Формирование компетентностей обучающихся в условиях организации проектной деятельности по географии

Государственный стандарт образования
определяет в качестве приоритетной задачи в
преподавании географии формирование
географической компетентности выпускников
школы.

Географическая компетентность -
использование в практической деятельности и
повседневной жизни разнообразных
географических методов, знаний и умений, а также
географической информации. В связи с выше
сказанным более актуальным становится поиск
технологий обучения, которые могли бы создавать
условия для реализации компетентностного
подхода в географическом образовании
школьников. Одной из таких технологий является
проектное обучение. Под ним понимается
целенаправленная учебная деятельность по
определенной программе для решения поисковых,
учебных, исследовательских, практических задач
на предметной, межпредметной и надпредметной
основах.

Учебный проект по географии — это
творческая, в значительной мере самостоятельная
деятельность школьников, предполагающая:

Поиск информации, необходимой для реализации
идей проекта, анализ и обобщение собранного
материала;

Выработку гипотез собственных исследований,
экспериментальную их проверку, теоретическое
обоснование выдвигаемых идей;

Социально значимую практическую деятельность
по результатам проведенных исследований.

Технология проектов применяется мною в течение
9 лет. За это время сформировались определенная
система управления самостоятельной
деятельностью школьников и типология проектов
применительно к преподаванию географии.
Остановимся на разных типах проектов.

I. Интеллектуально-эвристические проекты


(информационные) — проекты, направленные на
поиск, анализ и личностную оценку знаний о
чем-либо. Подобные проекты целесообразно
создавать при изучении курса «Глобальная
география» в 11 классе гуманитарного профиля, так
как содержание курса изобилует интересными
темами для самостоятельного изучения. В этом
случае в каждом классе формирую временные
творческие группы, формулирую задание,
консультирую, показываю проекты учащихся
прошлых лет, определяю время презентации проекта
(10 минут).

Проектное задание:

1. Найти интересную информацию по теме.

2. Структурировать содержание по схеме:

  • суть глобальной проблемы;
  • доказательства ее глобальности в 21 веке;
  • связи с другими проблемами;
  • географические аспекты проблемы (где и как она
    проявляется?);
  • пути решения проблемы.

3. Создать мультимедийную презентацию.

4. Подготовить доклад.

5. Защитить творческую работу.

  • Программа курса «Глобальная география»
    интересна тем, что в ней содержатся вопросы
    межпредметного характера, это позволяет
    создавать интегрированные проекты, например:
  • «Глобальный информационный кризис. «Муравьи,
    пожирающие слона» (география — информатика);
  • «Глобальный кризис духовности и
    нравственности в обществе: географические
    аспекты» (география — обществознание);
  • «Глобальная проблема освоения космоса» (география
    - физика-астрономия);
  • «Глобальный экологический кризис» (география
    - биология);
  • «Мир болен раком и этот рак — человек» (география
    - социология);
  • «Глобальная урбанизация: за и против» (география
    - биология — обществознание).

Для защиты проектов в календарно-тематическом
планировании выделяются 4 урока в год при
34-часовой программе. Работы старшеклассников
оцениваются с помощью метода независимых
экспертных оценок. Для этого каждый обучающийся
получает лист экспертной оценки, где выставляет
баллы по следующим критериям:

Информационная компетентность (качество
отбора и структурирования информации);

Коммуникативная компетентность (организация
общения, ответы на вопросы).

В 10-м классе информационные проекты направлены
на создание географических образов изучаемых
регионов и стран, например:

  • «Восемь причин экономического чуда Японии»;
  • «Азиатские тигры: рывок вперед»;
  • «Австралия — страна наоборот».

Несмотря на то, что информационные проекты
краткосрочные и самые простые, их разработка
полезна как для школьников, так и для учителя. У
старшеклассников последовательно формируются
ключевые (надпредметные) компетентности, а у
учителя накапливается банк интересной
дополнительной информации по различным темам
курса географии, что в последствии позволяет
педагогу разнообразить методику проведения
уроков.

II. Исследовательские проекты

— проекты,
имеющие четко обозначенную исследовательскую
проблему.

Данный тип проектов сложен, поэтому выполнять
их могут не все школьники, а только те, которые
имеют интерес к исследовательской работе и
соответствующую подготовку.

Поэтому в 9 классе предлагаю школьникам изучить
следующие спецкурсы:

  • «Теория и методика исследовательской работы»;
  • «Исследовательское поведение школьников».

Все исследовательские проекты долгосрочны,
являются монопроектами, т.е. выполняются одним
обучающимся и состоят из 2-х частей:
теоретического обоснования исследовательской
проблемы (контент — анализ литературы) и
констатирующего исследования (эксперимента) на
основе анализа статистических данных,
картографической информации и др. Во введении
обязательно прописывается методологический
аппарат исследования (актуализация работы, ее
цель, задачи, объекты и предмет исследования,
гипотеза, методы исследования, практическая
значимость работы, ее новизна и т.д.).

Через тему работы обязательно должен
просматриваться ее исследовательский характер,
поэтому поиск темы и ее грамотное формулирование
очень важны. Примерами таких работ являются:

  • «Исследование взаимосвязей орографии,
    тектоники и минералогии на примере территории
    Черемховского угольного бассейна»;
  • «Этимология названий железнодорожных станций
    Приангарья»;
  • «Исследование проблем принадлежности и
    освоения Курильских островов»
  • «Геополитические и социально-экономические
    проблемы транспортных коридоров Сибири»
  • «Локальные проявления глобальной
    демографической проблемы на примере
    г.Черемхово» и др.

Исследовательские работы защищаются на
научно-практических конференциях разного
уровня:

  • школьной «По тропинкам школьных открытий»;
  • муниципальной «В мир поиска, в мир творчества, в
    мир науки»;
  • региональных: «Шаг в будущее», научно -
    технической конференции Иркутского
    государственного университета путей сообщения.

Участие старшеклассников в проектах данного
типа способствует формированию
исследовательской компетентности, готовит их к
написанию курсовых работ в вузе. Это главный
результат, так как цель школы: подготовить
выпускников к осуществлению образования в
течение всей жизни.

III. Практикоориентированные проекты

— это
проекты, цель которых создание моделей, приборов,
игр. Этот вид проектной деятельности интересен
школьникам — изобретателям 7-8-х классов.
Например, в 7 классе в нашем учреждении был создан
межпредметный проект (физика — география) по
теме: «Создание физической модели для
демонстрации парникового эффекта». С помощью
модели, иллюстрирующей поверхность и атмосферу
Земли, выполненной на основе аквариума, были
проведены эксперименты, устанавливающие
зависимость парникового эффекта от характера
подстилающей поверхности и содержащихся в
атмосферном воздухе различных газов.

С помощью проекта «Яблоко — простейшая модель
почвенного покрова Земли» на уроке наглядно
показаны проблемы сохранения почв на земном
шаре. В проекте «Новая жизнь — старым приборам»
учащиеся нашли совершенно новое применение
географическим приборам. Например, как компас
можно превратить в амперметр и др.

IV. Творческие проекты.

Данный тип проектов рекомендую школьникам,
ориентированным на творческую деятельность.
Такие проекты в практике педагогической работы
встречаются реже, так как они требуют
значительных материальных ресурсов и
специальных навыков и умений. В числе творческих
проектов можно назвать:

  • Проект-выставка «народные ремесла в России»;
  • Проект- видеофильм «Любимые уголки родного
    города»
  • Проект — рекламный ролик «Зеленый наряд школе».

Тем не менее, эти проекты наиболее интересны и
привлекают всеобщее внимание. Их презентация -
большое событие в школе.

V. Аналитические проекты.

Представляют собой задания аналитического и
прогностического характера. Например:

  • «Разработка проекта демографической политики
    для г.Черемхово на основе анализа основных
    демографических показателей» (9 класс);
  • «Оценка уровня качества жизни населения в
    разных странах» (10 класс);
  • «Анализ ресурсообеспеченности стран и
    регионов, прогнозирование основных направлений
    и проблем их экономического развития» (10класс);
  • «Анализ природно-ресурсного потенциала
    Иркутской области для ее экономического
    развития» (9 класс).

Работа над этими проектами позволяет
реализовать цели школьного курса географии по
формированию географического мышления
обучающихся, развитию умений интегрировать
полученные знания, решать задачи
компетентностного характера.

Несмотря на существование различных типов
проектов можно сформировать общий алгоритм
работы над ними.

Алгоритм работы над проектом:

1. Рождение идеи.

2. Формулировка темы проекта (учитель).

3. Подбор учащихся (учитель).

4. Формулировка проблемных вопросов.

5. Распределение ролей в группе (учитель +
учащиеся).

6. Определение творческого названия проекта
(учащиеся).

7. Обсуждение плана работы над проектом
возможных источников (учитель + учащиеся).

8. Составление графика работы (учитель).

9. Самостоятельная работа учащихся.

10. Оформление результатов в готовый продукт.

11. Подготовка презентации.

12. Самоанализ сделанного.

13. Защита проекта.

14. Оценивание результатов проекта школьниками
и учителями.

Как оценивать проект?

В реализации проектной технологии важную роль
играет система оценивания проекта, которая будет
зависеть от его типа. В целом можно назвать
следующие критерии оценки:

1. Актуальность рассматриваемой проблемы.

2. Умение школьников работать с информацией
(отбор содержания, структурирование текста,
владение методологией исследовательско -
проектной деятельности, наличие собственного
вклада в решение проблемы, эстетика оформления
работы, глубина проникновения в проблему).

3. Коммуникативные умения (культура
выступления, умение аргументировать, отвечать на
вопросы, готовность к обсуждению,
сотрудничеству)

Какова роль учителя в проектной деятельности?

В технологии проектной деятельности она
существенно изменяется, так как работа по
созданию проекта требует от педагога не столько
преподавания, сколько создания условий для
активной деятельности обучающихся. Учитель
становится инициатором, координатором,
менеджером, консультантом, экспертом, а не
исполнителем. При этом педагог должен сам уметь
создавать проекты, иметь широкий кругозор,
высокий уровень культуры, творческие
способности.

Какие преимущества имеет технология проектов
перед традиционными?

1. Разумный баланс между теорией и практикой.

2. Повышение уровня познавательной активности,
личностный рост, рост качества знаний, развитие
ключевых компетенций.

3. Реализация идеи профессиональной ориентации
учащихся, погружение учащихся в
учебно-профессиональную деятельность.

4. Проектная работа не нуждается в оценке, так
как выполнение проекта — это уже достижение.
Учащиеся видят перед собой конечный результат, в
который они вложили душу.





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: