Использование ИКТ на уроках географии. Типы климатов России. Климатические пояса и области на террирории России, их характеристики. 8-й класс

В настоящее время существует множество
способов использования компьютерных технологий
на уроках географии – начиная от электронных
учебных пособий до создания собственных
презентаций к урокам и сайтов. В данной статье я
привожу пример урока с использованием
геоинформационной системы “Живая география” в
8-ом классе по теме “Типы климатов России.
Климатические пояса и области на территории
России, их характеристики”. Используя ГИС
“Живая география” учащиеся самостоятельно
ведут поиск географической информации, добывают
“новые знания”, усваивают новые приёмы работы.

Цели урока:

Образовательные

– Формирование
представлений о климате как о закономерном
результате взаимодействия различных факторов –
географического расположения, атмосферы и
гидросферы, рельефа, о закономерном расположении
климатических поясов и областей.

Развивающие

– Развитие творческих
способностей, формирование умений добывать
информацию из различных источников,
анализировать её, делать выводы. Чётко и
лаконично высказывать свои мысли. Развитие
познавательного интереса к предмету, показать
возможности ГИС “Живая география” как
инструмента практической и учебной деятельности
Формирование способности использовать
географические знания в повседневной жизни.

Воспитательные

– Формирование
представлений о целостной картине окружающего
мира. Развитие толерантности и коммуникативных
качеств.

Задачи урока:

Сформировать основные понятия урока – “тип
климата”, “климатический пояс”,
“климатическая область”. Сформировать
представления об основных характеристиках
климатических поясов и областей и их различиях.
Выявить закономерности в размещении
климатических поясов и областей.

Планируемые результаты:

Учащиеся должны знать (понимать) основные
понятия урока, определять по главным
характеристикам климатические пояса и области,
уметь показывать их по карте и объяснять их
расположение.

Тип урока

– комбинированный, изучение нового
материала.

Ход урока

1. Организационный момент.

Проверка
готовности учеников к уроку

2. Формирование новых знаний и умений.
Выступление учителя.

Сегодня мы продолжаем изучать климат России. Мы
уже знаем под воздействием каких факторов
формируется климат. Давайте вспомним факторы
формирования климата.

Ответы учеников.

Учитель.

Огромная территория нашей страны, сочетание на
этой территории различных климатических
факторов приводит к тому, что в разных частях
России формируется разный климат. Для того, чтобы
было удобнее изучать разные климаты, было
введено такое понятие как “тип климата”. “Типы
климатов России” — это и будет сегодняшней темой
нашего урока. Кроме типа климата, мы познакомимся
также с такими понятиями как климатический пояс,
климатическая область. Таким образом, задачи
нашего урока:

  1. Дать определение понятиям “тип климата”,
    “климатический пояс”, “климатическая
    область”.
  2. Определить, какие климатические пояса и области
    присутствуют на территории России и в чём их
    различие.
  3. Выявить закономерности в расположении
    климатических поясов и областей.

Для решения этих задач мы будем использовать
учебник и геоинформационную систему “Живая
география”.

- Откройте учебник на стр. 93, параграф 20,
прочитайте и сформулируйте определение типа
климата.

- Ученик: тип климат — это климат,
характеризующийся общим режимом температуры,
осадков, преобладающими типами погоды по сезонам
года.

Учитель:

на основе текста учебника
сформулируйте определение климатической
области.

Ученик:

климатическая область выделяется
внутри климатического типа по отдельным
показателям – температуре, количеству осадков
или распределению их в течение года.

Учитель:

Наряду с понятием климатический тип
используется также понятие “климатический
пояс” — это территория, которую занимает один
климатический тип. На картах обозначаются именно
климатические пояса.

Для того, чтобы определить, какие климатические
пояса выделяются на территории нашей страны, чем
различаются климатические пояса и области, мы
воспользуемся геоинформационной системой
“Живая география”.

Используя инструкцию (Приложение 1),
устанавливаем на монитор компьютера необходимые
нам карты – Климатические пояса и области,
годовые осадки, среднегодовая испаряемость,
среднемесячные величины осадков, среднемесячные
величины температур.

- По установленным картам назовите
климатические пояса в направлении с севера на юг,
расположенные на территории России.

Ответ ученика.

- Назовите особенности расположения
климатических поясов (в каком направлении
вытянуты и в каком направлении сменяют друг
друга).

Ответ ученика.

- Подтверждается ли закон широтной зональности
расположением климатических поясов на
территории нашей страны?

Ответ ученика.

- Почему?

- Какой климатический пояс занимает наибольшую
площадь на территории нашей страны?

Ответ ученика.

- Характеристики климатических поясов мы
определим с помощью электронных карт, заполняя
таблицы, которые у вас имеются на столах. (Приложение 2)

Анализируя эту таблицу, давайте определим:

- в каком поясе температуры самые низкие, самые
высокие

- в каком поясе наибольшая годовая амплитуда
температур

- в каком поясе выпадает больше всего осадков,
меньше всего

- в каком поясе наибольший коэффициент
увлажнения, в каком наименьший

- какой климатический пояс наиболее
благоприятен для развития живых организмов
вообще и для человека в частности, а какой
наименее благоприятен.

- Мы с вами определили, что самая большая
территория приходится на умеренный пояс. Здесь
разный рельеф, удалённость от океана, в разных
направлениях перемещаются воздушные массы и,
конечно, климат не может быть везде одинаковым,
поэтому внутри умеренного климатического пояса
выделяются климатические области.

- Назовите климатические области, которые
выделяются внутри умеренного климатического
пояса

- Назовите особенности их географического
положения – в каком направлении они сменяют друг
друга

- Какие два главных вида климатических областей
можно выделить

- Подтверждается ли закон широтной зональности
расположением климатических областей
умеренного пояса

- Почему?

Для характеристики каждой климатической
области мы опять заполним таблицу, используя
электронные карты. (Приложение 3)

Теперь давайте проанализируем данные, которые
мы получили.

- Какой показатель является признаком усиления
континентальности климата?

- В каких пределах изменяется годовая амплитуда
в континентальных областях и прибрежных?

- За счёт каких температур увеличивая годовая
амплитуда температур?

- По каким показателям различаются климаты
континентальные и прибрежные?

- Чем объясняются такие различия?

- В чём принципиальная разница между морским
климатом и муссонным?

Таким образом, подводя итоги урока, можно
сказать, что задачи, поставленные перед нами в
начале урока нами выполнены – мы познакомились с
типами климата, климатическими поясами и
областями, с их расположением на территории
нашей страны, с главными характеристиками
климатических поясов и областей. В качестве
закрепления я предлагаю вам вопросы:

- В каком климатическом поясе и области мы с
вами живём?

- Какие климатические области России наиболее
благоприятные для проживания?

3. Домашнее задание. Параграф 20. Дополнительное
задание – составить характеристику
субтропического климата на территории России по
плану: географическое положение, температуры
января и июля, годовая амплитуда температур,
годовое количество осадков, их распределение в
течение года.

Литература

  • Дронов В.П., Баринова И.И.
  • География России.
    Природа. Население. Хозяйство.8 класс – 9-ое изд.,
    пересмотренное, М., Дрофа, 2008, — 271с.: ил., карт.

  • Баринова И.И.
  • Школьный практикум. География
    России. Природа. 8 класс. – 2-е изд., стереотип. – М.:
    Дрофа, 2000. – 64 с.: ил.

  • Новенко Д.В.
  • Живая география. Методические
    рекомендации.- М., 2006, — 119с.

  • Энциклопедия для детей «Аванта+». Том 12.
    Россия: физическая и экономическая география,1999
    г.




  • Внимание, только СЕГОДНЯ!

    Следующий: