Строение и свойства вещества

Тема “Строение и свойства вещества” имеет
большое пропедевтическое значение, т.к. включает
систему понятий, являющихся опорными на второй
ступени обучения для таких учебных дисциплин,
как химия, физика, биология, физическая
география. Поэтому на уроке я уделяю большое
значение контролю терминологии.

Урок имеет большое развивающее и воспитывающее
значение. Учащиеся на этом уроке показали спектр
ключевых компетентностей: работа в паре, умение
анализировать, сравнивать, делать выводы.

Цель урока:

проверить усвоение знаний по теме
“Строение и свойства вещества”.

Знать:

основные термины и понятия,
классификацию веществ и их свойства.

Уметь:

применять теоретические знания на
практике для объяснения природных условий.

Развивать:

навыки анализа, синтеза,
рефлексивной деятельности учащихся.

Воспитывать:

коммуникативность, чувство
товарищества, творческое отношение к предмету.

Форма урока —

лабораторное занятие.

Тип урока —

урок обобщения и систематизации
знаний.

Ход урока

1.Психологический настрой.

2. Объявление целей и задач.

3. Контроль знаний (ТЕСТ) .

Тест

1. Твердые тела:

А) способны сохранять неизменную форму и
объем;

Б) не способны сохранять неизменную форму и
объем.

2.Жидкости:

А) способны сохранять объем;

Б) не способны сохранять объем;

В) способны сохранять объем, но не способны
сохранять форму.

3.Газы:

А) способны сохранять форму и объем;

Б) способны сохранять объем, но не способны
сохранять форму;

В) способны применять форму того сосуда, в
котором они находятся.

4.К органическим веществам относятся:

А) вода; б) соли; в) углеводы

.

5.К простым веществам относятся

:

А)кислород; б) вода; в) углекислый газ.

6.К сложным веществам относятся

:

А) озон; б) кислород; в)азот; г) белки.

7.Вещества, образованные атомами одного вида,
называют

:

А) сложными; б) простыми;

в) неорганическими; г) органическими.

8.Сложное вещество образовано

:

А) атомами одного химического элемента;

Б) атомами разных химических элеме

нтов.

9.К физическим явлениям относится

:

А) таяние сосульки; б) набухание почек; в)
перегнивание листьев
.

10.К химическим явлениям относится:

А) медленное окисление в живых организмах; Б)
гроза; в) ветер

4. Работа с использованием коммуникационных
технологий (проверка на знание понятий и
терминов)

1.Твердые тела способны сохранять неизменными
_____ и _____.

2.________ способны сохранять объем, но не способны
сохранять форму.

3.Любые изменения формы, размеров и объема тела
называются ….

4.Свойство тела изменять форму и объем под
действием других тел и восстанавливать их после
прекращения действия называется …..

5.Частицы, на которые делится молекула,
называются ….

6.Молекулы находятся в постоянном …

7. Сила, которая удерживает частицы вместе,
называется …..

8.Тела неживой природы образованы ……
веществами.

9.При физических явлениях ……. новое вещество.

10.Реакцию, сопровождающуюся выделением тепла и
света, называют …


5. Работа в парах (взаимопроверка

)

Карточка № 1

1. Подписать под какими схемами изображены простые,
а под какими – сложные вещества.

2.Почему, если на человеке загорелось платье, на
него надо сразу же набросить одеяло, пальто или
другую плотную одежду (ответ детей: плотная
ткань прекращает доступ воздуха
).

Карточка № 2

  • Для чего проветривают помещение после уроков? (При
    дыхании состав воздуха изменяется: количество
    кислорода уменьшается, а углекислого газа
    становится больше. Проветривают помещение для
    того, чтобы увеличить количество кислорода и
    удалить избыток углекислого газа.
    )
  • Подпишите названия частей пламени свечи на
    рисунке
  • 6. Работа в группе

    (один из учащихся –
    консультант)

    Карточка 3

    Выпишите в таблицу, распределив по
    соответствующим колонкам, следующие слова:

    свинец, рельс, свист, ракета, алюминий, прыжок,
    буран, смерч, Луна, спирт, пожар, ножницы,
    испарение, ртуть, снегопад, стол, град, мед,
    самолет, мел.


    тела

    вещества

    явления

    Карточка 4

    Заполните схему:

    Карточка 5

    Провести мини-исследование на
    упругость

    Надуйте воздушный шарик (не очень сильно) и
    завяжите его ниткой. Надавите на шарик и
    наблюдайте за изменением его формы и объема.
    Опустите руку. Что произошло с воздухом в шарике?
    Надуйте шарик еще раз. Бросьте его на пол, чтобы
    он подпрыгнул. Какие свойства газообразных тел
    вы наблюдали?

    (Вывод учащихся: газы не сохраняют формы,
    занимают весь предоставленный им объем)

    7. Творческое задание

    (презентация домашнего
    задания-сказки) например: Сказка “Умная
    лисичка”

    Однажды бабушка с дедушкой слепили колобка из
    теста. Разожгли печь и хотели его пожарить, как
    вдруг колобок выскочил из окна и покатился.

    Катится, катится, докатился до леса. Вдруг
    навстречу ему идет заяц и говорит: “Колобок,
    Колобок, я тебя съем”. “Ты съешь меня, — говорит
    колобок, — когда скажешь, какими свойствами я
    обладаю”. Заяц думал, думал и ответил:
    “Упругостью”. “Неправильно”,- сказал Колобок и
    покатился дальше.

    Катится, катится Колобок, а навстречу ему идет
    косолапый медведь. “Колобок, Колобок, я тебя
    съем”, — говорит медведь. “А ты съешь меня только
    тогда, когда скажешь, какими свойствами я
    обладаю” — Не долго думая, косолапый ответил:
    “Изменяешь объем и не меняешь формы”.
    “Неверно”- сказал Колобок и покатился дальше.

    Катится, катится Колобок и думает: “Какие же
    звери глупые”! И вдруг навстречу ему выходит
    лисичка. Остановила она Колобка. Так с хитростью
    и говорит: “Колобок, какой ты красивый, круглый”!
    Понравились Колобку лукавые слова, да и
    рассказал он о своих свойствах. Узнала лисичка
    его свойство пластичности, растянула Колобка и
    проглотила.

    Вот и сказочке конец. Кто знает свойства
    веществ — молодец!


    8. Рефлексия урока.

    9. Итог урока.





    Внимание, только СЕГОДНЯ!

    Следующий: