Этапы формирования навыков письма? Среди периодов индивидуального…

Этапы формирования навыков письма?

  • Среди периодов индивидуального развития ребенка период, совпадающий с началом обучения в школе, отличается повышенной чувствительностью организма к факторам внешней среды и часто дисгармоничностью развития (Р. Айзман, 1988; И. Г Блинова и др. , 1994). Это заставляет искать новые подходы к разработке критериев прогностической оценки уровня развития детей младшего школьного возраста, выявлению индивидуальной типологии адаптационных реакций организма с учетом особенностей морфо-функциональной конституции и межсистемных функциональных взаимодействий. Все сказанное имеет отношение и к обучению детей сложному навыку письма.Письмо и чтение представляют собой сложнейшие интегративные навыки, формирование которых проходит ряд общих стадий (фаз) , связанных с включением в деятельность практически всех функциональных систем, сенсорных афферентов и всех структур мозга (Н. А. Бернштейн 1947; А. Р. Лурия, 1970; Л. Е. Любомирский, 1974; А. Н. Корнев, 1997; М. М. Безруких, О. Ю. Крещенко, 2004).На начальных этапах обучения происходит формирование функциональной системы, которая обеспечивает реализацию действия. При этом дефицит развития или несформированность любой структуры, интегрированной в функциональную систему, может вызвать трудности формирования навыка, которые будут проявляться в виде различных трудностей обучения (А. Р. Лурия, 1970; М. М. Безруких, 1994; A.M. Galaburda, M. Livingstone, 1993). Многие исследователи считают, что причиной возникновения трудностей письма на начальных этапах формирования навыка могут быть различные нарушения речевого развития (U. Frith, 1985).В последние годы число детей, испытывающих трудности в освоении навыков чтения и письма, неуклонно растет. Несмотря на значительное ко-личество работ, посвященных этой проблеме, до сих пор остаются недостаточно изученными физиологические механизмы, лежащие в основе затруднений в овладении основными школьными навыками. Большинство авторов, занимавшихся исследованием этого вопроса, приходит к заключению, что дети с трудностями в обучении имеют более низкий уровень функциональной зрелости коры больших полушарий по сравнению с детьми, легко осваивающими школьную программу (Р. И. Мачинская и др. , 1997; И. П. Лукашевич и др. , 1999). По данным различных авторов, до 50% детей с трудностями в обучении имеют нарушения фонематического и зрительно-пространственного восприятия (И. В. Прищепова 1998).При оценке развития речи ребенка в основном исследуется ее актуальный уровень, включающий в себя состояние ее сенсомоторной стороны, навыки языкового анализа и синтеза, качество лексики, грамматического строя речи и связной речи в целом. Считается, что нарушение или недоразвитие именно этих составляющих может привести к затруднению формирования навыков письма. Причины трудностей могут быть связаны также с недостаточностью кратковременной памяти или ее «перегрузкой» (М. М. Безруких, О. Ю. Крещенко, 2004; Ch. Njiokiktjien, 1993). Практически все авторы отмечают у детей с трудностями формирования навыков письма и чтения выраженную неравномерность психического развития, недостаточную сформи-рованность высших психических функций (А. Н. Корнев. 1997; Т. В. Ахутина, 2001).В то же время показано, что на начальных этапах формирования навыков чтения и письма в возникновении проблемы речевого развития и дефицита фонематического восприятия важную роль играют расстройства «рабочей» памяти и проблемы организации внимания, запечатления, хранения и восстановления информации (Т. Deeney et al., 2001).У детей с трудностями формирования навыка письма отмечена низкая, неустойчивая физическая и умственная работоспособность, повышенная ис-тощаемость, низкая познавательная активность, неустойчивое внимание, чтоможет быть обусловлено возрастной несформированностью регуляторных систем мозга и, в первую очередь, фронтоталамических связей (Р. И. Мачин-ская и др. , 1997; М. М. Безруких и др. , 1999). Было установлено, что у младших школьников с тру




Внимание, только СЕГОДНЯ!

Предыдущий:

Следующий: