантны?

Что было самым важным на уроке?

Что было самым интересным?

Что вам понравилось больше всего?

Отвечают на вопросы по поднятой руке на
первые 3 вопроса и по цепочке на следующие два.

Подведение итогов:

А мне очень понравилось, какие замечательные
проекты вы сделали. Все они очень разные, как и вы
сами. И неспроста говорят, что сила коллектива в
разнообразии его членов. Сохраните свою
исключительность и с уважением относитесь к
непохожим на вас людям. Всего вам доброго! Урок
окончен.





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: