Интегрированный урок на тему Великие географические открытия. Северная Америка: население, современная политическая карта

Урок рассчитан на 2 часа.

Оборудование:

  1. Карта «Великие географические открытия ХV-ХVI в.в.».
  2. Таблица «Результаты географических открытий».
  3. CD-R «География 6 класс»
  4. В/ фильм «Инки. Мачу-Пикчу»
  5. Учебник «Новая история ч.1», «География» 7кл.
  6. Атлас по географии для 7 кл.

Цели:

    • углубить знания учащихся по истории открытий ,показать связь знаний по двум предметам,влияние эпохи ср/веков на дальнейшее развитие Америки;
    • продолжить формирование умений и навыков работы с картой, делать выводы, выделять главное, применять знания из других предметов, в том числе, информатики;
    • прививать интерес к предметам, вырабатывать логику мышления, воспитывать толерантное отношение к другим народам.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент:

  • знакомство с темой урока,
  • объяснение взаимосвязи темы по предметам,
  • постановка целей двухчасового занятия,
  • план работы по теме (на доске).

ПЛАН

  1. Причины Великих географических открытий.
  2. Путешествия и путешественники.
  3. Х. Колумб и его экспедиции.
  4. Доколумбовые цивилизации и их колонизация.
  5. Население Северной Америки.
  6. Современная политическая карта Америки.
  7. Итоговый контроль, подведение итогов.

II. Изучение основного материала.

Сл. И.:

1. Учитель совместно с учащимися выясняет причины географических открытий:

  • нехватка средств для развития экономики;
  • жажда приключений;
  • новые научные взгляды (гуманизм);
  • избыток населения в Европе;
  • непроходимость путей в Индию из-за войн в Азии;
  • новые рынки сбыта и др.

2. Этот вопрос разбирается совместно,так как ребята уже знают материал из 6 класса. Используется карта на доске, данные диска по географии («Географические исследования»). Учитель напоминает основные данные по эпохе открытий:

  • Генрих Мореплаватель(институт географических исследований)
  • Б. Диаш 1487 г.
  • В. да Гамма 1497 г.
  • Ф. Магеллан 1519-1522 г.

? Что доказывает каждое из этих путешествий? Какие научные взгляды? Что меняет в жизни Европы результаты открытий?

К вопросу о результатах географических открытий для обобщения используется схема( таблица).Все основные моменты записываются в тетрадь по истории.

Сл. Г.

3. Так как тема связана с американскими континентами, то более подробно учитель географии остановится на экспедициях Колумба. При рассказе используется диск (совместно с учителем информатики ученики работают на компьютерах):

  • открытие викингов;
  • 4 экспедиции Колумба Х.
  • результат экспедиций;

? Колумб открыл Америку, а называется она не Колумбией. Почему?

  • А. Веспучи;

Сохранились ли «следы» Колумба в новых землях? Почему день высадки Колумба на континент не является сегодня национальным праздником? Какие последствия имели эти экспедиции?

4. По этому вопросу демонстрируется в/ф о доколумбовых цивилизациях:

  • инки;
  • ацтеки;
  • майя.

И фотодокументы из ж/л «Гео», альбома по культуре средних веков.

Сл. И. Учитель подводит учащихся к выводу, что один из результатов Эпохи открытий – это колонизация:

  • конкистадоры;
  • Кортес и Писарро;
  • смешение наций.

По карте смотрим образование колоний на Американских континентах (атлас).

Сл. Г.

5. Данный вопрос рассматривается совместно, используя материал диска («Земля – планета людей»). Затем на доске учитель составляет первую часть таблицы «Население», вторая часть даётся для самостоятельной работы. Приложение

? По картам атласа определите плотность населения на континенте? Почему она выше на востоке материка?

  • равнинный рельеф;
  • исторически освоение шло с востока;

6. Работа с политической картой. Выделяются современные страны на континенте.

Задание: Определите столицы этих государств .Подпишите названия государств и их столиц на контурной карте. (работа с контурной картой, 5 мин.)

Сл.И.

Учитель даёт опережающую информацию о самом развитом государстве мира – США, объясняя причины такого развития:

  • не было войн на своей территории
  • сильные капиталистические традиции из Европы;
  • смешение укладов, культур, наций.

? Некоторые маленькие островные государства Центральной Америки получили названия «банановых» республик. Откуда возникло такое название? (плантационное рабство)

III. Закрепление.

Сл. Инф.

7. Делаются выводы. Учащимся предлагается проверить свои знания по истории и географии с помощью компьютера.

  • тесты по истории открытий (диск, раздел контроля и тестов).
  • графический тест (рисуют на линейке полукруг вверх, если верно, а если неверно – уголок вниз).

Вопросы для графического теста:

  1. Северную Америку пересекает экватор.
  2. Северную Америку пересекает северный тропик.
  3. Материк пересекает южный тропик.
  4. Материк пересекает северный полярный круг.
  5. Материк пересекает нулевой меридиан.
  6. Крайняя северная точка материка – м. Марьято.
  7. Крайняя восточная точка материка – м. Сент-Чарльз.
  8. Северную Америку омывает Северный Ледовитый океан.
  9. Мексиканский залив вдаётся в материк на севере.
  10. Полуостров Калифорния расположен на юго-западе материка.

Объявляются результаты урока.

Домашнее задание:

И. – №3, Новая история ч.1,

Г. – №63. Физическая география материков и океанов, доработать контурные карты.

Литература:

  1. Интегрированные уроки в школе. Под ред. Болотниковой Н.В.
  2. Я познаю мир. Д.Э.
  3. «Гео» ж/л.
  4. Мишин, Жарова «Новая история».




Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: