Проектная деятельность школьного туристического объединения

Для повышения эффективности своей работы и
значимости в учебном процессе школьное
туристическое объединение должно работать в
режиме проектной деятельности, выбрав
предварительно свою собственную познавательную
и воспитательную цель. В проект вовлекаются не
только члены туристического объединения, но и
все желающие, т.к. по состоянию здоровья не все
ребята могут принимать участие в походах. Помимо
туристического опыта и навыков во время похода
учащиеся приобретают колоссальный опыт
наблюдения за природой и хозяйственной
деятельностью человека. Этот опыт можно и нужно
использовать в учебном процессе, что сильно
оживит уроки и увеличит интерес к предмету. Такая
работа способствует формированию устойчивых
межпредметных связей и передаче накопленного
опыта тем учащимся и учителям, которые не связаны
с туристическим объединением. В предложенном
алгоритме отсутствует работа, направленная на
формирование туристических навыков.

Направления работы:

1.Геологическая история района – работа с
различными источниками информации, знакомство с
горными формами рельефа в теории и на практике,
составление фотоматериалов к урокам географии (
фотографии характерных форм рельефа), доклады по
этой тематике в младших классах ( курс 7, 8 класса,
география);

2.Метеонаблюдения – пользуясь простейшими
приборами можно вести наблюдения за погодой, не
имея специальной метеоплощадки на территории
школы, многим детям нравиться систематическая
работа. Здесь возможно разделение на практиков,
снимающих показания в полевых условиях, и
аналитиков, которые будут составлять графики
температур, строить розы ветров. ( Простейшие
измерения: температура воздуха в 9.00, 14.00, 19.00 в
тени, на солнце; направление ветра и его сила,;
облачность ( вид и количество), обучение методам
прогнозирования погоды на базе местных
признаков, составление каталога облаков с
использованием фотографий для уроков географии 7
класса;

3.Внутренние воды – история формирования
внутренних вод района ( работа с источниками
информации), в полевых условиях – измерение
скорости течения в разное время суток, измерение
уровня воды в разное время суток и на разных
склонах, изучение озерных котловин, степень
сохранности ледников и снежников на перевалах,
анализ полученных результатов может быть
проведен на уроках географии в 8, 9 классе при
изучении тем по внутренним водам России или
внутренним водам Европейского Севера.

4.Растительность – работа с источниками
информации, изучение флоры района ( в течение
года в камеральных условиях), составление карты
растительности на район похода, наблюдение за
сроками созревания тех или иных ягод.
Аналитическая работа сводится к установлению
причин различных сроков созревания ягод на
разных территориях, ответы на вопросы о
различном произрастании отдельных видов
растений, ботаническое описание растений
встречающихся в различных природных зонах :
черника в тайге и тундре. Материал можно
использовать на уроках ботаники в 7 классе (
видоизменения корней, видоизменения листьев,
видоизменения побегов, вегетативное размножение
растений, растительное сообщество, взаимосвязи
растений в сообществе, влияние факторов природы
на растительное сообщество, торфяной мох и
образование торфа, шляпочные грибы, лишайники),
на уроках географии 8-ого класса (в теме природные
зоны России, понятие о природном комплексе,
свойства природных комплексов, человек в
ландшафте, при изучении природных зон Русской
равнины, в разговоре о природе и хозяйстве
Кольского полуострова). Возможны простейшие
экологические наблюдения за разрушением и
восстановлением природы изучаемого района : как
она реагирует на транспорт, как она меняется
вокруг туристических стоянок и как быстро
восстанавливается после повреждений.
Составление гербария не приветствуется, лучше
обходиться фотографиями, в целях сохранения
флоры севера.

5.Животный мир – мы смогли проводить
наблюдения только за мелкими грызунами и выявить
особенности норных сооружений мелких грызунов в
различных условиях.

6. Минералогия – если есть возможность, можно
изучать минералогический состав района похода,
составить минералогические карты, выяснить
сферы использования минеральных богатств
территории, происхождение встреченных минералов
( химическое и физическое, т.к. они могут быть
принесены реками, ледником), совместно с
кабинетом химии создать свою школьную коллекцию
минералов, подготовить небольшую экскурсионную
программу по этой экспозиции по следующим
направлениям: химия, хозяйственное
использование, происхождение минералов, условия
залегания, история находки. В качестве
экскурсоводов могут выступать старшие члены
туристического объединения. Экскурсии
проводятся как во время уроков так и во время
внеклассных занятий по различным предметам. В
курсе географии материал может использовать в
курсе 9 класса: химический комплекс России,
зональная специализация сх, Европейский Север; в
курсе 8 класса: важнейшие особенности рельефа
России, современное развитие рельефа России,
использование недр, география почв России;

7. Краеведение – посещение с предварительным
изучением музеев, памятников природы в районе
похода, изучение истории жизни человека в этих
краях, подготовка фотовыставки или видеофильма
по этой тематике. Материал можно обнародовать в
курсе или 9 класса в теме население России,
хозяйство Европейского Севера, в курсе истории
России.

8. Самодельное снаряжение – в промышленное
снаряжение могут быть внесены самодельные
изменения не влияющие на безопасность
участников. Эти изменения могут быть внесены
ребятами. Им нужно только объяснить
необходимость каких-то изменений и
проконтролировать их выполнение. Примеры:
титановый каркас для кухонного тента, разборный.
Опоры используются как альпенштоки, вес на
маршруте – 5 пластмассовых креплений, которые
держат 8 альпенштоков. Крепления позволяют
придать тенту разнообразную форму для его
подвешивания или установки.

9. Отчетные мероприятия – фотовыставка,
тематические выставки, выставки рисунков и
зарисовок, тематические уроки проводимые самими
учащимися, создание тематических
видеоматериалов к различным урокам;





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: