Урок географии по теме Национальный и религиозный состав населения России

Место урока в курсе географии: География
России рассматривается как комплексный страноведческий курс, изучается в
8 и 9 классах. Наряду с новым комплексным курсом изучения имеет место и
традиционное планирование по учебникам И.И. Бариновой, Э.М. Раковской (8
класс), А.И. Алексеева, В.В. Николиной (9 класс). Таким образом, тема
«Население России» изучается либо в 8, либо в 9 классе (в зависимости от
тематического планирования, УМК).

Цели:

  • Познакомить с особенностями национального и религиозного состава
    населения России, с размещением народов по территории страны.
  • Развивать умение работать с учебником, картами атласа, анализировать
    статистический материал, работать с дополнительными источниками информации.
  • Воспитывать у учащихся черты толерантной личности, чуткой и
    ответственной, открытой восприятию других культур, способной ценить, уважать
    человеческие достоинства и индивидуальность.

Тип урока:

комбинированный.

Оборудование:

настенные карты: «Политико-административная карта России»,
«Народы России»; учебник А.И.Алексеева, В.В.Николиной «География: население и
хозяйство России» 9 класс – Москва: Просвещение, 2007; карты атласа для 8-9
класса изд. «Картография», мультимедийная презентация «Национальный и
религиозный состав населения России».

Распределение времени урока:

  1. Организационный момент – 1–2 мин.
  2. Актуализация опорных знаний – 7–8 мин.
  3. Целеполагание, мотивация – 2 мин.
  4. Первичное усвоение материала – 25 мин.
  5. Закрепление – 7 мин.
  6. Анализ, рефлексия – 2 мин.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие. Учитель предлагает определить готовность к уроку, создает
положительный настрой.

Слайд 1

, Приложение-презентация

2. Актуализация опорных знаний – проверка домашнего задания (фронтальный
опрос).

– Какую информацию можно получить из половозрастной пирамиды? Слайд 2

– Сравните половозрастные пирамиды (учебник стр. 66 рис.19)

Цифровой географический диктант (найдите соответствие: регион – дем.
ситуация): Слайд 3

  1. Для региона характерен отток населения.
  2. Это регион притока пожилого населения.
  3. Высокая рождаемость.
  4. Низкая доля детей.
  5. Высокая доля пожилого населения в сельской местности.
  6. Высокая доля детей и молодых.
  7. Высокий уровень смертности.

Север России – 1, 4
Северный Кавказ – 2, 3, 6
Центральная Россия – 2, 4, 5, 7
Взаимопроверка работ учащимися: «5» – 9 правильных ответов, «4» – 8–7 ответов,
«3» – 6-5 ответов.

3. Целеполагание, мотивация:

Учитель:

Начать новую тему урока я хочу со стихотворения В.Степанова:
Слайд 4

Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия,
У нас у всех одна.

Учитель:

Ребята, какую тему, по вашему мнению, мы будем изучать на
сегодняшнем уроке? Варианты ответов: национальный состав населения, народы
России.

Тема нашего урока «Национальный и религиозный состав населения России».
Слайд 5

(запись в тетрадях учащихся, выдача листов заданий, дополнительных материалов
для работы на уроке).

< Приложение 1>
< Приложение 2>

4. Первичное усвоение материала:

Россия – многонациональное государство. Согласно данным переписи населения
2002 года, в России проживают представители более 150 национальностей. Слайд
6.

Среди этих народов выделяются крупнейшие по численности, например, русские
(более 115 млн, = 80%), так и малые народы, например, ижорцы (800 человек).

Задание 1.

Слайд 7

Определите по данным таблицы крупнейшие народы России по их численность и %
соотношению и расставьте их в порядке убывания численности.

Национальность Численность, чел. в %
1 русские 115 889 107 79,83
2 башкиры 1 673 389 1,15
3 белорусы 807 970 0,56
4 татары 5 554 601 3,83
5 чеченцы 1 360 253 0,94
6 чуваши 1 637 094 1,13
7 украинцы 2 942 961 2,03
8 армяне 1 130 491 0,78
9 аварцы 814 473 0,56
10 мордва 843 350 0,58

Проверка ответов учащихся. Правильный ответ (в виде диаграммы): Слайд 8

Учитель:

Чем отличаются люди разных национальностей? Перечислите
признаки. Какой признак самый главный? Варианты ответов: внешними данными,
проживают на разной территории, языком.

Каждый народ имеет свой язык, который является визитной карточкой народа. По
родству языка народы России объединяются в 4 языковые семьи. Слайд 9

Индоевропейская семья – 89%
Алтайская семья – 7%
Кавказская семья – 2%
Уральская семья – 2%
Семьи, в свою очередь делятся на языковые группы (работа с таблицей 2 стр.312
учебника).

Задание 2.
Используя данные таблицы 2 стр.312 учебника, дополните схему классификации
народов по языковой принадлежности, выписав: для каждой языковой семьи –
языковую группу и примеры народов, входящих в эту языковую группу.

Проверка усвоения: учитель проверяет выполнение работы, вызывая учащихся из
класса.

Задание 3.

Продолжите заполнение схемы, выписав из карты «Народы России» стр.13 в
атласе территории проживания народов каждой языковой группы.

Проверка усвоения: учитель проверяет выполнение работы, вызывая учащихся из
класса. Пользуясь данными одноклассников, учащиеся до конца заполняют таблицу.

Слайд 10-11.

Учитель:

Какие территории России отличаются пестрым национальным
составом? Слайды 12-13

Заслушивает варианты ответов учащихся.

Учитель:

Итак, мы видим, что наиболее многонационален состав населения на
Северном Кавказе, в Поволжье и на юге Сибири.

Многие народы рассредоточены по всей территории России. В то же время в
республиках, автономных округах велика доля коренного населения. Народ, давший
название республике или автономному округу называется титульным (коренной
этнос).

Слайд 14.

Запись определения в тетрадях

Учитель:

Лишь в 7 республиках титульный народ составляет более половины
всех жителей. Выясним из таблицы, которая находится у вас на столах, какие же
это территории? Покажите их на карте России.

Особенности населения республик России

Республика

Коренная национальность, % Доля русских,

%

1 Чеченская 87,7 8,2
2 Дагестан 80,2 9,2
3 Ингушская 70,7 23
4 Чувашия 68 22
5 Тыва 64 32
6 Кабардино-Балкария 57,6 30
7 Северная Осетия (Алания) 53 29,9

Учитель:

Как общаются между собой люди разных национальностей? Ответы: на
русском языке.

Русский язык является государственным и языком межнационального общения. За
русским языком закреплена функция одного из 6 рабочих языков ООН, а по числу
говорящих на нем он занимает 5-е место в мире.

Распространение русского языка по территории России. Анализ рис. 24 на стр.
100 учебника: Более 82% населения являются носителями языка, кроме них – 11%
нерусских считают русский язык своим родным, а еще 5% свободно владеют русским
языком.

Учитель:

Сегодня на уроке мы узнали, что важнейшими признаками народа
являются язык и территория. Основой духовной культуры и его важнейшим признаком
является религия. Слайд 15.

Что такое религия? Это особое мировоззрение, основанное на вере во всемогущие
силы.

Задание 4.

Рассмотрите карту в учебнике на стр. 100 и заполните схему. Слайд 16

Проверка усвоения: учитель проверяет выполнение работы, вызывая учащихся из
класса.
Пользуясь данными одноклассников, учащиеся заполняют таблицу. Слайд 16.

Учитель:

Соотнесите религиозную принадлежность с национальным составом.
Приведите примеры народов – приверженцев различных религий (по карте и тексту
учебника стр. 100–101).

Учитель:

Мы с вами живем в городе, про который можно сказать, он
многонациональный и поликультурный центр России. В СПб можно встретить множество
храмов и соборов разных конфессий. Есть здесь православные, католические и
протестанские соборы, церкви и часовни, а также синагоги, мечети и дацаны. Наш
город всегда отличался веротерпимостью и фактически является городом всех
мировых религий. Люди разных вероисповеданий, национальностей, культур всегда
мирно уживались в городе. Слайд 17.

5. Закрепление усвоения нового материала.

Учитель:

Подведем итог. Что нового вы узнали на уроке? Что было для вас
непонятным? Что особенно запомнилось? Учащиеся обмениваются мнениями.

Учитель:

Итак, мы попытались сегодня с вами разобраться в национальном и
религиозном составе России. И как итог – тестовая работа (в зависимости от
уровня класса можно дать либо один, либо два варианта теста). Слайд 18

6. Анализ, рефлексия

Учитель:

Где бы мы ни жили с вами, какой национальности не были, все мы
граждане одной великой страны – мы россияне. У нас одна общая история:
героическая и трагическая. У нас огромные природные богатства, у нас
трудолюбивый и талантливый народ, у нас разнообразие национальных культур. Если
мы будем едины, то нам по плечу любые задачи. Что же необходимо делать, чтобы
избежать национальных конфликтов?

Варианты ответов: жить в мире, терпимо относиться друг к другу и к
людям другой национальности и религиозной принадлежности.

Кроме того, что вы сказали, также необходима политическая стабильность в
стране, экономическое благополучие, соблюдение законов. А нам с вами необходимо
научиться быть толерантными. Кто знает, что обозначает это слово? Учитель
прослушивает варианты ответов.

Толерантность – это терпимое, уважительное отношение к людям, признание права
каждого человека на индивидуальное поведение в рамках законов, принятых
обществом.

Учитель:

Знаменитый философ Б.Шоу сказал: «Теперь, когда мы научились
летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только
одного: научиться жить на земле, как люди». Слайд 19

Подведение итогов урока, выставление оценок наиболее активным учащимся.
Ученики сдают тетради для проверки работы на уроке.

Учитель:

Запишем домашнее задание на следующий урок (параграф 22,
повторить административно-территориальное деление России). Спасибо всем за
работу, урок окончен. Слайд 20





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: