Функции желез внутренней секреции. Гормоны

Цели урока:

  1. Сформировать новые анатомо-физиологические понятия о железах внутренней
    секреции и внешней секреции, гормонах, их свойствах и значении в
    жизнедеятельности организма.
  2. Определить роль гормонов щитовидной, половых, поджелудочной желез,
    гипофиза и надпочечников в гуморальной регуляции.
  3. Показать значение знаний о гормонах для медицины.

Оборудование:

  • таблицы с изображением головного мозга, желез внутренней и смешанной
    секреции;
  • изображение людей с гипо- и гиперфункцией гипофиза, щитовидной железы;
    схемы.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Работа по карточкам.

Карточка «Отделы нервной системы».

Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3
1. Отделы нервной системы Центральная нервная система Симпатическая нервная система Вегетативная нервная система
2. отделы вегетативной нервной системы Симпатический Парасимпатический Симпатический
3. Структурные образования Нервный узел Ствол головного мозга, спинной мозг Нерв
4. Рефлекторная дуга ВНС Симпатический нерв Исполнительный орган Тела нейронов
5. Особенности регуляции Иннервация внутренних органов Автономность Противоположное действие

А) Фронтальный устный опрос (номер вопроса соответствует номеру строки в
таблице).

  1. Чем представлены эти отделы нервной системы?
  2. Укажите основное значение этого отдела вегетативной нервной системы.
  3. Охарактеризуйте особенности строения анатомического образования.
  4. Где расположена анатомическая структура вегетативной нервной системы,
    обеспечивающая осуществление рефлекса?
  5. Расскажите об особенностях функционирования вегетативной нервной
    системы.

Б) Фронтальный письменный опрос (номер вопроса соответствует номеру строки в
таблице).

  1. Какие процессы, органы и системы регулируют эти отделы нервной системы?
  2. Объясните, какое воздействие оказывают отделы вегетативной нервной
    системы на системы органов (кровообращение, дыхательные движения,
    пищеварение).
  3. Сравните строение симпатического и парасимпатического отделов
    вегетативной нервной системы.
  4. Изобразите схематически рефлекторную дугу вегетативной нервной системы.
    Укажите на рисунке названную анатомическую структуру.
  5. Объясните взаимосвязь строения и функционирования вегетативной нервной
    системы.

III. Изучение новой темы.

1. Человек может жить без желудка и желчного пузыря, с одним легким, с одной
почкой, с половиной печени, но он умрет, если удалить маленькую железу –
гипофиз, который весит всего 0,5 г. Всего желез внутренней секреции около
десяти, их масса около 100г.

2. Железы внутренней секреции вырабатывают особые вещества – гормоны (от
греч. «гармао» – привожу в движение, пробуждаю) в ничтожно малом количестве,
например, в сутки человеку требуется 0,000003 г витамина В, а гормона адреналина
– в 1000 раз меньше.

3. Гормоны очень активны. Они сильно изменяют рост и развитие всего
организма, регулируют обмен веществ; нехватка или избыток гормонов вызывают
болезненные изменения, изменения массы тела.

  • Почему ЖВС называют маленькими органами большого значения?
  • Какова их функция в организме?
  • Как можно сформулировать тему сегодняшнего урока?

Учебная лекция на тему: «Функции желез внутренней секреции. Гормоны.»

В процессе эволюции образовалась особая система органов, специализирующихся
на выработке очень активных химических веществ, регулирующих важные процессы.
Это железы внутренней секреции.

- Какие железы называют железами внутренней секреции? (Органы, в которых
образующиеся секреты выделяются прямо в кровь.)

Специализированной системой, обеспечивающей регуляцию практически всех
функций организма являетсяэндокринная система, или система желез внутренней
секреции. Продукты жизнедеятельности желез внутренней секреции называют
гормонами.

Гормоны – внеклеточные гуморальные (химические) регуляторы, которые действуют
на клетки-мишени, содержащие рецепторы к конкретным гормонам.

Регуляцию активности многих эндокринных желез осуществляют гипофиз и
гипоталамус.

К органам классической эндокринной системы относят гипофиз, эпифиз,
щитовидную и паращитовидные железы, надпочечники, островки Лангерганса
поджелудочной железы, половые железы.

Диффузная эндокринная система – это совокупность отдельных клеток,
расположенных одиночно или мелкими скоплениями в слизистой и подслизистой
оболочках трубчатых органов (преимущественно пищеварительной и дыхательной
систем). Гормоны диффузной эндокринной системы часто называют местными, или
тканевыми, гормонами.

Органы классической эндокринной системы.

Гипофиз.

Гипофиз – это небольшое образование овальной формы, расположенное в полости
черепа под промежуточным мозгом. Синтезирует несколько гормонов:

  • гормон роста. При его недостатке развивается карликовость. При избытке –
    гигантизм;
  • гормон, стимулирующий работу щитовидной железы;
  • гормон, который обеспечивает проявление реакций проявления родительских
    инстинктов;
  • гормон, стимулирующий образование пигмента меланина;
  • гормон (окситоцин), регулирующий у женщин маточную активность и
    образование молока.

Эпифиз.

Эпифиз, или шишковидная железа. Расположен над среднем мозгом. Играет роль
«биологических часов» в организме. Регулирует процессы полового созревания
человека. При гипофункции эпифиза происходит преждевременное половое и
физическое созревание, а при гиперфункции – недоразвитие половых желез,
признаков пола и ожирение.

Щитовидная железа.

Щитовидная железа – самая крупная железа внутренней секреции. Прилегает к
хрящам гортани и закрыта сверху мышцами шеи. Вырабатывает несколько
йодосодержащих гормонов, которые усиливают обмен веществ, ускоряют катаболизм
белков, жиров и углеводов, повышают температуру тела, увеличивают частоту
сокращений сердца, регулируют процессы роста, физического и умственного
развития. Одним из гормонов является тироксин.

При недостатке гормонов развивается заболевание кретинизм (задержка роста,
нарушение умственного и физического развития). Может развиться миксидема
(слизистый отек).

Надпочечники.

Надпочечники – это парные железы, каждая из которых имеет массу около 4г.
Располагаются на верхних полюсах почек. Наиболее известными гормонами
надпочечников являются адреналин и норадреналин. Адреналин повышает частоту и
силу сокращений сердца; сужает кровеносные сосуды, кроме сосудов сердца, мозга и
работающих скелетных мышц, ускоряет обмен веществ и замедляет процессы
пищеварения.

Поджелудочная железа.

Располагается в изгибе 12-ти перстной кишки. Является железой смешанной
секреции. Как железа внешней секреции вырабатывает пищеварительный сок. Часть
клеток поджелудочной железы образуют небольшое скопление островки Лангерганса. В
этих клетках синтезируется инсулин. При гипофункции поджелудочной железы
развивается заболевание сахарный диабет.

Половые железы.

Половые железы относятся к железам смешанной секреции. В этих железах
образуются мужские и женские половые клетки – сперматозоиды и яйцеклетки
(внешнесекреторная функция). Внутрисекреторная функция половых желез появляется
в образовании и секреции мужских и женских половых гормонов, которые поступают в
кровь.

Наиболее активный мужской гормон – тестостерон.

Половые гормоны определяют половое развитие и созревание. Они регулируют
обмен веществ и оказывают влияние на функции нервной системы и регулируют
половое поведение организма.

Диффузная эндокринная система.

Почки.

Клетки почек синтезируют значительное количество веществ, обладающих
гормональными эффектами. Под действием одних веществ регулируется кровяное
давление в сосудах почек, другие регулируют образование эритроцитов в красном
мозге.

Желудок и кишечник.

В органах пищеварительного тракта имеются клетки, которые вырабатывают
гормоны. Под действием одних гормонов происходит регуляция секреции соляной
кислоты и выделение

желудочного сока клетками слизистой оболочки желудка, другие гормоны
стимулируют выделение поджелудочного сока и желчи. Усиление колебательных
движений ворсинок тонкого

кишечника тоже находится под влиянием тканевыхгормонов.

IV. Закрепление изученного материала.

1. Работа с опорным конспектом.

С целью закрепления изученного материала содержание опорного конспекта
проговаривается дважды – сначала учителем, а затем учащимися.

2. Работа с тестом по вариантам, с последующей взаимопроверкой.

Вариант 1.

1. Регуляция функций в организме осуществляется:
А. Только нервной системой.
Б. Нервно-гуморальным способом.
В. Только эндокринной системой.
Г. С помощью безусловных рефлексов.

2. Слюнные железы относятся к железам:
А. Внешней секреции.
Б. Смешанной секреции.
В. Внутренней секреции.
Г. Пищеварительной системы.

3. Какой гормон продуцирует поджелудочная железа?
А. Адреналин.
Б. Тироксин.
В. Инсулин.
Г. Окситоцин.

4. Укажите гормоны, обладающие противоположным действием и обеспечивающие
постоянный уровень содержания глюкозы в крови:
А. Адреналин.
Б. Гормон роста.
В. Инсулин.
Г. Тироксин.

5. Какая из перечисленных функций не свойственна гормонам?
А. Обеспечение механической защиты организма.
Б. Обеспечение роста и развития организма.
В. Контроль процессов обмена веществ.
Г. Обеспечение адаптации организма к постоянно меняющимся условиям окружающей
среды.

Ответы: 1 – А; 2 – А, Г; 3 – В; 4 – А, В; 5 – А.

Вариант 2.

1. Эндокринные железы отличаются от других желез тем, что:
А. Выделяют секреты на поверхность тела.
Б. Имеют выводные протоки.
В. Выделяют секреты, непосредственно в кровь или лимфу.
Г. Выделяют секреты в полости тела.

2. Какой отдел мозга осуществляет нервно-гуморальную регуляцию секреции
гипофизарных гормонов?
А. Гипоталамус.
Б. Мозжечок.
В. Таламус.
Г. Продолговатый мозг.

3. Какой химический элемент является действующим началом в тироксине –
гормоне щитовидной железы:
А. Бром.
Б. Калий.
В. Йод.
Г. Железо.

4. Фактор, не оказывающий заметного влияния на активность эндокринных желез:
А. Водно-солевой состав крови.
Б. Относительная влажность воздуха.
В. Механическое и химическое воздействие на железы.
Г. Беременность.

5. Какой гормон продуцируют надпочечники?
А. Инсулин.
Б. Адреналин.
В. Нейрогормоны.
Г. Тироксин.

Ответы:1 – В; 2 – А; 3 – В; 4 – Б; 5 – Б.

V. Домашнее задание.

  1. Работа с учебником и с опорным конспектом в домашних условиях.
  2. §58, 59, термины, вопросы после параграфа.
  3. Задание «!» на стр. 301 письменно.
  4. Прочитать рассказ И.С. Тургенева «Живые мощи» из «Записок охотника»,
    подготовиться к последующему обсуждению.

Используемая литература:

  1. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Биология. Человек. Учебник для
    общеобразовательных учебных заведений. Дрофа. 2007.
  2. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Биология. Человек. Тематическое и
    поурочное планирование к учебнику. Дрофа. 2007.
  3. О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова. Поурочные разработки по биологии. Москва.
    2007.
  4. М.З. Федорова, Г.А. Воронина. Наиболее сложные вопросы преподавания
    раздела «Человек и его здоровье» (Лекция 6 «Гуморальная регуляция функций в
    организме»).




Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: