Проектирование урока географии на системно-деятельной основе

Главная особенность Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (ФГОС) – это повышенное внимание к результатам
образования. Все эти результаты заданы в деятельностной форме,
а значит для
их достижения необходимо осуществление деятельностного подхода к обучению.

Деятельностный подход в обучении предполагает, что школьник в процессе
обучения должен не выучить что-то, а научиться чему-то, т.е. научиться
осуществлять деятельность. На первый план здесь выходит деятельность, а знания
являются условием выполнения дела.

Задачей обучения, таким образом, является формирование способов действий,
обеспечивающих результаты учебной деятельности и способствующих развитию
ключевых компетенций.

В современном понимании знать – значит с помощью знаний осуществлять
определенную деятельность. Деятельность учителя в этом случае заключается не в
“передаче” знаний, а в проектировании учебной деятельности, ее организации, и ее
управлении. При этом ясное определение целей обучения служит основой для оценки
результатов обучения, для определения содержания и методов обучения, для
активизации учебной работы обучающихся, превращения их в сознательных участников
образовательного процесса.

Основными требованиями к уроку, построенному на системно-деятельностной
основе, являются:

  • Постановка педагогической цели с учетом изменившихся образовательных
    результатов (формирование УУД и предметных действий);
  • Отбор содержания урока, на материале которого будут формироваться
    предметные и универсальные действия;
  • Применение алгоритма действий: педагогическая цель – учебная задача –
    мотив – учебные действия – самоконтроль – самооценка – рефлексия;
  • Использование интерактивных методов и форм обучения, предполагающих
    самостоятельность обучающихся;
  • Создание психологически комфортной обстановки на уроке;
  • Минимализация и вариативность домашнего задания;
  • Наличие рефлексии как осознания себя в деятельности.

В качестве примера рассмотрим урок в 8 классе по теме “Использование водных
ресурсов в жизнедеятельности человека”.

Тип урока по дидактической цели: урок применения знаний.

Цель урока:

формирование у обучающихся познавательных, коммуникативных,
личностных, регулятивных УУД в процессе решения жизненных ситуаций на материале
темы “Внутренние воды РФ”.

Методическая цель:

презентация первичного опыта учителя по
конструированию урока с позиций ФГОС.

Оборудование и средства обучения:

мультимедийный комплекс, настенная
карта, учебники, географические атласы, карточки-задания, листы рефлексии.

ИКТ-ресурсы:

мультимедийная презентация.

Виды, формы и методы работы на уроке:

  • Самоконтроль и самооценка и взаимооценка результатов деятельности;
  • Составление вопросов по теме и ответов на них, выбор лучших вопросов;
  • Работа в группах (виды заданий: прогнозирование последствий, анализ
    данных с целью принятия решения, составление рекламных слоганов,
    проектирование);
  • Диалог, полилог;
  • Индивидуальная и коллективная рефлексия.

Содержание деятельности на уроке:

1. Мотивационно-целевой этап урока (обсуждение задач урока, значимости
изучаемого для жизни и хозяйственной деятельности человека). В ходе обсуждения
определяются задачи:

– Учиться решать жизненные проблемы, связанные с использованием водных
ресурсов;

– Учиться определять способы познания как методы достижения результата,
осуществлять их выбор.

Инструктаж учителя по работе с листом рефлексии:

Ф.И. обучающегося_____________________________________________

  1. Знаю понятия на отметку_____ (до проверки).
  2. Знаю понятия на отметку_____ (после проверки).
  3. Знаю карту: отлично, хорошо, посредственно, плохо (до проверки).
  4. Знаю карту: отлично, хорошо, посредственно, плохо (после проверки)
  5. Умею отвечать на вопросы: легко, отвечаю на отдельные вопросы,
    затрудняюсь.
  6. Умею составлять вопросы: могу, не понимаю, как это делать.
  7. Умею применять полученные знания на практике: свободно, с трудом, не
    могу.

2. Организационно-деятельностный этап урока.

Первый уровень “знаю”.

Самоконтроль по узловым вопросам изученной темы “Водные ресурсы РФ”.

2.1.Учебная задача: осуществить самоконтроль усвоения основных понятий
изученной темы по критериям:

Знаю отлично – “5”
Знаю хорошо – “4”
Знаю посредственно – “3”
Знаю плохо – “2”

Заполнить лист рефлексии (строка 1).

2.2. Практическая задача: выполнить тест из 10 заданий (4 варианта),
осуществить самопроверку по ключам, оценить свою работу по критериям:

10 верных ответов – “5”
8–9 верных ответов – “4”
6–7 верных ответов – “3”
5 и менее верных ответов – “2”.

Заполнить лист рефлексии (строка 2).

2.3. Учебная задача: осуществить самоконтроль усвоения географической
номенклатуры по изученной теме, заполнить лист рефлексии (строка 3).

2.3. Практическая задача: нанести на контурную карту 10 водных
объектов по заданию учителя (4 варианта), осуществить взаимопроверку с помощью
атласа, оценить выполнение работы по критериям, названным в пункте 2.2.

Второй уровень “понимаю”.

Ответы на вопросы и составление вопросов по изученной теме.

Виды вопросов: “ вопросы– понятия” (начинаются со слова ЧТО),
“вопросы-суждения” (начинаются со слов ПОЧЕМУ, ЧЕМ ОБЪЯСНИТЬ, В СЛЕДСТВИЕ ЧЕГО).
Второй вид вопросов побуждает человека задуматься, размышлять, устанавливать
причинно-следственные связи

Учебная задача

: научиться компетентно и красиво отвечать на вопросы.

Практическая задача:

ответить на 5 вопросов из предложенного списка
(фронтальная работа)

Примеры вопросов:

  • Почему Волга разливается весной, а Амур – летом?
  • Почему на Урале много карстовых озер, а в Якутии – термокарстовых?
  • Почему в европейской части России , несмотря на большое количество
    осадков, меньше внутренних вод по сравнению с азиатской частью страны?
  • Почему в северных озерах страны меньше соли?
  • В чем причины сильной заболоченности Западно-Сибирской равнины?

Правило ответа на вопрос: убрать вопросительное слово, перестроить фразу.

Например, Волга разливается весной, а Амур – летом, так как…

Практическая задача:

составить три собственных вопроса по изученной теме.

Рефлексия:

оцените свои умения составлять вопросы и отвечать на них,
заполните строки 5 и 6 в листе рефлексии.

Третий уровень “применяю”.

Решение практических задач.

Учебная задача:

научиться применять знания на практике.

Практическая задача

: решить проблему на основе анализа информации,
определить способ нахождения пути решения (работа в группах).

Задание № 1.

Вы – экологи. В 20 веке был очень популярным “проект поворота северных рек на
юг”, суть которого состояла в том, чтобы из р. Обь направить воду в Казахстан и
другие страны Средней Азии, где вода – дефицит. Для этого планировалось
строительство канала “Обь – Средняя Азия” (смотрите карту).

Задача:

Дайте экологическую оценку проекту (+, –).

При ответе используйте речевые формулы

: “При ответе мы исходили из того,
что…”, “Мы считаем, что…”

Какие способы умственных действий вы использовали при выполнении задания?
(Анализ, синтез, сравнение, прогнозирование.)

Анализ – это разделение целого на части.

Синтез – это соединение частей в целое.

Прогнозирование – предположение, предвосхищение ожидаемого результата.
Сравнение – это мыслительная операция, в основе которой лежит выделение сходства
и различий чего-либо.

Выделение главного – определение отличительного признака.

Воображение – способность создавать образы, идеи, представления.

Задание № 2.

Вы планируете строительство нового собственного дома в районе, где нет
водопровода. Геологи, проведя изыскания, предложили вам 3 участка для бурения
скважины.

Задача:

Определите, какой из участков (№ 1, № 2, № 3) лучше всего
использовать для бурения? Свой выбор обоснуйте

При ответе используйте речевые формулы

: “При выполнении задачи мы
использовали знания о…”, “Мы считаем, что …”

Какие способы умственных действий вы использовали при выполнении задания?
(Анализ, синтез, сравнение, прогнозирование.)

Задание № 3.

Вы – работники туристической фирмы. Для привлечения туристов в разные регионы
страны Вы используете слоганы (рекламные лозунги).

Например: “Приглашаем посетить уникальное чистое Телецкое озеро – жемчужину
горного Алтая”, “Добро пожаловать порыбачить в дельте самой крупной реки Европы
– Волге”.

Задача:

составьте 3–5 слоганов о водных объектах России, отражая их
неповторимые особенности.

При ответе используйте речевую формулу

: “При выполнении задания мы
использовали сведения…”

Какие главные способы умственных действий вы использовали при выполнении
задания?

Задание № 4.

Вы собираетесь провести каникулы в горах (Средний Урал и Саяны). При
восхождение на какие горы нужно взять спецснаряжение, помогающее выжить в
условиях ледников и снежников?

Задача:

составьте схему логических рассуждений, используя слова и
стрелки.

При ответе используйте речевые формулы

: “При выполнении задания мы
использовали знания о …”, “Мы думаем, что…”

Какие способы умственных действий вы использовали при выполнении задания?

Задание № 5.

Известно, что ГЭС дают самую дешевую электрическую энергию, в которой
нуждается наша страна. Перед вами схема реки Енисей:

Задача: Определите, на каком участке Енисея (№ 1, № 2, № 3, № 4) эффективнее
всего построить ГЭС.

При ответе используйте речевую формулу: «Для выполнения задания мы
воспользовались …», «Мы пришли к выводу…».

Какие способы умственных действий вы использовали при выполнении задания?

Проверка выполнения задания. Обсуждение результатов. Рефлексия (заполнить
строку 7 в листе рефлексии).

3. Рефлексивно-оценочный этап урока.

Проанализируйте свой лист рефлексии, определите уровень собственной
компетентности в освоении изученной темы, выделите проблемы и их причины. Какие
методы познания помогали нам в выполнении заданий?

4. Домашнее задание: подготовка к контрольной работе по теме «Водные
ресурсы Российской Федерации» с учетом выявленных проблем в усвоении темы.





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: