Учение с увлечением

Усвоение без радости — неусвоено.
Владимир Леви

Школьный урок является формой реализации
педагогических воздействий, именно здесь
происходит непосредственное и систематическое
общение учителя и учеников, направленное на
активизацию познавательных интересов
школьников. Это своеобразная визитная карточка
каждого учителя, позволяющая окружающим судить и
о педагогическом и о методическом мастерстве
учителя, об уровне подготовки его учеников.
Каждый урок это звено единого
учебно-воспитательного процесса, это
завершенный самостоятельный фрагмент
образования со своими задачами и результатами,
поэтому даже один урок, открытый или обычный
рабочий урок, позволяет сделать вывод о стиле
работы учителя, открывает его индивидуальный
педагогический почерк. Сам же учитель является
настоящим творцом и автором каждого конкретного
урока, даже если он готовит его с использованием
методических пособий, на основе изученного опыта
коллег.

Любой урок, в том числе урок географии,
начинается с определения целей конкретного
занятия, подбора необходимого учебного
материала, также важно выбрать и продумать
адекватные методы и средства обучения. Именно от
этой единой педагогической совокупности зависят
качество обучения, успешность в достижении
конечного результата.

Каждого учителя беспокоит вопрос об
эффективности его уроков, о том, как сделать
каждую встречу с ребятами увлекательной и
интересной для всех. На мой взгляд, главное не
давать ребятам готовых понятий, не навязывать
знания, а создать условия, помогающие ребенку
свободно и увлеченно добывать их самому. Все это
поиск, путешествия с приключениями, поиск
индивидуальный и коллективный.

Сегодня любой школьный учитель обладает
возможностью использовать на уроке большое
разнообразие форм и методов: игры, конференции,
электронные учебные пособия, проектные
исследования, интегрированные занятия и другое.
Так как учебный предмет география насыщен
теоретическим и практическим материалом,
времени на изучение не так много, поэтому в моей
педагогической практике преобладают
комбинированные уроки.

Главное при подготовке к уроку помнить о том,
что любой урок обладает большим воспитательным
потенциалом, а главным действующим лицом,
независимо от форм организации занятия и
используемых методов, остается учитель, от
уровня профессиональной подготовки,
педагогического мастерства и житейской мудрости
которого зависит настроение и качество знаний
целого класса. И то, как поведут себя дети на
уроке — будут подпрыгивать от радости или едва
волочить ноги от уныния, зависит только от Вас,
дорогой учитель, ведь физиология человека сама
по себе отрицает тот факт, что что-то можно
усвоить в тоске, поэтому основной задачей
учителя является сделать урок интересным.

Итак, урок. Тесное взаимодействие взрослого и
детей, все мы разные, у всех нас бывают спады и
подъемы настроения. Иногда возникает сильное
желание трудиться, познавать что-то новое, а
порой, мы не можем заставить себя выполнить
элементарные вещи. Это нормальное и, наверное,
этого не нужно бояться. Главное настроить самого
человека таким образом, чтобы любая работа стала
в радость. Возможным это станет при условии
взаимного уважения и взаимного внимания друг к
другу, а это в свою очередь возникнет тогда, когда
люди станут интересными друг другу. Поскольку мы
ставим задачу учить и учиться с удовольствием,
что может быть интереснее на уроке географии, чем
путешествие по различным увлекательным местам
земного шара, которое проходит в обычном
школьном кабинете. Прикосновение к чудесному и
неповторимому уголку нашей природы заставит
полюбить его и убережет от возможных жизненных
ошибок. Мы просто совместными усилиями станем
искать возможный путь исправления данных ошибок.

Примером такого урока является занятие по
природоведению, посвященное «славному морю
Байкал». Несмотря на отсутствие такой темы в
тематической программе 5 класса, такие уроки я
провожу ежегодно. Ведь мы живем в Иркутской
области в непосредственной близости от
уникального природного объекта, с одной стороны.
В то же время часть детей нашего поселка из-за
низкого уровня благосостояния своих родителей
не имеет возможности побывать на берегах
знаменитого озера, прикоснуться к его красоте.
Поэтому данное путешествие полезно для всех. Для
одних это новое знакомство, для других новое
открытие давно известного, для третьих
возможность проявить инициативу и у всех
присутствующих возникает необходимость
переместиться в другое место.

Имея хорошо развитое воображение, проделать
это нетрудно, а сколько при этом будет
удовольствия?! Во время таких путешествий я
стараюсь включить соответствующую музыку или
звуки природы, которые создают нужный настрой на
работу, будят воображение. Можно обойтись и
небольшой атрибутикой. На представленном уроке
это были небольшой парусный корабль и фрагмент
состаренной карты. Двумя штрихами создан эффект
присутствия, который поможет подключить память
всего увиденного в телепередачах (например,
«Вокруг света», «Их нравы» и др.) и собственный
опыт реальных путешествий. Работа с мысленными
путешествиями таит в себе массу неожиданностей и
открытий, а оформленный отчет об экспедиции
запоминается надолго. После приведенного ниже
урока каждый ребенок пишет обращение к директору
Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, а
затем мы составляем одно большое письмо.

Выигрывают в конечном итоге все: ученики
перестают отчитываться за выученный урок, а
делятся полученными впечатлениями; а учитель не
только проверяет правильность рассказа, но и
наслаждается индивидуальным видением проблемы
своим воспитанником. А значит, удовлетворение от
урока получают оба.


Тема: Озеро Байкал

Цели урока:

  • Закрепить знания учащихся по теме
    «Гидросфера» в ходе морского путешествия.
  • Познакомить учащихся с величайшим озером
    планеты и его достопримечательностями.
  • Развивать познавательный интерес учащихся,
    воображение
  • Формирование чувства любви к родной природе
  • Формирование навыков работы с электронным
    учебником.

Оборудование урока: макет парусного
корабля, жетоны, карта путешествия, перфокарты по
теме «Мировой океан», тестовые задания, два
почтовых ящика (конверты), письма, электронный
учебник «География. 6 класс».

Ход урока

Организационный момент

Ребята, сегодня у нас немного необычный урок,
сегодня мы совершим увлекательное плаванье по
следам литературного героя капитана Врунгеля в
поисках клада. Для этого у нас есть быстроходный
корабль, старая карта, которая укажет нам
правильный путь. Отыскать сокровища могут только
ребята любознательные и отважные. Капитаном
корабля буду я, боцманом Ольга Владимировна
(техник ЭВТ), а вы — юнгами. На палубе нашего
корабля есть 9 современнооборудованных кают
(компьютеры), а у каждого из вас свой маршрутный
лист, который мы будем заполнять по ходу нашего
плаванья. Я надеюсь, что никому сегодня не
потребуется спасательный круг, а каждый
правильный ответ будет награжден жетоном. Итак,
юнги, в путь!

Повторение темы «Гидросфера»

Наш корабль отчалил от острова Школьный и мы
плывем через пролив Названий, но здесь очень
сильное течение, наш корабль качает и названия на
карте путаются. Юнги! Выручайте.

Одна половина класса работает с перфокартами
(задание дописать географические объекты и
восстановить карту), другая половина заполняет квалификационный
лист юнги
(тестовое задание по теме
«Гидросфера»)

Карта восстановлена и мы можем плыть дальше, но
возникла новая проблема: заканчиваются запасы
пресной воды, придется причалить к берегу
Связистов. У местных жителей здесь накопилось
много корреспонденции, поэтому нам предстоит задание
«Почта».
(На доске магнитом прикреплены 2
почтовых ящика — конверта «Мировой океан» и
«Воды суши», учащимся раздаются 8 писем с
неполным (неточным) адресом (ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПО
ТЕМЕ «Гидросфера») Задача: правильно по адресу
направить письма). Учащиеся, которые получают
письма, отправляют их в почтовый ящик с
пояснением, а контроль за исполнением этого
задания возлагается на каюту №9, юнги которой
будут сегодня старшими помощниками капитана
(ребята за учительским компьютером вместе с
боцманом работают со словарем электронного
учебника и проверяют ответы учащихся класса).

А сейчас экипаж внимание! Следующая остановка
порт Речной, чтобы не попасть в плен к пиратам, мы
должны вспомнить крупнейшие реки мира и их
размещение по материкам.

Задание «Карта» — старшие помощники
открывают страничку электронного учебника
«Крупнейшие реки мира», они называют
географические объекты, а класс определяет, на
каком материке данные реки находятся.

Наша река привела нас к озеру, чем является
озеро для реки? (устьем).

Задание «Озеро». На доске нарисованы схемы
озерных котловин:

Каковы изображенные котловины по
происхождению?

(ледниковая, тектоническая, старица, завальная)

Об одном из этих озер написано стихотворение:

Оно как зеркало лежит, гора в него глядится.
То туча воды затемнит, то солнце в них лучится.
О нем писали: «Чаша вод!». Да. Но какая чаша!
Как море чаша глубока, прозрачна в ней водица.
Россия очень велика, но вся б могла напиться!

О каком из озер идет речь в данном
стихотворении, почему вы так решили? (ребята
могут ответить, что речь идет о тектоническом
озере, потому что именно оно очень глубокое или
назвать озеро Байкал, как самое глубокое озеро
планеты Земля). Объявляется новая тема урока.

Объяснение нового материала

Итак, тема нашего урока «Озеро Байкал»,
начинаем заполнение маршрутного листа (Ф.И. юнги,
тема урока). Много ли мы знаем об этом уникальном
озере, которое включено в список Всемирного
наследия вместе с другими 506 объектами из 105 стран
мира? В маршрутном листе учащиеся заполняют
строки: Я знаю:., Я хочу знать:

Посмотрел господь: неласковая вышла земля:
Как бы не стала она на него обижаться!.. И чтоб не
держала обиды, взял да и вымахнул ей не
какую-нибудь подстилку для ног, а саму меру
щедрот своих, которой мерил, чему сколько быть от
него:

Такова легенда о происхождении Байкала, чудом
природы во всех отношениях назвал это озеро
известный российский ученый Л.С.Берг. В чем же
состоит это чудо Байкала? Юнги расходятся по
своим каютам и смотрят по электронному учебнику
видео сюжет «Байкал».

Итак, Байкал самое глубокое озеро нашей
планеты, оно занимает 8 место по площади, озеро
очень древнее — ему 25 миллионов лет, большая
глубина объясняется его тектоническим
происхождением. Байкал содержит 22% мировых
запасов пресной воды и за свои размеры часто
именуется морем. Вода озера отличается низкими
температурами, высокой насыщенностью
кислородом, прозрачностью, слабой
минерализованностью. Из Байкала вытекает только
одна река Ангара. Озеро имеет своеобразную
растительность и животный мир, в его водах
обитает 1800 видов фауны, из них 75% являются
эндемиками (обитают только здесь). Это рыбка
голомянка, рачок эпишура, благодаря которому
вода в озере такая чистая и прозрачная, губки,
тюлень нерпа, омуль и другие.

Далее учитель затрагивает экологические
проблемы Байкала, связанные с работой
Байкальского целлюлозно-бумажного и
Селенгинского картонного комбинатов и указывает
на необходимость сохранения данного водоема.

В конце урока учащиеся заполняют последнюю
строку в маршрутном листе Узнал новое сегодня на
уроке:., учитель в это время раздает краткие
конспекты урока, которые ребята вклеют себе в
тетрадь.

Домашнее задание

Записано у учащихся в полученных конспектах:
написать письмо-обращение «Сохраним наш
Байкал!», из самых интересных писем затем можно
составить общее обращение класса и опубликовать
в газете.

Подведение итогов урока

Итак, наше плаванье подошло к завершению, ваши
маршрутные листы заполнены, остается только
посчитать, сколько жетонов заработал сегодня
каждый из вас. Но у нас остался под вопросом клад,
на поиски которого мы отправились. Как вы
думаете, что за клад зашифрован на карте капитана
Врунгеля? Правильно, это чистая вода Байкала. Я
благодарю всех за урок и дарю вам небольшую
частичку чистой и прозрачной байкальской воды
(бутылка воды «Байкал»).

После звонка учащиеся сдают на проверку
перфокарты, тестовые задания, маршрутные листы.

Приложение 1.

Приложение 2.

Карта путешествия.





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: