Урок географии по теме Путешествие по материкам

Цели.

Повторить знания о природе и
географических особенностях материков,
развивать умение быстро и чётко давать
верные ответы на вопросы, воспитывать
стремление работать дружно в группах и
парах.

Оборудование. Физическая карта мира,
изображение кораблика, мультимедийная
установка, электронное наглядное пособие,
таблицы «Материки», музыка Дунаевского «Весёлый
ветер», таблички с названиями команд «Тёплое»,
«Холодное», «Жюри». Раздаточный материал:
карточки «Контуры материков», «Слова», «Крайние
точки», «Тесты»; призы.

Ход урока.

Организационный момент. (Под фонограмму
«Весёлый ветер»)

Стихотворение «Хорошо учиться
географии» Свинухов А.

Хорошо учиться географии,
Опускаться в глубину морей
Подниматься на гору высокую
Защищать природу и зверей!
Хорошо учиться интересному,
Узнавать, как создана Земля,
Отчего и где землетрясения.
И откуда на Земле моря.
Хорошо учиться географии,
Чтоб постичь её, нужны года.
Очень многое Вы сделать сможете,
Если будете любить её всегда. [3]

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами
повторим и вспомним часть изученного в
курсе «Географии материков и океанов». Для
этого мы совершим небольшое путешествие по
материкам. Но мы помним, что материки
разделяют бескрайние просторы океанов,
преодолеть которые наш кораблик сможет при
помощи течений. А какие бывают течения в
океане? (Тёплые и холодные)

Как они показаны на карте? (Красными и
синими стрелками)

Именно поэтому одна команда будет носить
название «Тёплые», а другая «Холодные». И
вместо девиза я предлагаю вам назвать и
показать по два тёплых и холодных течения.
Оценивать ваши ответы будет жюри. (Учащиеся
называют и показывают течения)

Итак, команды готовы? Тогда в путь! А
какой материк на нашем пути первый мы
узнаем, если внимательно послушаем
стихотворение Е. Меньшиковой

Там мыс Игольный, мыс Альмади,
Сухие русла рек там, вади.
Там реки быстро протекают.
И в разные моря впадают.
Там есть вулкан Килиманджаро.
Наделал много он пожаров. [3]

О каком материке идёт речь? Как вы
догадались? Покажите эти объекты на карте.
Верно, это Африка! Пока мы будем в пути,
послушаем историческую справку!

(Звучит фонограмма, на экране изображение
Африки) В древности (V в. до н.э.) Африку, не
зная её истинных размеров, считали
полуостровом Азии. Древние греческие
историки и географы, начиная с Геродота,
Африку называли Ливией. Впервые название «Африка»
встречается в дошедших до нас фрагментах
поэмы Квинта Энния «Анналы» (III в. до н.э.), но
название относилось не к материку, а к
городу-государству Карфагену. После
разрушения Карфагена (территория
современного Туниса) (146 г. до н.э.) римляне
организовали на его территории провинцию
Африка (или Африга).Возможно, название «Африка»
произошло от имени племени афариков (Африканов),
живших на обширной территории вплоть до
Гибралтара, а может, от арабского слова «фарака»,
которое означает «разделять, отделять»,-
ведь материк отделён от Азии Красным морем.
Африка – второй по величине после Евразии
материк. Площадь (включая острова) – 30,3 млн.
кв. км. Длина береговой линии 30.500 километров.
Береговая линия слабо изрезана, имеет
только один большой залив и крупный
полуостров. Африка – самый жаркий
континент. На севере Сахара, в Ливии, была
зарегистрирована самая высокая
температура на планете + 57,8 0С. [2]

Задание №1. Установите соответствие. «Крайние
точки»

Пока жюри проверяет ваши работы, давайте
покажем на карте крайние точки всех
материков на карте. А теперь, для
определения дальнейшего пути слушаем
стихотворение Г. Усовой.

Она располагается под нами,
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год,
Там расцветают в октябре сады,
Там, в октябре, а не в июле, лето,
Там протекают реки без воды,
(они в пустыне протекают где-то),
Там, в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют,
Деревья сами лезут из коры,
Там кролики страшней, чем наводненья. [1]

О каком материке это стихотворение? Как вы
догадались? О каких явлениях природы
Австралии идёт речь? Верно, это материк
Австралия. Слушаем историческую справку
и в путь! ( На экране изображение
Австралии)

Австралия – самый маленький материк (7,7
млн. кв. км). Если кто-то захочет обойти этот
маленький материк, то ему придётся
прошагать всего-то полгода. Для сравнения:
чтобы обойти Евразию, например, придётся
потратить 25 лет жизни. Австралия –
рекордсмен по сухости климата. Кроме того,
это самый малонаселённый из обитаемых
материков. В Австралии проживает 0,4 % всего
населения земного шара. Зато эта страна
занимает первое место в мире по количеству
овец и настригу шерсти, поставляя на
мировой рынок одну треть сырья для мирового
производства шерсти. Открыт материк был в
1606 году голландским мореплавателем В.
Янсзоном и был назван Новой Голландией.
Теоретически о существовании континента
говорили ещё во II веке, а на древней карте
Птоломея и позже, на средневековых картах
уже была нанесена обширная территория под
названием Неведомая Южная Земля. Своё
современное название материк получил в XIX
веке (1814). Австралия (по-латыни australis)
означает «южный». [2]

Задание№2. Что обозначено цифрами? «Контурные
карты»

(Раздаются командам по 5 карточек с
изображением материков.) Работа под
фонограмму. Жюри работает, а мы
отправляемся дальше, но куда? Стихотворение
Н. Жимановой «Антарктида»

Сколько льда здесь и света!
Здесь холодные дуют ветра,
Здесь не видно привычного лета,
Даже летом мороз, холода.
Материк этот долго искали,
Пробивались сквозь бури и лёд,
Кук решил, что не надо медали,
Ни за что он вперёд не пойдёт.
Но отважные русские люди
Смело шли всё вперёд и вперёд.
Покорить материк тот решили.
Вышли в море на судне «Восток».
Со стихией сражались умело,
И награда за это была.
Материк полюбил только смелых.
И открыл им свои берега. [3]

Какому же материку дана характеристика в
этом стихотворении? Историческая справка
(под фонограмму).

(На экране изображение Антарктиды) «На
краю нашей планеты лежит, как спящая
принцесса, материк, закованный в голубое.
Зловещий и прекрасный, он покоится в своей
морозной дремоте, в складках мантии снега,
светящегося аметистами и изумрудами льдов…
его горизонты окрашены розовыми, голубыми и
зеленоватыми тонами» — так описывает
Антарктиду известный американский
полярный исследователь Ричард Бэрд.
Антарктида – «анти» Арктика, полярная
область на противоположной от Арктики
южной стороне земного шара. Окончательно
выяснено, что Антарктида не группа островов,
а материк, опустившийся под огромной
тяжестью льда. Подо льдом обнаружены и
горные цепи, и впадины глубиной тысяча
метров ниже уровня океана, а в 1980 году под
толщей льда открыли озеро площадью около 27
кв. км. Площадь материка около 14 млн. кв. км.
Это почти в два раза больше Австралии и
почти в полтора раза больше площади Европы.
[2]

Задание №3. Объяснить значение слов. (По 2
карточки на команду)

Стихотворение «Америка» Н. Жимановой
Волшебная земля,
На много километров раскинулась она,
На востоке — равнины, на западе горы,
Есть там реки, озёра и море.
Равнины богаты рудою,
В горах залегает металл.
Там реки богаты водою,
И гор ты таких не видал!
Есть золото, каменный уголь,
Есть туманы, дожди и снега.
И живут там отважные люди,
Победить их нельзя никогда.
Там пальмы в небо уходят,
Лианы бушуют в тени,
Индейцы какао разводят,
Бананы, табак и бобы.
Природа щедро одарила
Животным миром материк.
Живут там ламы и тапиры.
И слышен ягуара крик. [3]

О чём это стихотворение?

Верно, часть света – Америка, а материки? (Северная
и Южная Америка)

Историческая справка. (Под фонограмму)
‹Рисунок 7›.

(На экране изображение Америки)

Принято считать, что название части света
«Америка» получено от имени флорентийского
мореплавателя Америго Веспуччи, который
составил подробное описание материка. Но вы,
конечно, знаете, что открыл материк
Христофор Колумб. Так что не всё так
однозначно, и до сегодняшнего дня
существуют разные версии происхождения
слова «Америка». Учёные утверждают, что у
туземцев встречались слова «амарака», «амеракапана»,
«америкос» и т. д., а у древних бразильцев
было верховное божество Марока. Кроме того,
встаёт вопрос, почему материк назван по
имени, а не по фамилии – например, Веспуччия?
Америка – часть света, образуемая двумя
материками: Северная Америка и Южная
Америка, которые, в свою очередь, состоят из
трёх Америк: Северной, Центральной и Южной.
Общая площадь Америки более 42 миллионов кв.
км. Высокая точка части света над уровнем
моря 6960 метров – это гора Аконкагуа в
Аргентине. Самая низкая – 85 метров ниже
уровня моря, одна из наиболее глубоких
безводных впадин на земном шаре. Её
называют Долиной смерти. [2]

Задание №4 Тесты «Материки»

  1. Антарктида – это: с) Материк; д)
    Дрейфующий лёд; у) Айсберг.
  2. Название, каких гор «говорит» об их
    богатстве медными рудами: а) Аконкагуа; с)
    Чимборасо; п) Анд.
  3. К бассейну, какого океана относится река
    Амазонка: б) Тихого; а) Атлантического; о)
    Индийского.
  4. По какой карте можно определить высоту
    Анд: с) физической; б) экономической; а)
    политической.
  5. Величайшая вершина Земли – гора: с)
    Футзияма; п) Килиманджаро; и) Джомолунгма.
  6. Крайней восточной точкой материка
    Евразия является мыс: с) Челюскин; б)
    Дежнёва; о) Игольный.
  7. Великие озёра образовались на месте: о)
    впадин; с) разломов; б) карьеров. (Проверка.
    Из букв правильных ответов должно
    получиться слово «спасибо».)

Заключительное стихотворение Н.
Жимановой «Евразия»

Евразия! Евразия! Прекрасный материк!
Как много в нём народов: и белых и цветных.
В Евразии, в Евразии есть Родина моя.
Столица нашей Родины – прекрасная Москва.
И в каждом крае, области есть прелести свои.

И в нашем крае тоже имеются они.
У нас в стране родимой чудесные поля,
Сажают там пшеницы различные сорта.
Течёт там речка Волга, и Ангара, и Колыма,
А также Лена, Обь, на севере – Двина.
На этой территории есть залежи угля.
Бурят там скважины и вырубаются леса.
Растут в стране родимой деревья и кусты.
На севере далёком лишайники да мхи.
Ах, Родина! Евразия! Прекрасные края!
Страна моя огромная, я так люблю тебя! [3]

Какие две части света расположены на этом
материке? Покажите границу между ними. Жюри
подводит итоги, а мы слушаем справку
. (На
экране изображение Евразии).

Европа – настолько древнее слово, что
проследить его истоки крайне сложно.
Название могло произойти от семитского
Эреб или Ириб, что значит «Запад», или от
финикийского «Эреп» — «Заход солнца», то
есть опять «Запад». Ещё одна версия: в
древней Греции слово «Эребос» обозначало
мрак, темноту, подземного царства мертвецов.
Возможно, «эребос» было перенесено на
страны Запада: где заходит солнце, там мрак.
Европа – часть света, западная часть
материка Евразии. Площадь Европы (включая
острова) 10. 507 тыс. кв. км. Площадь островов 730
тыс. кв. км.

Азией в древние времена обозначалась
греческая провинция к востоку от Эгейского
моря, а также именовались скифские племена
за Каспием (азии, азианы). В эпоху Великих
открытий восточные земли стали обозначать
греческим названием «Азия». Азия – по
легенде одна из дочерей бога-титана Океана.
Обычно она изображалась сидящей на
верблюде со щитом в одной руке и ящиком с
восточными пряностями в другой. Азия –
часть света, восточная часть материка
Евразии. Площадь её около 43 тысяч кв. км., в
том числе более 10 миллионов кв. км. острова и
полуострова. Азия – величайшая часть света,
составляет 30% всей суши Земли. Длина
береговой линии – 62 тысячи км. [2]

Итог. Что же мы сегодня вспомнили о
материках?

Слово жюри. Награждение команд.

Оценки. Домашнее задание. Составить
кроссворд к любому материку. Всем большое
спасибо!

Литература.

  1. Андреева В.Н. Предметная неделя
    географии в школе. – Ростов н/Д.: Феникс,
    2005.
  2. Разумовская О. К., Козловский Е. Т.
    Занимательная география. – Санкт
    Петербург: Кристалл, 1998.
  3. Сахнова С.И. Стихотворения на уроках
    географии. Журнал «География в школе» № 9,
    2003.




Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: