Статья Исследовательская работа учащихся как способ развития интеллектуальной личности

Сегодня, как никогда, в педагогической
практике рождается много нового,
прогрессивного и высокоэффективного опыта.
Он, к сожалению, не всегда находил должную
поддержку, всестороннее и глубокое
изучение и оперативное распространение. В
результате интересный опыт, накопленный
педагогом в течение многих лет его
творческой деятельности, уходил вместе с
уходом педагога из школы. А ведь творческие
находки, оригинальные и эффективные методы,
приемы и средства работы – крупицы
передового опыта можно найти почти у
каждого учителя. В их основе лежит желание
педагогов избежать стереотипов, шаблонных
подходов, стремление выразить себя через
профессиональную творческую деятельность,
создать свою индивидуальную систему
педагогического мастерства

Проработав учителем географии 22 года,
поняла, что заинтересовать современного
школьника в своем предмете, и тем более
подвигнуть его на исследовательскую (поисковую),
творческую работу можно только тогда, когда
ты сам смотришь не в сегодняшний, а в
завтрашний день, когда ты творческий,
увлеченный человек, преданный своей
профессии.

Еще в XVII веке великий ученый педагог Ян
Амос Коменский в своей книге «Великая
дидактика» достаточно четко сформулировал
идею о преподавании географии на основе
изучения родного края. В основе изучения
краеведения лежит простая истина, что свое
близкое и родное в природе, человеческой
жизни, в хозяйстве понятнее и яснее, чем
чужое и далекое.

Без знаний материала о родном крае
невозможно познать все многообразие
природы, экономики и культуры нашей
огромной страны с ее большими
региональными различиями.

Как правильно организовать учебную
деятельность?

Необходимо создать познавательный
интерес у учащихся, вызывающий удивление,
чувство ожидания, переходящее в творческую
деятельность. Для возникновения этой
ситуации необходимы определенные условия,
которые учитель должен создать на уроке,
чтобы возник интерес к определенной
информации, нужно, чтобы эта информация
стала необходима ученику, и он должен сам
доходить до истины, делать открытия.

Истоки этой работы начинаются уже в 5-ом
классе на уроках природоведения. Самое
близкое и понятное для ребят этого возраста
в изучении родного края – это наблюдения за
погодой. Каждый урок (два раза в неделю)
начинаем с описания погоды за окном,
сравниваем с предыдущими показаниями. С
помощью вопросов учителя ученики доходят
до причин изменения погоды. Такая работа
развивает наблюдательность, которая так
необходима в дальнейшей исследовательской
работе. В шестом классе на уроках географии
происходит углубление работы и начинается
формирование исследователя из простого
наблюдателя. Даю начальные навыки ведения
исследовательских работ и учу видеть
перспективу. Учимся снимать показания
термометра, строим графики изменения
температуры, осадков, розы ветров с
небольшим анализом, сравнением с прошлым
годом. Изучить природу родного края
помогают экскурсии. Каждую весну с ребятами
5-6 классов ходим на речку Берняжку во время
половодья. И даже в 8 классе при изучении
темы «Реки России и Татарстана» ребята
помнят и части реки и могут без затруднений
объяснить режим рек.

Опыт многолетнего преподавания позволяет
выявить ряд проблем, главными из которых
являются:

  • недостаточное количество доступных
    специализированных публикации о
    Чистопольском районе и если они есть в
    библиотеках, то имеются в единичных
    экземплярах (например, учебное пособие «География
    Чистопольского района» под редакцией
    Давлетшиной Г.З, Мртыгуллина Р.В.).
  • отсутствие современных работ по
    отдельным компонентам природы,
    характеризующее современное ее
    состояние, а не 30-50 летней давности.

Для преодоления отмеченных проблем
необходимо учебные пособия, которые
позволили бы и учителям и ученикам находить
ответы на вопросы о родном крае. И тогда
зародилась мысль создать пособие, где
материал дается в доступной и
увлекательной форме в виде вопросов и
ответов, включая характеристику основных
объектов природы, населения, историю
заселения и хозяйственную деятельность на
территории города Чистополя и
Чистопольского района.

Вместе с учителем географии Романовой Г.Н.
написали пособие «Занимательное
краеведение. Чистополь –жемчужина Закамья».
Данное пособие состоит из трех разделов:
природа, население и хозяйство. В первом
разделе «Природа» собраны интересные факты,
описание явлений по геологии, гидрологии и
климатологии Чистопольского района не
только современного периода, но и приведены
исторические факты.

Останки ископаемых животных доказывают,
что территория Чистопольского района во
время ледникового периода представляла
собой тундру?

(Во время последнего ледникового периода
(150-250 тыс. лет назад) территория
Чистопольского района представляла собой
тундру. Найдены останки мамонтов, носорогов
-единорогов.

Мамонт походил на современного слона, но
превышал в размерах. Шерсть свисала почти
до земли, а изогнутые бивни достигали порой
длины 4,5 м. Мамонт – травоядное животное, а
бивни – это удлиненные зубы-резцы,
служившие для добычи пищи из-под снега.
Мамонту приходилось часто испытывать голод,
от чего спасал его слой жира (8-9 см),
находившийся под слоем кожи, а на загривке и
спине жировой прослой образовывал целые
горбы. Толстая кожа предохраняла от стужи)

.

Во втором разделе «Население»
рассматриваются вопросы, связанные с
демографической ситуацией в данном районе.

Удивительно, что у посетивших почти в одно
и тоже время (во II половине XIX века) город
знаменитых людей: историка Н.Н. Фирсова и
журналиста Н.А.Демерта сложилось о нем
противоречивое мнение. Каким они увидели
Чистополь?

(Н. Н Фирсов в путевых заметках писал: «Чистополь
– важнейшая на Каме хлебная пристань: она
отправляет ежегодно около 9 тыс. пудов хлеба
на сумму до 6 млн. рублей. У городка, близ
пристани, стоит великолепный бор, а в центре
города находится отличный «Скарятинский
сад»».

А ещё Чистополь был знаменит своей
непролазной грязью.

Вот что писал в 11-ом номере журнала «Отечественные
записки» за 1868 г. известный в те годы
казанский журналист Н. А. Демерт: «Каждый,
имеющий привычку выражаться точно и
определённо, увидевши хоть раз в жизни
Чистополь, сейчас бы понял, что слово «чисто»
– решительно не подходяще и не прилично как
и его греческому окончанию, так, ровно, и к
самой внешности города. Его с большим
удобством можно было бы назвать
грязнополем, мерзополем, свинополем или,
вообще, как вам угодно, но с единственным
условием: не употреблять слова, чистоту
выражающего».)

Третий раздел «Хозяйство» позволяет
проследить историю развития отдельных
предприятий города Чистополя и всего
хозяйства в целом.

В сказке А.С.Пушкина «О попе и работнике
его Балде» есть строки:

Балда говорит:

«Буду служить тебе славно,
усердно и очень исправно,
в год за три щелчка тебе по лбу,
есть же мне давай вареную полбу».

Что же такое полба? Выращивалась ли она в
Чистопольском районе?

(В 1901 году по площади, занятой полбой,
Чистопольский уезд занимал первое место в
ряду всех уездов Российской империи. Полба
– вид диких и культурных пленчатых пшениц,
относится к группе полбяных пшениц. Колосья
плотны, сжатые, остистые; ости параллельны.
Каждый колосок содержит по два зерна. Зерно,
сжатое с боков, не отделяется от колосковых
чешуй при обмолоте. Мало требовательна к
условиям произрастания. Известна с
древнейших времен в Азии, Северной Африке и
Европе. Вытесняется твердой и мягкой
пшеницами. Возделывается редко. Зерно
двузернянки использовалось на муку и корм
лошадя).

Такой комплексный подход в изучении
родного края позволит сформировать
глубокие знания и умения учащихся в области
краеведения. В пособие включены диаграммы,
таблицы, дополняющие материал. Фотографии
природы и историко-архитектурных
памятников города Чистополя показывают
красоту края. В 2002 году по итогам
Российского конкурса «Региональный
учебник» пособие удостоено Диплома I
степени.

Для работы на уроках были составлены
тесты, творческие задания по всем разделам
природы и в двух вариантах. Например, по теме:
«Географическое положение, рельеф»

I вариант

  1. Во сколько раз площадь Татарстана
    больше площади Дании? Бельгии?
  2. Докажите, что г. Казань – порт пяти морей.
    Назовите все водные объекты, по которым
    можно попасть в пять морей.
  3. Перечислите города, расположенные на
    берегах Камы и Волги, выделите среди них
    самые древние.
  4. В каком часовом поясе находится
    Татарстан? Сколько времени в Москве (2 ч. п.)
    и Владивостоке (9 ч. п.) если в Чистополе
    полдень?
  5. Какие преимущества в географическом
    положении имеет Татарстан в сравнении с
    другими республиками, расположенными в
    Поволжье?
  6. Какова максимальная отметка абсолютной
    высоты поверхности РТ, где она находится?
  7. Что может вызвать землетрясение на
    территории РТ?
  8. От каких географических объектов
    произошло название главной
    возвышенности Закамья?

Поиск материала для пособия, работа в
архивах музея с историческими документами,
беседы с интересными людьми захватила меня.
И тогда возникла мысль, если мне интересно
узнавать историю, природу родного края,
может удаться зажечь в ком — то из ребят
такую искру.

Скажи мне и я забуду
Покажи мне и я запомню,
Дай мне действовать самому,
И я научусь.
Древнекитайская мудрость.

Отсюда следует, что одним из средств
развития интереса у ученика к изучаемому
предмету является вовлечение его в научный
поиск, организация научно-исследовательской
работы. Следующим этапом моей работы было:
через исследовательскую работу с ребятами
продолжить изучение родного края, а
собранный материал использовать на уроках.

Система исследовательских работ
позволяет согласовать имеющиеся у
школьников бытовые представления с научно
– географическим содержанием, включающим
основные теории и учения, знания о
процессах и явлениях, знания о
географических объектах родного края.
Выполняя исследовательские работы,
учащиеся более ясно и глубоко постигают
изучаемые явления и причинно — следственные
связи между ними, более прочно закрепляют
полученные знания.

Работа учителя в качестве руководителя
научно — исследовательских работ
заключается в мотивации исследовательской
деятельности, в организации учащихся на
определение замысла, в стимулировании их
поисковой деятельности, в консультации по
вопросам получения, обработки информации,
выбора формы реализации проекта, его
презентация.

Как правильно выбрать тему исследования?
При выборе темы учитывается, что трудная
задача, также как и легкая может оттолкнуть
– показаться неинтересной, поэтому
выбранная тема должна быть привлекательной,
интересна для юного исследователя,
способствовать развитию его мышления.
Поэтому темы о родном крае являются
близкими и понятными.

Первая исследовательская работа «Демографические
проблемы города Чистополя» позволили
собрать материал о демографических
показателях за 5 лет, провести анализ,
составить графики, диаграммы (их использую
сейчас на уроках по теме «Население России
и Татарстана») и составить прогноз на
будущее. Ученица Гимадутдинова Гульшат
продолжила эту тему, обучаясь в институте,
при защите курсовой работы.

Еще когда о глобальном потеплении спорили,
мы с ребятами в исследовательской работе «Климат
Чистополя на фоне глобального потепления»
в течение 5 лет ( с 1998-2003 г.) проводили
наблюдения за температурой сентября,
октября, марта и апреля. Наблюдения
позволили сделать вывод о увеличении
теплого периода т.к. осень стала более
теплой и продолжительной, весна более
ранней, но затяжной. (Графики и табличные
данные показываю на уроках при прохождении
темы «Климат России и Татарстана»).

Город Чистополь стоит на берегу могучей
реки Кама и пройти эту тему невозможно. С
Марфиной Таней мы не только исследовали ее
гидрографические показатели в сравнение с
рекой Волгой, но и показали, как отражается
Кама в гербах населенных пунктов
Татарстана и в чем примечательность этой
реки у народов живущих вдоль Камы, как город
влияет на ее экологию.

Рядом со школой протекает небольшая речка
Берняжка. В течение нескольких лет с
Давлетшиной Гульнур проводили наблюдения
за изменением поверхности речной долины в
результате хозяйственной деятельности
человека, а также возможные последствия.
Результатом стала исследовательская
работа «Деградация малых рек Закамья».
Результатом использования
исследовательских методов в обучении
является участие детей с
исследовательскими работами в научно-практических
конференциях различного уровня, где ребята
становятся и победителями и лауреатами и
дипломантами.

Сейчас работаем с ребятами над
несколькими темами «Топонимика
Чистопольского района», «Прошлое,
настоящее и будущее Чистополя».

Третьем этапом моей работы над этой темой
– это организовать не только отдельных
ребят во внеурочной работе для изучения
материала родного края, но и всех ребят на
уроках географии.

Для этого были разработаны мною
практические работы для учащихся 8-9 классов.
Главная задача – это научить школьников
пользоваться ранее полученными знаниями
при выполнении практических работ.
Практические работы на краеведческом
материале о родном крае развивают и
общеучебные умения: углубляют
теоретические знания, формируют
практические умения, учат анализировать,
сравнивать, сопоставлять, представлять
результаты работы в различных формах (таблице,
на контурной карте, логических схемах).

Практические работы могут выполняться
учащимися самостоятельно или под
руководством учителя. С учетом
подготовленности класса можно
организовать разнообразные варианты
выполнения работ:

  1. организация индивидуальных, парных и
    групповых занятий;
  2. выполнение заданий в рамках урока и как
    домашнее задание;
  3. выполняются как в течение урока, так и на
    одном из его этапов;

Практические работы реализуют идею права
выбора, так как предложены в нескольких
вариантах.

Четкий и грамотный инструктаж учителя к
выполнению школьниками практической
работы способствует успешному ее
завершению. Ученик должен ясно
представлять, что он должен
выполнять; как ему работать, какие
действия выполнять, зачем необходимо
выполнить эту работу.

Например:

Практическая работа № 4.

Вариант №1.

Характеристика климатических условий
определенных территории по выбору.

Цель:

закрепить умений работать с
различными климатическими картами, статистическим
материалом, строить графики и диаграммы,
сравнивать и делать выводы.

Оборудование:

физическая и
климатическая карты Татарстана, учебник (рис.
7, 8, стр.25, 28, таблица 1, стр.24, приложение 1,2
стр. 214-215).

Ход работы.

  1. Выбрать две территории с разным
    географическим положением, например:
    Чистопольский и Бугульминский районы.
  2. Охарактеризовать климатические условия
    выбранных территорий по плану:
    а) географическое положение;
    б) форма рельефа, высота;
    в) температура воздуха (температура
    января, июля)
    г) количество осадков, испаряемость;
    д) коэффициент увлажнения;
  3. Найти черты сходства и различия в
    климате выбранных территорий.
  4. *Обьяснить имеющиеся различия в климате
    выбранных территорий.

Вариант №2.

Характеристика климатических условий
Чистопольского района.

Ход работы.

  1. Географическое положение на территории
    Татарстана.
  2. Форма рельефа, высота;
  3. Построить график годового хода
    температуры по данным таблицы Приложения
    №1(стр. 214).
  4. Вычислить амплитуду колебания
    температур, максимальную и минимальную
    температуру (таблица 1, стр.24).
  5. Построить столбиковую диаграмму
    годового количества осадков по данным
    таблицы Приложения №2 (стр. 215).
  6. Построить розу ветров по данным
    календаря наблюдений.
  7. Сделать вывод о климате территории.

Вариант №3.

Характеристика климатических условий
Татарстана.

Практическую работу можно организовать
как форму итоговой проверки знаний по теме
«Климат Татарстана» в виде теста.

1.Тип климата Татарстана

1) Морской;
2) Умеренно-континентальный;
3) Континентальный

2. Наибольшее влияние на климат Татарстана
оказывает

:

1) Северный Ледовитый океан;
2) Тихий океан;
3) Атлантический океан

3.Восстановите цепочку причинно-следственных
связей

1) Уменьшение количества получаемой
радиации;
2) Приход циклона;
3) Понижение температуры;
4) Увеличение облачности

4. С какими воздушными массами связаны в
летний период длительные ненастья

1) МТВ;
2) МУВ;
3) МАВ

5. На большей части Татарстана среднее
количество осадков составляет

1) 400 – 500 мм;
2) 500 – 600 мм;
3) 600 – 700 мм

6.Максимальное количество осадков
выпадает

1) летом и осенью;
2) зимой и весной;
3) весной и летом

7.В Татарстане зимой могут возникнуть
опасные природные явления:

1) снежные бураны;
2) снежные бураны и гололед;
3) снежные бураны, гололед и снежные лавины

И я не хочу останавливаться на
достигнутом. Есть идеи, есть планы, есть
интересные задумки, но самое главное – есть
смышленые, целеустремленные, жаждущие
новых знаний ученики.





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: