10 баллов

10 баллов

  • Просвещение и научные знания В XVII в. возрастает количество грамотных (умевших читать и писать) людей. Так, среди посадского населения было 40% грамотных, среди купцов — 96%, среди помещиков — 65%. Значительно расширяется деловая письменность, причем квалифицированное делопроизводство велось не только в центральных приказах, но и в земских учреждениях, и даже в вотчинах. По-прежнему большое распространение имели рукописные книги. А с 1621 г. для царя стала изготовляться рукописная газета «Куранты», состоящая в основном из переводных иностранных известий. Наряду с рукописными изданиями все более в обиход входила печатная продукция, изготовлявшаяся на московском Печатном дворе. Уже в первой половине XVII в. было выпущено около 200 книг различных названий. Частными лицами стали собираться библиотеки. В 1672 г. в Москве открылась первая книжная лавка. Книгопечатание позволило издавать массовыми тиражами пособия по грамматике и арифметике. Букварь («Азбука») Василия Бурцева, опубликованный в 1634 г. , впоследствии несколько раз переиздавался. В конце века появился иллюстрированный букварь Кариона Истомина, в 1882 г. — печатная таблица умножения. Для «учебных целей» выпускались также «Псалтыри» и «Часословы». Грамоте обычно обучали либо в семьях, либо духовные лица, дьячки и подьячие. Однако все более насущной становилась потребность организованного обучения. Уже в 40-х годах по инициативе одного из видных государственных деятелей Ф. М. Ртищева была организована школа в московском Андреевском монастыре. В 1665 г. школа для обучения подьячих открывается в Заиконоспасском монастыре, в 1680 г. — основывается школа при Печатном дворе. Первые школы подготовили открытие в 1687 г. Славяно-греко-латинской академии (первоначально — училища) во главе с греками братьями Иоанникием и Софронием Лихудами. Академия ставила своей целью обучение «от грамматики, пиитики, риторики, диалектики, философии.. . до богословия» людей «всякого чина, сана и возраста». Обучение было рассчитано для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы. Что касается научного знания, то развивалась преимущественно его практическая сторона и почти не затрагивалась его теоретическая основа. Например, математические знания связывались с практикой описания земель, торговым и военным делом. Так, «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки» (1621) давал практические сведения по геометрии, механике, физике, химии. Медицинские знания основывались на народных традициях лечения, а также на опыте переводимых иностранных лечебников и «травников». В Аптекарском приказе были сосредоточены специалисты, умевшие изготавливать лекарства; здесь же производилось обучение фармацевтов и врачей. В 1654 г. в приказе обучались 30 стрельцов, отправленных затем в полки «для лечбы» ратных людей. Накапливаются и развиваются знания об окружающей природе и мире: астрономические и географические. В середине XVII в. в Россию проникают сочинения, знакомившие с гелиоцентрической системой Коперника. Еще в первой половине века составляются географические карты. Например, в 1627 г. в Разрядном приказе изготавливается «Книга Большому чертежу», в Новгороде создается «Чертеж.. . городам русским и шведским до Варяжского моря». Расширению географических представлений способствовали материалы экспедиций по освоению Сибири (Стадухина, Пояркова, Дежнева, Хабарова, Атласова) . После 1683 г. возникло «Описание новые земли, сиречь Сибирского царства». Оно и предыдущие описания и чертежи подготовили труд С. У. Ремизова «Чертежная книга Сибири».
  • ТЕМА 19. РУССКАЯ КУЛЬТУРА В ХVII В. XVII век — переходный период русской истории от эпохи Средневековья к Новому времени, когда, по словам современников, «старина и новизна перемешались». Русская культура этого периода еще сохраняет основные черты средневековой культуры, но уже намечаются новые элементы, новые тенденции, четко обозначившиеся к концу столетия. 1. ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ НА ПОРОГЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ. 1.1. XVII в. — сложный и противоречивый период в истории России, что обусловило неравномерный характер развития культуры и ее неоднозначность. 1.2. Главной отличительной особенностью культуры переходного периода стал бурный процесс ее обмирщения. Средневековое мировоззрение постепенно начинает разрушаться. 1.3. Возрастает внимание к человеку, его месту в окружающем мире и роли в происходящих событиях. В творческой деятельности ярко проявляется личностное начало, заметно возрастает доля авторских произведений литературы и искусства. 1.4. Значительно расширились культурные связи России с Западной Европой, с родственными украинским и белорусским народами. 1.5. Ломка традиционного мировоззрения, возросший интерес к окружающему миру, активизация международных связей, бурные социальные и экономические процессы способствовали интенсивному накоплению разнообразных знаний и появлению первых опытов их теоретического осмысления. 3.НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ. 3.1. В XVII веке, как и ранее, шел процесс накопления знаний. Особенно быстро накапливались знания, связанные с решением конкретных задач при организации производства, строительстве, в торговле: умели измерять площади, расстояния, сыпучие тела и т. п. Большие успехи были достигнуты в строительном деле, в области медицины, математики. 3.2. XVII век — эпоха великих русских географических открытий Русские землепроходцы составляли карты, чертежи, обзоры, подробные описания. В 1648 г. , за 80 лет до Витуса Беринга, экспедиция Семена Дежнева вышла к проливу между Азией и Северной Америкой. В 1649 г. Ерофей Хабаров составил карту Приамурья, где были основаны русские поселения (его имя носят город Хабаровск и поселок Ерофей Павлович) . Андрей Булыгин обследовал побережье Охотского моря, а сибирский казак Владимир Атласов — Камчатку и Курильские острова. 3.3. Русские путешественники и послы не только собирали сведения о зарубежных странах, но и способствовали распространению в России научных знаний других народов. В середине столетия русский церковный деятель, дипломат и писатель Арсений Суханов привез в Россию по поручению патриарха Никона более 500 греческих рукописей, в том числе сочинения Гомера, Софокла, книги по медицине, истории, риторике. 3.4. Появляются первые опыты теоретического осмысления накопленных в процессе практической деятельности знаний. Составленный в 1621 г. Анисимом Михайловым «Устав ратных, пушечных и других дел» заключает в себе сведения по математике, механике, физике и химии. «Устав» формулирует понятия и взгляды являющиеся переходными к более сложным научным понятиям XVIII в. 3.5. Интенсивный процесс накопления знаний и первые попытки их теоретического осмысления создали благоприятные условия для становления российской науки в последующий период.
  • ТЕМА 19. РУССКАЯ КУЛЬТУРА В ХVII В. XVII век — переходный период русской истории от эпохи Средневековья к Новому времени, когда, по словам современников, «старина и новизна перемешались». Русская культура этого периода еще сохраняет основные черты средневековой культуры, но уже намечаются новые элементы, новые тенденции, четко обозначившиеся к концу столетия. 1. ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ НА ПОРОГЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ. 1.1. XVII в. — сложный и противоречивый период в истории России, что обусловило неравномерный характер развития культуры и ее неоднозначность. 1.2. Главной отличительной особенностью культуры переходного периода стал бурный процесс ее обмирщения. Средневековое мировоззрение постепенно начинает разрушаться. 1.3. Возрастает внимание к человеку, его месту в окружающем мире и роли в происходящих событиях. В творческой деятельности ярко проявляется личностное начало, заметно возрастает доля авторских произведений литературы и искусства. 1.4. Значительно расширились культурные связи России с Западной Европой, с родственными украинским и белорусским народами. 1.5. Ломка традиционного мировоззрения, возросший интерес к окружающему миру, активизация международных связей, бурные социальные и экономические процессы способствовали интенсивному накоплению разнообразных знаний и появлению первых опытов их теоретического осмысления. 3.НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ. 3.1. В XVII веке, как и ранее, шел процесс накопления знаний. Особенно быстро накапливались знания, связанные с решением конкретных задач при организации производства, строительстве, в торговле: умели измерять площади, расстояния, сыпучие тела и т. п. Большие успехи были достигнуты в строительном деле, в области медицины, математики. 3.2. XVII век — эпоха великих русских географических открытий Русские землепроходцы составляли карты, чертежи, обзоры, подробные описания. В 1648 г. , за 80 лет до Витуса Беринга, экспедиция Семена Дежнева вышла к проливу между Азией и Северной Америкой. В 1649 г. Ерофей Хабаров составил карту Приамурья, где были основаны русские поселения (его имя носят город Хабаровск и поселок Ерофей Павлович) . Андрей Булыгин обследовал побережье Охотского моря, а сибирский казак Владимир Атласов — Камчатку и Курильские острова. 3.3. Русские путешественники и послы не только собирали сведения о зарубежных странах, но и способствовали распространению в России научных знаний других народов. В середине столетия русский церковный деятель, дипломат и писатель Арсений Суханов привез в Россию по поручению патриарха Никона более 500 греческих рукописей, в том числе сочинения Гомера, Софокла, книги по медицине, истории, риторике. 3.4. Появляются первые опыты теоретического осмысления накопленных в процессе практической деятельности знаний. Составленный в 1621 г. Анисимом Михайловым «Устав ратных, пушечных и других дел» заключает в себе сведения по математике, механике, физике и химии. «Устав» формулирует понятия и взгляды являющиеся переходными к более сложным научным понятиям XVIII в. 3.5. Интенсивный процесс накопления знаний и первые попытки их теоретического осмысления создали благоприятные условия для становления российской науки в последующий период.




Внимание, только СЕГОДНЯ!

Предыдущий:

Следующий: