Путешествие в лесную страну

Цель:

  • показать значимость, уникальность леса,
  • воспитывать бережное отношение к лесу, как к богатству России

Ход урока

Учитель.
Ребята! Сегодня мы отправляемся в удивительное путешествие. Куда? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю Вам разгадать загадку.

Дом открыт со всех сторон,
В доме тысячи колонн.
Над колоннами – шатры,
Под колоннами – ковры.
Тут живут и на коврах,
На колоннах и в шатрах.

Конечно, это – лес.
Лес – это зеленое богатство страны. Это красота, радость и отдых.
(Приложение 1)
Путешествуя, мы будет знакомиться с разными героями, жизнь которых связана с лесом. 

Берендей.
Я – великий Берендей!
Я – хозяин всех зверей!
Трав, лесов, букашек,
Комаров и пташек!

Леса – наши помощники. Ребята, как лес помогает людям, всему живому?
(Они помогают сохранить в почве влагу, укрепляют корнями пески. В тени деревьев можно укрыться от палящего солнца, из древесины делают доски, мебель, бумагу, музыкальные инструменты. Лес снабжает топливом, кормит и охраняет различных животных.)
Итак, я начинаю фразу, а Вы ее продолжаете.
«Лес – это…»
(Лес – это верный друг человека.
Лес – это родной дом животным и растениям.
Лес – это друг земледельца.
Лес – это украшение планеты.)

А теперь давайте послушаем историю Лесовичка.

Лесовичок.
Когда-то жили мудрые и очень добрые люди, которые понимали язык не только всех зверей и птиц, но даже деревьев. Они не могли рубить лес, потому, что слышали, как кричит и стонет дерево, когда его валят на землю. И вот деревьев стало так много, леса сделались такими густыми, что людям уже негде было жить. И тогда верховному правителю всей Земли пришлось лишить людей понимания языка деревьев. С тех пор люди не слышали больше их голосов, леса же заметно поредели. Только теперь ученые установили, что растения в самом деле способны слышать и разговаривать.
И действительно, свои голоса имеют и сосновый бор, и лиственный лес, и ветер, и река, и дождь, и град. Когда пойдете в лес, прислушайтесь – и услышите музыку в лесном шуме, в многообразных лесных звуках. Можно научиться различать легкий шелест лиственничного леса и глухой низкий шум хвойного бора.
А еще, ребята, когда будете в лесу, не забывайте о том, как нужно вести себя в царстве Берендея.
Какие правила поведения в лесу Вы знаете и выполняете?
(Стараться передвигаться по лесу по тропинкам, не сорить, не шуметь, не беспокоить своим поведением животных в лесу, не оставлять раны на деревьях.)

Появляется Доктор-фитотерапевт.
Доктор.
Я услышал, здесь говорят о ранах. Кому-то нужна помощь?

Учитель.
Пока не требуется. Доктор, я думаю, что Вы подтвердите мои слова, что лес – природная аптека и может помочь от разных недугов.

Доктор.
Вот, что я могу Вам посоветовать:
- если из ранки сочится кровь, надо приложить листья тысячелистника. А если тысячелистника нет под рукой, можно взять листья крапивы. Соком из листьев крапивы смочить тряпочку и приложить к ранке. А можно взять и листья подорожника.
- если нарывает палец, то помогут желтые цветки мать-мачехи. Их нужно помять и приложить к ранке.
- при расстройстве желудка помогут плоды черемухи и ягоды черники.
- растения могут защищать от нападения и укусов комаров! Бросьте в костер цветки обыкновенной непахучей ромашки и посмотрите, как это понравится комарам и мошкам!
(Приложение 2)
Ребята, а Вы знаете, какие дары леса могут помочь при недуге?
(мед, иван-чай, душица, ягоды брусники, клюквы, плоды шиповника и т.д.)

В «зеленой аптеке» надо вести себя также воспитано, как и в настоящей. Если хотим заготовить лекарственные травы, то нужно оставлять нетронутыми 35-40% цветущих растений. Нельзя рвать растения из года в год на одном и том же месте.
Лекарственные растения – это общее достояние, наше богатство, которое надо бережно использовать и всемерно охранять.
В конце нашего путешествия вас ждет сюрприз от меня, Берендея и Лесовичка.

Учитель.
На Земле очень много разных деревьев. Это и могучая секвойя, огромный баобаб. А сколько разных дынных, хлебных, кофейных, пробковых, гранатовых деревьев! Каждое дерево в лесу чем-нибудь полезно, каждое дерево красиво: одно – цветами, другое – листвой, третье – цветом ствола.
А сейчас мы поговорим о лесных красавицах наших лесов. Угадайте, кто они?

По всем странам славится стройная красавица:
Белые одежки, золото – сережки,
С расплетенной косой, умывается росой,
Ветер пряди шевелит, расплетать их не велит!
(Береза)

По округе славится зеленая красавица:
Сарафан как колокол, по земле да волоком
Шапочка с опушечкой, с острою верхушечкой.
(Ель)

Ребята, каким образом мы используем березу, ель, другие деревья в хозяйстве? Какие есть уникальные свойства у некоторых деревьев?
(Из древесины березы делают мебель, фанеру. Ель – сырье для производства бумаги, искусственного шелка, кроме этого изготавливают музыкальные инструменты – пианино, рояли, струнные инструменты. Древесина лиственницы пропитана смолой, которая мешает гниению даже под водой Вот почему лиственницу используют для сооружения свай, фундаментов домов. Древесина дуба идет на производство дорогой мебели, паркета, бочек. Имеет смысл заранее дать задание об использовании различных сортов древесины в хозяйстве. Во время рассказа можно демонстрировать образцы древесины.)
Учитель.
Мы пригласили в наше путешествие Мастера.

Мастер.
Ребята, вы уже говорили, что древесину различных деревьев используют в хозяйстве. Обладая универсальными качествами, этот материал позволяет делать большие по размерам сооружения, вроде дома или храма в Кижах, использовать самые малые его кусочки, корни, бересту для создания различной утвари, посуды, игрушек.
Вы, я думаю, видели изделия из дерева с красивыми орнаментами либо вырезанными, либо нарисованными. Всем известна «золотая хохлома». Маленьким ребятишкам очень нравятся вырезанные фигурки птиц, медведей. А когда они еще и делают какие-то движения (курочки клюют зерно, медведь работает молотом), то восторгу нет предела. Ребята, какой сувенир из дерева практически всегда покупают иностранные туристы? (матрешка)
Правильно! Матрешка – русская красавица. Город Загорск считается родиной русской расписной матрешки. Популярность матрешки вызвала у мастеров разных областей России желание создать свои варианты столь привлекательной игрушки.
(Приложение 3)
Я предлагаю и Вам проявить свои творческие способности и создать свою матрешку.
(Подготовить бумагу, карандаши. После завершения работы рисунки можно повесить на доску – сделать выставку. Можно предусмотреть и такой вариант – заранее дать подобное задание на дом.)

Учитель.
Россия – страна безграничных лесов. Тайга, смешанные леса, широколиственные леса. О лесе говорили, писали, пели. Лес изображали на картинах. Лесом всегда восхищались.
Но лес во все времена вырубался.
Вот размышления одного из героев (Астров) пьесы А.П.Чехова «Дядя Ваня»
(можно сделать аудиозапись или заранее дать задание одному из учеников)
Ученик 1.
«…Ну, я допускаю, руби леса из нужды, но зачем истреблять их? Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи, и все оттого, что у ленивого человека не хватает смысла нагнуться и поднять с земли топливо».

Ученик 2.
Сергей Орлов

НЕ СМОЛКНУТ ГОЛОСА…
Леса уходят. Жалко мне леса.
Уходят ели, сосны и березы,
Рябины гасят пламенные гроздья,
Осинников смолкают голоса.
Когда-то жили в тех лесах дубы,
И ясени, и золотые клены.
Куда им деться от такой судьбы?
Лес вырубают – океан зеленый.
Я был в Европе. Там и ель хранят.
Стоят, пронумерованы, деревья,
И не соринки на земле, и в ряд
Приглаженные тянутся коренья.
Хранят леса? Но это не леса –
Не свищут птицы в них, не плещут ветры.
В стеклянных загородках чудеса,
А не одно большое чудо света.
Асфальтовые тропки и бетон –
Рай для туристов атомного века…
А здесь плывут плоты по мощным рекам
И слышен в далях Китеж-града звон…
А может, надо сохранять леса,
А не деревьев ценные породы?!
…Леса кричат и плачут, как народы,
На все свои живые голоса.

Ученик 1.
(слова Астрова из  пьесы А.П.Чехова «Дядя Ваня»)
«…когда я слышу, как шумит мой молодой лес, посаженный моими руками, я сознаю, что климат немножко и в моей власти и что если через тысячу лет человек будет счастлив, то в этом немножко буду виноват и я. Когда я сажаю березку и потом вижу, как она зеленеет качается от ветра, душа моя наполняется гордостью…»

Учитель.
Ребята, путешествуйте по лесу, но старайтесь не уносить из природы «сувениров»: растения, насекомые, птенцы и зверюшки должны жить на воле, радуясь жизни, и радуя нас. А с собой унесите здоровье и бодрость, хорошее настроение и впечатления, желание помочь природе стать еще краше.
Спасибо нашим гостям за их интересные рассказы. А теперь пришла пора сюрприза от наших гостей.
(гости приглашают ребят попить чай на травах и попробовать дары леса – мед, варенье, орехи)

Используемая литература:

  1. Герцвольф Ю.Р.. Тингусов А.Б. и др., Тропой природных достопримечательностей. Новосибирск, 1994
  2. Уткин П.И., Королева Н.С., Народные художественные промыслы. М., 1992.
  3. Чехов А.П., Пьесы. М., 2002.




Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: