Открытый урок Железнодорожный транспорт России

Цели урока:

  1. закрепить с учащимися новые термины и понятия;
  2. познакомить учащихся с железнодорожным транспортом, его особенностями, значением, уровнем развития;
  3. познакомить учащихся с особенностями размещения на территории страны крупнейших железнодорожных магистралей;
  4. определить значение транспорта для функционирования хозяйства и жизни людей;
  5. выявить и обсудить проблемы транспорта.

Оборудование урока: карта «Транспорт России», атласы, контурные карты, учебники, тетради, таблица « Протяженность и годы строительства основных железных дорог», справочники, ИКТ, плакат поезда «Сапсан», песня «БАМ».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Объявление темы урока. «Железнодорожный транспорт России».

III. Повторение пройденного материала. «Инфраструктурный комплекс» § 31.

  1. Дайте понятие «инфраструктура».
  2. Что объединяет инфраструктурный комплекс?
  3. Какие бывают услуги по своему характеру, широте круга потребителей?
  4. Что охватывает коммуникационная система?
  5. Что представляют собой транспортные узлы?
  6. Что понимаем под словами «грузооборот» и «пассажирооборот»?

IV. Тестирование по пройденному материалу.

Агропромышленный комплекс (АПК).

I вариант

Ответьте на вопросы и выполните задания:

  1. Определение АПК. ___________________________________________
  2. Назовите проблемы, стоящие перед АПК России. _________________
  3. Какие отрасли хозяйства составляют основные сферы АПК?________
  4. Где выгоднее строить макаронную фабрику: в крупном городе или в небольшом поселке центра зернового хозяйства? Ответ обоснуйте.___
  5. В чем особенности специализации пищевой промышленности в нашей области? ______________________________________________

II вариант

Ответьте на вопросы и выполните задания:

  1. Какие структурные элементы образуют АПК?_____________________
  2. Каков состав отраслей у сельского хозяйства России?_______________
  3. Что определяет специализацию перерабатывающих отраслей АПК?___
  4. Укажите сельскохозяйственные культуры, из которых получают сахар, перловую крупу, гречневую крупу, овсяные хлопья, пшеничную крупу, подсолнечное масло, крахмал._____________________________________
  5. Какими продуктами животноводства обеспечивает население сельское хозяйство нашей области?________________________________________

V. Работа над новым материалом.

«Железнодорожный транспорт России» § 32, стр. 137-139

Вводное слово учителя.

Железная дорога – транспортное предприятие с комплексом технических средств и сооружений для перевозки пассажиров и грузов. (записали в тетрадь).

Различают железные дороги: общего пользования (магистральные), подъездные (рудничные, лесовозные) и городские (трамвайные, метрополитены).

У железнодорожного транспорта есть много достоинств:

  1. Всепогодность,
  2. Строить железные дороги почти повсеместно,
  3. Низкая себестоимость перевозок, высокая грузоподъемность.

Сегодня представить себе Россию без железных дорог просто немыслимо. Так сложились географические, исторические, экономические условия, что железная дорога стала символом России. Железнодорожная сеть раскинулась с запада на восток по восьми часовым поясам, а с севера на юг простирается от Заполярья до зоны Субтропиков. Эксплуатационная длина рельсовых путей составляет 87,5 тысяч километров. Природные особенности предопределили потребность в перевозках больших масс грузов на дальние расстояния: основные топливно-сырьевые базы России расположены в восточных районах, а перерабатывающая промышленность – в европейской части, более благоприятной для проживания населения. Ежегодно 200 миллионов пассажиров и 1 миллиард тонн грузов перемещаются по железным дорогам России – по единым нормам и правилам, по тесно увязанным графикам. Почти 2 миллиарда человек пользуются поездами местного и пригородного сообщения. Созданы мощные коммуникации, инфраструктура. Значительная часть наиболее напряженных магистралей электрифицирована. Россия занимает 1-е место в мире по протяженности таких линий; 2-е место – по эксплуатационной длине и грузообороту (после США), перевозкам грузов (после Китая); 3-е место – по перевозкам пассажиров (после Японии и Индии).

VI. Выступление учащихся с сообщениями и работа с контурными картами.

1-е выступление учащегося. «Сухопутный пароход».

Официальное открытие железной дороги на участке Петербург – Царское село состоялось 30 октября (11 ноября по новому стилю)1837 года. Пассажирские вагоны первоначально именовали экипажами или каретами, то железнодорожные локомотивы, как и паровые тягачи, называли ….. пароходами. Время следования из Петербурга в Царское Село составляло 42 минуты при средней скорости 32,8км/ч. Протяженность 27,5 км. (учащиеся отмечают на контурной карте 1-ю железную дорогу).

2-е выступление учащегося. «Магистраль Петербург – Москва».

Длина 652 км. Строительство с 1842 по 1851 г.г. 16 августа 1851 года строительство первой большой железной дороги было завершено. С 1863 года пассажирские вагоны стали оборудовать туалетами и умывальниками, а также печами сухого отопления. (учащиеся отмечают на контурной карте 2-ю железную дорогу).

3-е выступление учащегося. «Транссибирская магистраль».

Она является самой протяженной на планете, пересекая по суше почти всю Евразию (7 часовых поясов). Её длина от Москвы до Владивостока составляет 9288,2 км. Строительство с 1891 – 1916 г.г. Сегодня Трансиб – это мощная двухпутная магистраль, полностью электрафицированная и оборудованная современными видами железнодорожной автоматики, связи, движение по которой осуществляется с помощью современных информационных технологий. Транссибирская магистраль вызвала оживленный товарообмен между Сибирью и европейской частью России. Из Сибири вывозились пшеница, масло, мясо, сало, кожи, овчина, шерсть, пушнина, золото, серебро, свинец, медь, чай (из Китая). Из Европейской России Сибирь получала железо, сталь, земледельческие машины, текстильные изделия, бакалейные товары, сахар, керосин, свечи. (учащиеся отмечают на контурной карте 3-ю железную дорогу).

4-е выступление учащегося. «БАМ»

В 1974 году развернулись строительные работы Байкало – Амурской магистрали. Ввод в постоянную эксплуатацию в 1980 г. Трасса пролегает от Усть-Кута до Комсомольска-на Амуре. Она пересекает 11 полноводных рек и семь горных хребтов. Более 1000 км. – зона вечной мерзлоты. Возведены сотни мостов, построено в среднем по одному искусственному сооружению на каждый километр пути. Бам не только разгружает Трансиб, но и является серьезной основой для освоения богатейших регионов Забайкалья и Дальнего Востока. Столица БАМА – Тында. Длина дороги 4300 км. Строительство с01974-1984г.г. В настоящее время БАМ достроили до Усть-Кут-Совянская Гавань. (учащиеся отмечают на контурной карте 4-ю железную дорогу).

VI. Показ кинохроники фрагмента строительство БАМА.

VII. О крупнейшей стройке XX столетия сложили песню. Слушание песни «БАМ».

5-е выступление учащегося. «ЮВжд»

Юго-Восточная железная дорога является связующим звеном между Московской и Северо-Кавказской железными дорогами. На Юго-Восточной железной дороге много станций. Наша станция Кочетовка. Недалеко от станции Кочетовка расположен железнодорожный поселок городского типа Кочетовка и наша школа № 38. Станция занимает 2-е место в России по грузообороту после Московской сортировочной. Через нашу станцию перевозят грузы на Москву: сталь, тракторы, комбайны, пшеницу, в августе – арбузы, дыни с Астраханской области. На юг через нашу станцию везут лес, легковые автомобили, нефть, бензин, военную технику. В основном профессии наших родителей связаны с железной дорогой. Профессии: машинист электровоза, тепловоза, оператор.

VIII. Заключительное слово учителя. «Строительство современных сверхскоростных дорог».

Дорога Москва-Санкт-Петербург. Высокоскоростной поезд «Стрела» развивает скорость 250 км/час, а высокоскоростной поезд «Сапсан» — 300км/час. Время в пути 3 часа 45 минут. Количество мест 604. (Показываю плакат высокоскоростного поезда «Сапсан»).Это поезда нашего будущего.

IX. Работа по учебнику §32 стр. 138-139.

Разбираем «Проблемы железных дорог».

  1. Проблема строительства новых железных дорог.
  2. Экологический фактор.

X. Итог урока.

XI. Домашнее задание: §32 стр. 137-139.

Литература:

  1. Учебник «География России «Население и хозяйство». ООО «Дрофа», 2009 г.
  2. Энциклопедия «Железнодорожный транспорт». Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1994 г.
  3. Журнал «Железнодорожный транспорт» № 9, 2005 г. «Из истории железных дорог», «Ориентироваться на технологии XXI века».




Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: