Путешествие с А. П. Гайдаром по географической карте

Эпиграф к уроку:

“Наша жизнь – путешествие, идея –
путеводитель.
Нет путеводителя, и всё останавливается.
Цель утрачена, и сил, как ни бывало”. (В.Гюго)

Цель: сформировать понятие о
географических координатах и научиться
определять по географической карте.

Задачи:

  • Образовательные: рассмотреть понятие о
    географических координатах, показать
    практическую значимость данного понятия;
    познакомить с правилами определения
    географических координат.
  • Развивающие: формирование умений и навыков
    по определению географических координат.
  • Воспитательные: патриотическое воспитание
    на примере использования творческого наследия
    А.П.Гайдара; привитие любви к природе нашей
    Родины.

Оборудование: физическая карта
полушарий, географические атласы, физическая
карта России, административная карта России,
памятки по определению географических
координат, портрет А.П.Гайдара, выставка
произведений писателя.

Ход урока

1. Организационный момент.

Ознакомление с планом урока. Давайте вместе с
Вами узнаем тему нашего сегодняшнего урока. Для
этого посмотрите на портрет и назовите фамилию,
имя, отчество писателя. Кто знает что-либо об этом
человеке? Какие произведения Аркадия Петровича,
Вы читали? О чём он писал? Какие черты характера
можно изменить у себя, читая его произведения?
Сегодня Аркадий Петрович поможет нам с Вами
изучить тему урока. Сообщение темы урока. Запись
темы урока в тетрадь.

2. Проверка знаний.

Устный опрос.

  1. Что такое параллель? Покажите параллели на
    карте.
  2. Что такое меридианы? Покажите меридианы на
    карте.
  3. Что такое географическая широта?
  4. По каким линиям определяется географическая
    широта?
  5. Какая бывает широта?
  6. Что такое географическая долгота?
  7. По каким линиям на карте определяется
    географическая долгота?
  8. Какая бывает долгота?

Выберите из предложенных данных
правильное определение географической широты и
долготы.

193 с.ш. ; 156 ю.ш.; 181 в.д.; 184 з.д.; 90 с.ш.; 15 ю.ш.; 85 в.д.; 74
з.д.

3. Изучение нового материала.

Посмотрите, пожалуйста, на данный конверт. Что
на нём написано? Правильно, адрес нашей школы для
учащихся 6 класса, от библиотекаря нашей школы.
Как Вы думаете, для чего нужен адрес на конверте?
А может ли быть адрес у географических объектов?

Работа с учебником.

В параграфе 13 на странице 34 найдите, что
является “адресом” местоположения объекта на
поверхности Земли? Как можно определить
географические координаты?

Проблемный вопрос.

Докажите почему нельзя определить точно
местоположение объекта только по географической
широте или только по географической долготе?

Работа со словарём.

Запишите в словарик, что такое географическое
координаты.

Обсуждение.

Какие правила необходимо знать, чтобы
правильно и без ошибок определять
географические координаты? Правила определения
географических координат записываем на форзаце
тетрадей.

Работа в парах.

Друг другу рассказывают правила определения
географических координат и понятие
географических координат. Ребята, а давайте
вскроем конверт и прочтём письмо, которое там
находится. Вскрываем конверт и читаем письмо:

«Здравствуйте уважаемые ребята! Пишет Вам
школьный библиотекарь. Я Вас приглашаю на
встречу посвящённую, А.П. Гайдару, но для того, что
Вам было интересно, Вы должны немного
подготовиться к встрече, т.е. прочитать некоторые
произведения писателя, знать биографию. Для того
чтобы Вас заинтересовать прочтите некоторые
факты из биографии писателя и выполните
предложенные задания.

Аркадий Петрович Гайдар родился 9января 1904
года. Настоящая фамилия Голиков. Русский
писатель. Сын учителя из крестьян и
матери-дворянки, участвовавших в революционных
событиях 1905 года. В каком городе он родился?

Задание: по географическим координатам
определите название города: 51 с.ш. 35 в.д. (город
Львов Курской губернии)
. Название города
прикрепляется на карту.

Опасаясь ареста, в 1909 году Голиковы оставили
Льгов, с 1912 года жили в другом городе. Здесь
Аркадий Петрович впервые опубликовал свои
первые стихи. В этом городе он провёл свои
детские годы.

Задание: определите название города: 55
с.ш. 44 в.д. (г.Арзамас). Прикрепляется
название города к карте.

В 1918 году пошёл добровольцем в Красную Армию.
Окончил Киевские пехотные курсы. В 16 лет
командовал полком. Был несколько раз ранен. С 1921
года – командир Нижегородского полка. Воевал на
разных фронтах. Где же воевал наш писатель?

Задание: определите районы, где он воевал (названия
прикрепляются к карте)
.

  • 43 с.ш. 45 в.д. – Кавказ.
  • 47 с.ш. 41 в.д. – река Дон.
  • 44 с.ш. 40 в.д. – город Сочи.
  • 55 с.ш. 90 в.д. – Хакасия.

Вследствие контузии ушёл из армии в 1924 году.
Начал печататься в 1925 году. В 1930 году он написал
повесть “Школа”, в значительной степени
автобиографическая повесть о суровой школе,
через которую прошло молодое поколение
революции, об отцах и дедах, призвавших самих
себя на справедливую войну во имя загадочного
всем сердцем радостного будущего. В произведении
очень часто используются описание красоты
природы. Что свидетельствует о том, что он любил
природу. Например:

“Тропка в Ивановское проходила по берегу Теши.
Сестрёнка бежала впереди, поминутно
останавливаясь то затем, чтобы поднять
хворостину, то посмотреть на гусей,
барахтающихся в воде, то ещё зачем-нибудь. Я шёл
потихоньку позади. Утренняя свежесть,
жёлто-зелёная ширь осенних полей, монотонное
позвякивание медных колокольчиков пасущегося
стада всё это успокаивающе действовало на меня”
(часть первая, глава седьмая).

  • “Рядом протекал тихий, безмолвный ручеёк. Вода
    была чистая, но тёплая и пахла водорослями”.
  • “С серого, насупившегося неба посыпались
    крупинки первого снега. Срывая последние,
    почерневшие листья, дул сухой холодный ветер”.
  • “Ожил лес, покрытый дымкой молодой зелени.
    Где-то далеко задорно перекликались петухи.
    Соседней поляны доносилось кваканье вылезших
    погреться лягушек. Кое-где в тени лежали ещё
    островки серого снега, но на солнечных просветах
    прошлогодняя жесткая трава была сухая”.

Задание: О каких временах года идёт речь в
этих отрывках? Как Вы думаете, с какой целью
писатель использует описание природы?

В 1925 году Аркадий Петрович поселился в городе,
где написал фантастический рассказ “Тайна
горы”, поэму “Пулемётная пурга”. Этот город
называется Пермь.

Задание: определите географические
координаты города Пермь. (г. Пермь — 58с.ш. 57 в.д.
Название прикрепляется к карте. )

С 1927 года жил в г. Свердловске (ныне
Екатеринбург)
, где в газете “Уральский
рабочий” опубликовал повесть “Лесные братья”.

Задание: определите географические
координаты г. Екатеринбурга.

г. Екатеринбург – 57 с.ш. 61 в.д. Название
прикрепляется к карте.

Довольно известным писателем, переехал в
другой город, где написал рассказы “Голубая
кашка”, повесть “Чук и Гек”, повесит “Судьба
барабанщика”, “Тимур и его команда”.Как
называется этот город?

Задание: определите по георафическим
координатам город: 53 с.ш. 38 в.д. (г. Москва.)

Описание природы из повести “Судьба
барабанщика”:

“Высокий цветущий берег крутым обрывом
спускался к реке. И он шумел листвой, до того
зелёной и сочной, что казалось, прыгни на неё
сверху – без всякого парашюта, а просто так,
широко раскинув руки, — и ты не пропадёшь, не
разобьёшься, а нырнёшь в этот шумливый густой
поток и, раскидывая, как брызги, изумрудную пену
листьев, вынырнешь опять наверх, под лучи
ласкового солнца”.

Какие прилагательные писатель использует,
чтобы передать всю красоту природы? Вспомните, а
приходилось ли Вам видеть подобную картину?

В июле 1941 года писатель отправляется на фронт
корреспондентом газеты “Комсомольская правда”.
Гайдар погиб в бою около деревни Каневского
района Черкасской области 26 октября 1941 года. Как
называется населённый пункт, где погиб Гайдар?

Задание: определите название города по
географическим координатам: 50 с.ш. 32 в.д.
(деревня Леплява.)

Если Вы выполнили все задания правильно,
поставьте себе оценку 5.

Чтобы наша будущая встреча была интересной,
прочитайте произведения Аркадия Петровича
Гайдара. А какие произведения нужны, посетите
нашу школьную библиотеку.

С уважением школьный библиотекарь.»

4. Закрепление.

Самостоятельно определите географические
координаты своего населённого пункта.

5. Домашнее задание.

Параграф 13. Выучить термины.





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: