Урок-игра Прощание с ботаникой

Цели

: систематизировать и углубить знания по
изученному предмету, развивать познавательный
интерес к предмету, логическое мышление;
прививать навыки коллективного общения.

Оборудование

: презентация Microsoft Point, формулы
цветков растений разных семейств, ребусы,
карточки – схемы, чудо – растение, гороскопы,
музыка – караоке “Малиновка”, демонстрационный
материал по биологии. Растения. Л.Н.Дорохина,
А.М.Розенштейн. – М: Просвещение.1990

Ход урока

В качестве заставки к уроку демонстрируются
слайды с изображением растений № 2 – 13 (приложение 1
презентация Microsoft Point).

Учитель:

“Ребята, наш урок посвящается расставанию с
удивительной наукой Ботаникой. Сегодня вам
предстоит ответить на все вопросы и задания,
которые она вам предложит. На это время все мы
станем жителями “Царства Ботаники”, которая
созывает сегодня “Совет Юных Ботаников”. На наш
праздник пришла одна из принцесс этого царства –
Флора.

Входит Флора

(девочка в платье, украшенном
цветами и в веночке из цветов. В руках комнатное
растение, а на нем висят подарки – задания,
присланные из известных и популярных в стране
передач).

Флора:

“Я – принцесса Царства Ботаники
повелеваю:

  1. Иметь эмблему своего любимого растения.
  2. Восторгаться растениями.
  3. Активно принимать участие в решении задач,
    поставленной королевой Ботаникой.
  4. Объявить праздник “Прощание с ботаникой”
    открытым, – Флора.

Символом нашего урока будет чудо – растение, на
нем висят подарки – задания из известных
популярных передач”, – [1].

(За неделю до урока класс делится на 2команды.
Каждой команде необходимо придумать название,
эмблему).


Домашнее задание

Каждая команда дает название и защищает
эмблему.

Учитель:

В ходе игры вы будете зарабатывать
“флоринки”.

Команда, которая не сможет ответить на вопрос,
дается право ответить команде– сопернице.

Команды по очереди подходят к чуду-растению,
выбирают подарок-задание.


Подарок-задание программы “Фазенда”

  • Посоветуйте овощеводу, как можно ускорить
    процесс фотосинтеза у выращиваемых в парниках и
    теплицах сельскохозяйственных растений.
  • Некоторые огородные растения, например капусту,
    томаты, перец, при выращивании окучивают
    (присыпают почву холмиком к стеблю). С какой целью
    это делают?
  • В пленочную теплицу посадили рассаду обычных
    огурцов. Через некоторое время огурцы заметно
    подросли, зацвели, но завязи в плоды не
    превращались. Попросту говоря, огурцов не было.
    Плоды у помидоров в такой теплице развивались.
    Как можно объяснить описанные явления?
  • Известно, что если в период цветения яблонь на
    улице стоит холодная и дождливая погода, то
    урожай яблок летом будет крайне низким или
    вообще отсутствует. Объясните причину этого
    явления. Что необходимо предпринять, чтобы
    обеспечить урожай яблок при условии, что в период
    цветения погода остается дождливой и прохладной.

  • Подарок-задание программы “Большие
    гонки”

    Для выполнения этого задания физическая сила
    не потребуется, но быстрота и знание признаков
    растений семейств отдела Покрытосеменных –
    обязательны.

    Из имеющихся на столе карточек выбрать:

    • название семейства;
    • тип корневой системы;
    • число семядолей;
    • тип жилкования листьев;
    • формула цветка;
    • соцветие;
    • тип плода;
    • названия растений (записать не менее пяти).

    Учащиеся каждой команды по очереди подбегают к
    столу, выбирают карточку и вывешивают на доску.


    Подарок-задание программы “Умники и
    умницы”

    Отгадать ребусы, в которых зашифрованы
    названия растений. Назвать семейство.

    (Рохлов В., Теремов А., Петросова Р.
    Занимательная ботаника. – М: “Аст-Пресс”, 1999)


    Подарок-задание программы “Непутевые
    заметки”

    Каждому игроку выдается карточка – схема, в
    которой допущена ошибка.

    Задание: найти ошибку, записать правильно.


    Карточка №1 Карточка №2
    Царство: Растения Царство: Растения
    Отдел: Водоросли Отдел: Голосеменные
    Класс: Двудольные Класс: Двудольные
    Семейство: Сложноцветные Семейство: Лилейные
    Род: Ромашка Род: Лук посевной
    Вид: Ромашка пахучая Вид: Лук
    Карточка №3 Карточка №4
    Царство: Растения Царство: Растения
    Отдел: Покрытосеменные Отдел: Папоротниковидные
    Класс: Однодольные Класс: Двудольные
    Семейство: Бобовые Семейство: Розоцветные
    Род: клевер луговой Род: редька
    Вид: клевер Вид: редька дикая
    Карточка №5
    Царство: Растения
    Отдел: Цветковые
    Класс: Двудольные
    Семейство: Злаковые
    Род: яблоня домашняя
    Вид: яблоня

    Проверяются выполненные задания по слайдам Приложение 1. №14-18


    Подарок-задание программы “Что? Где?
    Когда?”

    Ответить на вопросы:

    1. Жизненные формы растений.
    2. Царства живой природы.
    3. Превращают молоко в простоквашу.
    4. Почему водоросли относят к низшим растениям?
    5. Зеленый пигмент.
    6. Грибокорень.
    7. Листочки венчика цветка.
    8. Оплодотворенная яйцеклетка.
    9. Второе название семейства бобовые.
    10. Видоизмененные побеги.
    11. Основная роль листа.
    12. Высшие споровые растения.
    13. Почему грибы нельзя считать растениями?
    14. Симбиотические организмы.
    15. Морская капуста.


    Подарок-задание программы “Можешь?
    Спой!”

    Звучит мелодия песни “Малиновка”, учащиеся
    поют песню.

    “Ботаники закончится урок
    Впервые необычно, без задания,
    Пыльца, тычинка, пестик, лепесток-
    Такие надоевшие названия.

    Припев:

    Ботаники час розовый,
    Останься в декабре,
    Как тонкий лист березовый
    В забытом букваре.

    Уроки шли неведомо куда,
    Нам знаний мир огромный открывали.
    Мы Солнце брали в руки без труда,
    Когда рябины кисть в руках держали.

    Припев:

    А у природы есть всему свой срок,
    Пора весны и бурного цветения.
    Ботаники не кончится урок,
    Жизнь будет ее вечным продолжением.

    Припев:


    Подарок-задание программы “Интуиция”

    Задание:

    соотнести фотографии растений и их
    названия. Что объединяет эти растения?

    Приложение 1

    . Слайд №19,20.

    В конце урока подсчитывается количество
    заработанных “флоринок”. В качестве подарков
    каждому игроку выдается цветочный гороскоп.

    Литература

  • Стручков Е.А. “Праздник прощание с ботаникой”
    научно-теоретический и методический журнал
    “Биология в школе” – ООО издательство “Школа –
    Пресс” №6 1997.
  • Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная
    ботаника. – М: “Аст-Пресс”, 1999
  • Никишов А.И, Косорукова Л.А. Дидактический
    материал по ботанике. – М: “Рауб” “Топикал”,1994.
    конце урока подсчитывается количество
    заработанных .




  • Внимание, только СЕГОДНЯ!

    Следующий: