Программа элективного курса Югра в прошлом, настоящем и будущем

Пояснительная записка

История всегда вызывала огромный интерес общества. Этот интерес объясняется естественной потребностью каждого человека знать историю своей Родины.

Элективный курс посвящен истории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, который поможет полнее осмыслить и изучить прошлое этого сурового и в то же время необычайно привлекательного края, глубже понять его настоящее и заглянуть в будущее.

Изучение истории ХМАО-Югры обеспечивается в рамках 10-15% учебного времени, отводимого в общем курсе отечественной истории на изучение истории родного края, или введением факультативного курса для 9 или 11 классов. По предлагаемым вариантам используется программа курса для учащихся средней (полной) школы «История ХМАО с древности до наших дней»

Курс рассчитан на 35 учебных часов из расчета 1 час в неделю в течение всего года. Занятия проводятся в разнообразной форме: семинары, защита и обсуждение рефератов, посещение музеев, выставок, памятных мест и т.д.

Общая характеристика содержания программы

Программа представляет историю заселения, освоения и развития территории, ныне занимаемой Ханты-Мансийским автономным округом. Ориентиром в соблюдении географических рамок послужила историческая область Югра, или Югорская земля, на большей части которой и располагается ныне округ.

Югорская земля рассматривается как органическая целостность, как системный элемент, входивший на разных этапах своего развития в более крупные системы: будь то экопространство древнейшей западносибирской тайги, или меридиально ориентированные политико-экономические и этнические союзы средневековья, или Российское государство XV -XX вв.

Подробное и всестороннее рассмотрение процессов развития края и отражение его взаимосвязи с окружающим миром были двумя основными моментами в отборе материала курса и в изложении содержания программы.

Цель курса: обогащение исторического сознания выпускника средней школы знанием истории своего родного края, его роли и места в российской и всемирной истории; воспитание на этой основе осознанной любви к Отечеству, что в итоге подразумевает формирование гуманистического мировоззрения молодого чело­века.

Задачи курса:

  • показать разноаспектность исторического процесса и внутреннюю взаимосвязь (взаимное влияние) природно-географических, экономических, социально-политических, этно-демографических и культурных условий в ходе исторического развития;
  • проследить специфику и преемственность жизнедеятельности людей, населявших край с древнейших времен, указав на принципиальную равноценность их вклада в историческое развитие Югорской земли и в конечном итоге в формирование сегодняшней действительности;
  • раскрыть тенденции культурного и духовно-нравственного развитии народов, населявших край в разные века: взаимовлияние различных национальных культурных традиций; связи прошлых и нынешних поколений в единстве их истори­ческих судеб, культурно-языкового наследия.

Структура программы и представляемого ею курса основана на проблемно-хронологическом принципе изучения материала. Раскрываются особенности экономического и социально-политического развития, систем управления, этнических и культурных (в широком смысле) процессов, присущих краю на разных этапах его истории.

Курс истории округа станет основой для творческого диалога учителя и ученика, будет способствовать формированию у школьников научных знаний. При создании курса, помимо данных, которые давно и прочно устоялись в научной и учебной литературе, использовались и результаты собственных изысканий авторов, в большинстве своем являющихся не только преподавателями, но и учеными-исследовате­лями. Некоторые их сведения и выводы не совпадают с традиционны­ми, что требует от учеников критического отношения к информации. Поэтому с помощью учителя они должны будут осваивать и развивать умение ставить вопросы, решать исторические проблемы, корректно отбирать необходимые доказательства из соответствую­щих источников, выстраивая их в логической последовательности.

Все сказанное предполагает, в свою очередь, свободное владение основным материалом и базовыми понятиями смежных предметов: отечественной и всеобщей истории, географии, литературы. Таким образом, курс истории Ханты-Мансийского автономного округа оказывается в основе своей интегративным, что требует не только хорошей подготовки ученика и его заинтере­сованности, но и возлагает повышенную ответственность на учителя.

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе

Основные знания учащихся:

  • Соотношение истории России и истории родного края. Роль и место Югры в отечественной и мировой истории на различных этапах развития.
  • Взаимосвязь природно-географических условий, этнополитических и социокультурных процессов. Единство исторического процесса.
  • Особенности межэтнических контактов на территории Югорской земли. Относительная мягкость русской колонизации Сибири.
  • Основные центры угорских раннегосударственных образований, татарских государств. Русские города Югры (их основание, социально-экономическая характеристика, достопримечатель­ности).
  • Быт и культура народов края (по периодам).
  • Знакомство с основными историческими источниками по истории края.
  • Выдающиеся общественно-политические деятели, деятели науки, искусства и культуры, чья судьба была связана с краем или чьи жизнь и творчество проходили на территории округа.
  • Сопоставление знания истории родного края с современными проблемами развития округа.
  • Знание хронологии и топонимики Югры.

Умения и навыки:

  • соотносить процессы и события, происходившие на территории, занимаемой округом, с процессами и событиями российской и мировой истории;
  • анализировать исторические источники, обобщать исторические факты и явления;
  • описывать деятельность известных людей, чья жизнь была связана с развитием Югорской земли;
  • работать со специальной исторической литературой, мате­риалами периодической печати;
  • составить план, тезисы, конспект, подготовить сообщение, реферат по избранной теме;
  • работать с историческими и географическими картами региона.

Учебно-методическое обеспечение

  • История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней: Учебник для старших классов /Отв. ред. Д.А. Редин. — Екатеринбург, 1999.
  • История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до конца XX века: Хрестоматия / Под ред. Д. А. Редина, А.Т. Шашкова. — Екатеринбург, 1999.
  • Карты Северо-Западной Сибири, Среднего Обь-Иртышья, Северного Урала, Ямала и Нижнего Приобья.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«Югра в прошлом, настоящем и будущем»

№ п/п

Тема

Основное содержание

1.

Наш край в древности.

Север Западной Сибири в каменном веке. Север Западной Сибири в энеолите и бронзовом веке. Традиционное хозяйство коренного населения Западной Сибири. Природа и человек в представлениях обских угров.

2.

Югорское средневековье
(I тыс.до н.э.- XV в.)

Этносоциальные процессы на севере и юге Западной Сибири в I тыс. до н.э.-XVв.н.э. Формирование и развитие ранней государственности у обских угров. Государства сибирских татар в XIII- XVвв.

3.

Вхождение Югорской земли в сферу влияния Московского государства.

Укрепление московских позиций в Приуралье в 50-х гг.XVв. Пелымское княжество XVв. — раннефеодальное государство ханты и манси. Походы пелымских князей на восточные границы Руси и ответные действия Москвы в середине XVв. Зауральские походы московских войск в 60-80-е гг. XVв. Взаимоотношения Москвы и Югорской земли в XVI веке. Роль Строгановых в восточной политике московского правительства в конце XVI века.

4.

Сибирские татары в XVI веке.

Государство Тайбугидов (1495-1563 гг.): территория, население, отношения с соседями. Конфликт Тайбугидского государства с правителями крупнейших орд. Поиск защиты у Москвы. Поход царевича Кучума на город Сибирь (1513г.) и гибель государства Тайбугидов. Сибирское ханство: территория и политико-административное устройство. Взаимоотношения Сибирского ханства и Русского государства в XVI веке.

5.

Поход Ермака в Сибирь.

Казаки на Волге и Яике. Действия казачьих отрядов в вотчине Строгановых. Начало похода в Сибирь и взятие столицы Кучума. Первая зимовка в Сибири, Белогорский поход 1583г. и война с сибирскими мурзами. Гибель Ермака. Окончание сибирской экспедиции.

6-8.

Первые русские города и остроги в Западной Сибири.

Поход И.Мансурова. Обской городок. Основание Тюмени и Тобольска. Политическая ситуация в Сибири в начале 90-х гг.XVIв. Основание г. Березова и г. Пелыма и разгром Пелымского и Кондинского княжеств. Основание Сургута. Итоги русских походов 80-90-х гг.XVIв.

9.

Угорские княжества в составе Русского государства на рубеже XVI-XVII вв.

Фискальная политика московского правительства в отношении угорских народов. Складывание системы местного управления. Отношения московских властей с местной родоплеменной знатью. Судьба нижнеиртышских княжеств. Белогорское княжество. «Служилая» Кода: особенности социально-политического положения кодского населения. Ляпинское, Сосьвинское, Казымское, Обдорское, Сургутское княжества, Пелым и Конда.

10.

Организация новой системы управления, города, транспортные коммуникации Северо-Западной Сибири в XVII веке.

Органы центрального управления Сибирью. Учреждение Сибирского приказа (1637г.), его структура и полномочия. Роль приказа в финансовой системе Русского государства. Административно-территориальное деление края и органы воеводского управления. Организация Березовского, Пелымского и Сургутского уездов. Разрядная система и переподчинение югорских уездов различным разрядам в XVII в. Организация местного волостного управления. Повинности ясачных людей. Таможенная политика.

11.

Русское население Северо-Западной Сибири в XVII веке: сословно-социальная структура русского населения края.

Служилые люди: служилые «по отечеству» и «по прибору». Положение и обязанности служилых людей в крае. Герои казачьих походов. Служилые «миры» городов земли Югорской: Березов, Сургут, Пелым. Ямщики как особая категория русского не городского населения края.

12.

Коренное население Северо-Западной Сибири в первой трети XVII века.

Ясачные волости: территориальное расположение и этнический состав населения. Хозяйство и быт жителей ясачных волостей. Антирусские выступления ясачных людей на рубеже XVI-XVII вв.

13.

Язычество и христианство на обских берегах.

Угорские святилища: территориальное размещение и организация культа. Церковная организация в Сибири. Новокрещены. Православные храмы в русских городах края и на ясачных землях. Монастыри Нижнего Приобья: Воскресенский Березовский и Троицкий Кодский (Кондинский).

14.

Народы края в XVIII — I/XIX в.в.

 Коренное население земли Югорской — ханты, манси, самодийские народы: численность территория расселения, межэтнические контакты. Изменения в численности, места расселения и внутренние миграции коренного населения в XIX веке. Русские жители городов и селений края. Численность и социальная характеристика русского населения Березова и Сургута. Русские сельские поселения. Ямщики и церковные (экономические) крестьяне. Коми-зыряне — новые жители земли Югорской в XIX веке. Сословно-социальная структура городских жителей в XIXв. Русские сельские жители в XIXв.

15.

Административное устройство и управление края в XVIII веке.

Административное устройство и управление края в начале XVIII века. Влияние петровских реформ на местное управление. Учреждение Сибирской губернии. Специфика функционирования органов городского самоуправления в крае (1720-е гг.). Административные преобразования последней трети XVIII века. Самоуправление коренных народов.

16.

Преобразования административно-территориальной системы Сибири в XIX веке.

Реформирование местных органов власти в 1803-1804 гг. (преобразования И.О. Селифонтова). Учреждение комиссарств как промежуточного звена между уездом и губернией. Деятельность М.М.Сперанского на посту Сибирского генерал-губернатора и его меры по реорганизации управления. Сибирский комитет 1821г., его цели, задачи и результаты функционирования. «Устав о сибирских городовых казаках» и местное самоуправление русского населения. Изменения организации самоуправления у нерусских народов края. «Устав об управлении инородцев в Сибири». «Разряды» нерусского населения. Родовые управления и инородные управы.

17.

Экономическое развитие края в XVIII веке.

Хозяйственная деятельность коренных народов. Рыболовство. Новшества в способах рыбной ловли. Связь рыболовства с торгово-предпринимательской деятельностью. Охота коренного и русского старожильческого населения. Торговля. Характер ввозимых и вывозимых товаров и объемы торговли в крае к середине XVIII в. Конкуренция торговцев из Европейской России и сибирских купцов на местных рынках. Формирование купечества в Березове и Сургуте. Организация ярмарок. Состояние скотоводства. Земледелие, собирательство и ремесла. Государственные повинности.

18.

Развитие экономики края в XIX веке.

Рыбный промысел, рыботорговля и переработка рыбы. Попытки подготовки квалифицированных кадров для рыбоперерабатывающего производства. Изменения в организации охотничьего промысла. Постепенное превращение охоты в товарный промысел. Пушная торговля и развитие местных рынков. Обдорская ярмарка. Скотоводство. Кедровый промысел. Успехи в опытном земледелии. Формирование места Югорской земли в общей системе экономической районной специализации страны.

19.

Секретные узники Березова.

Меншиковы в Березове: организация быта и досуга, условия содержания, круг занятий и общения. Отношение местных жителей к А.Д. Меншикову после смерти. Судьба могилы А.Д. Меншикова в Березове. Участь князей Догоруковых: обстоятельства ссылки и первые годы их пребывания в Березове. Березовский узник граф А.И.Остерман.

20.

Культура, быт, общественная жизнь народов края в XVIIIв.

Внешний вид городов и русских поселений в XVIII в. Жилища коренных народов. Бытовые традиции народов земли Югорской. Православная церковь и местные религиозно-культурные традиции. Формирование системы образования.

21.

Культура, быт, общественная жизнь народов края в XIX веке.

Создание местной светской системы образования в XIXв. Березовское уездное училище и Сургутская казачья школа — важнейшие центры просвещения края. Начальные учебные заведения, находящиеся в ведении Министерства просвещения, Министерства государственных имуществ и епархиальных властей. Круг чтения северян. Бытовые традиции и навыки населения. Общественно-политические взгляды жителей края и ссыльнопоселенцев.

22-23.

Тобольская губерния в начале XXв.

Промышленное освоение края. Развитие сельского хозяйства. Состояние и характер рыболовства и охотничьего промысла. События 1905-1907 гг. 1917 год в Тобольской губернии. Гражданская война в Сибири.

24.

Культурная и общественная жизнь края в конце XIX- начале XX вв.

Состояние образования. Условия учебы в образовательных учреждениях края и численность учащихся. Медицинское обслуживание. Научные изыскания местной интеллигенции, ссыльнопоселенцев, академических ученых по изучению региона. Х.М.Лопарев и А.А.Дунин-Горкавич — исследователи историко-этнографического наследия края. Естественнонаучное экспедиционное изучение края русскими, немецкими и итальянскими учеными. Первые попытки поиска нефти С.Н.Пуртовым (1913г.).

25.

Административная система и национальная политика в первые десятилетия советской власти.

Первая конференция коренных народов Севера (1922 г.). Постановка вопроса о выделении края в самостоятельную административную единицу. Упразднение Тюменской губернии. Создание округов. Тобольский округ в составе Уральской области и решение вопроса автономии. Изменения в системе управления и судопроизводства. Создание Остяко-Вогульского национального округа. (1930г.).

26.

Экономическое развитие края в межвоенный период.

Новая экономическая политика на Обь-Иртышском Севере. Сплошная коллективизация на Обь-Иртышском Севере. Переход к тоталитарной экономике. Спецпереселенцы, их роль в экономической жизни округа.

27.

Культурные преобразования на Обь-Иртышском Севере.

Система образовательных учреждений. Создание национальных школ.
Издание первых азбук и книг на языках ханты и манси, разработка национальной письменности. Роль высших учебных заведений СССР в процессе подготовки местных кадров. Формирование сети дошкольных учреждений. Медицинское обслуживание и культурно — просветительские учреждения. Становление национальных средств массовой информации, литературы и искусства.

28.

Великая Отечественная война в судьбе края (1941-1945 гг.).

Мобилизация населения округа в действующую армию. Военное обучение. Производственная деятельность в округе на нужды обороны. Все для фронта, все для победы! Участие северян в боевых действиях. Жители округа-Герои Советского Союза, орденоносцы Великой Отечественной войны. Северяне- участники обороны Сталинграда, форсирования Днепра, Вислы, Дуная, Одера. Спортивная жизнь, культура, образование в округе в годы войны.

29.

Первое послевоенное двадцатилетие: социально — экономическое и политическое развитие округа.

Развитие основных отраслей хозяйства (рыболовство, рыбопереработка, лесное хозяйство и деревообработка). Становление нефтегазовой промышленности. Поиски топливных месторождений. Первые успехи и начало промышленной разработки нефти и газа в 1950-х-начале 60-х гг. Местная и кооперативная промышленность. Сельское хозяйство. Охотничий промысел. Транспорт и связь. Социально-политическая обстановка. Изменения в жизни коренных народов: перевод аборигенов на оседлый образ жизни.

30.

Социально-культурная сфера в жизни края.

Социальнаые и образовательные программы для коренных народов: реализация и результаты. Развитие сети школьных и дошкольных учреждений.Состояние медицинского обслуживания. Культурное строительство. Реализация народного творчества в рамках самодеятельных коллективов. Начало литературного творчества Ю.Шесталова, А.Тарханова и др. Национальные сказительницы Т.Чучелина и А.Конькова. Спортивная жизнь. Организация соревнований по национальным видам спорта и разработка единых правил для их проведения.

31.

Экономическое развитие Ханты — Мансийского округа в середине 1960-х-1980-г.г. Эпоха «большой нефти».

Становление нефтегазового комплекса. Пуск в эксплуатацию крупнейших нефтегазовых месторождений. Нефтяной бум 1970-х гг. Формирование единого энергетического комплекса края. Газоперерабатывающие заводы и ГРЭС в Нижневартовске и Сургуте. Кризисные явления в нефтегазовой отрасли в первой половине 1980-х гг. Развитие других отраслей промышленности. Лесная промышленность, внедрение вахтового метода заготовок. Предприятия местной промышленности. Обострение в конце 1960-х гг. продовольственной проблемы и методы ее преодоления. Уникальность экономической трансформации округа.

32.

Социальное развитие округа в середине 1960-х-1980-е гг.: свершения и проблемы.

Демографические изменения и их последствия. Источники прироста населения. Резкая урбанизация округа. Противоречия социального и культурного развития. Жилищная проблема. Проблемы национальной политики и экологии. Вопрос этнического выживания коренных народов округа. Резкое уменьшение численности ханты и манси. Разрушение естественной среды и хозяйствования вследствие экстенсивности развития добывающих отраслей промышленности. Неспособность советской системы разрешить сложившиеся противоречия.

33.

Экономическое развитие округа во второй половине 1980-х-1990-егг.

Начало перестройки и открытие проявления кризиса в нефтегазовом комплексе округа. Попытки преодоления кризиса путем приоритетного финансирования отрасли и разработки новых месторождений. Распад единого народнохозяйственного комплекса страны на рубеже 1980-1990-х гг. и отражение этого на нефтегазовой промышленности округа.

Переход контроля над предприятиями ТЭК к руководству РФ. Акционирование отрасли. Постепенный поворот от экстенсивных к интенсивным методам хозяйствования. Энергетика, лесное и сельское хозяйство.

34.

Становление автономного округа как субъекта Российской Федерации.

Осуществление государственной власти и местного самоуправления в округе в 1990-е гг. Устав ХМАО. Символы государственности ХМАО.

35.

Социальный портрет современной Югры.

Динамика демографических процессов и основные социальные показатели. Изменения в социальной сфере округа в 1990-е гг. Перспективы развития образования, культуры, здравоохранения и спорта.





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: