Методическая разработка урока на тему Япония

Цели: 1. В результате анализа различных источников географических знаний сформировать представление об основных чертах экономико-географического положения, проблемах использования территории, природных и сырьевых ресурсах, национальных особенностях и их влиянии на развитие страны.
2. Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения.
3. Способствовать воспитанию  нравственных ценностей и эстетического отношения к элементам живой и неживой природы как к источнику жизни, духовной культуры японского народа.

Оборудование: карта Японии, запись японской музыки, выставка рефератов, подготовленных студентами, таблицы, схемы, атласы.

Тип урока: урок изучения нового материала (урок-путешествие).

ХОД УРОКА:

I. Организационное начало урока.
II. Сообщение темы и целей урока.
Мы продолжаем путешествие по политической карте мира. Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие в страну, которую называют очень странно — «страна-наоборот». И для этого есть все основания. В этой удивительной стране пальто подает женщина, руль в машине с правой стороны, кошки бесхвостые, здесь пишут сверху вниз, едят палочками, спят на полу, а белый цвет является траурным. — О какой стране идет речь? Вы догадались.
Итак, тема нашего урока: «Япония»
(слайд №1)
Сегодня на уроке мы выясним, какое влияние оказывает ЭГП на развитие страны, познакомимся с природными условиями и ресурсами, поговорим об особенностях населения Японии. И в конце нашего путешествия вы мне ответите на вопрос: «В чем секрет Японского экономического чуда?»
А понять и узнать эту своеобразную страну нам помогут наши экскурсоводы.
Настоящие путешественники всегда ведут дневники экспедиции. Нам тоже пригодятся эти дневники для записей. Их вы будете заполнять в процессе путешествия
(Приложение 1)
Итак, в путь.

III. Изучение нового материала.

На островах в соленых водах
Лежала древняя страна.
От государств, других районов
Так отличалася она.
Цунами берег разрушали,
И ежегодно много раз
Земля внезапно содрогалась,
И люди гибли в тот же час.
Там развивалася культура,
Веками строились дома.
И что рождалось здесь впервые –
Не умирало никогда.

( слайд№2)
Древнее название страны — Ямато, что означает «путь гор»
- Как вы думаете, почему появилось такое название?
(Япония — горная страна. Для большинства японцев солнце всегда поднимается из-за моря и спускается за горы. Японцы поклоняются горам как воплощению неведомой божественной силы.)
- Почему?
Сами японцы с древних времен называют страну Ниппон (или Нихон). Это название состоит из двух иероглифических знаков, первый из которых означает «солнце», а второй — «основа». Отсюда и происходит иносказательное наименование Японии как страны восходящего солнца. Красный солнечный круг на белом фоне на Японском флаге символизирует восходящее солнце.
Япония — страна-архипелаг, расположенная на четырех крупных островах и почти четырех тысячах мелких островов. Это целый островной мир, протянувшийся на 3,5 тыс.км. По государственному устройству Япония — унитарное государство, здесь 46 префектур и губернаторство Хоккайдо. По форме правления — конституционная монархия.
Пользуясь планом (слайд №3) и картами атласа дайте характеристику ЭГП Японии. Основные моменты отразите в полевых дневниках. Время на выполнение этой работы — 3 минуты.
На вопрос, как менялось ЭГП Японии во времени, нам расскажут наши экскурсоводы. (сообщение студентов)
- Сделайте вывод: как влияет ЭГП на развитие хозяйства страны? (Островное  положение  Японии  в  центре  Азиатско-Тихоокеанского региона открывает ей возможности для участия в МГРТ)
Страна богата побережьем. Это создает ей преимущество в условиях удешевления морских перевозок. На каждый кв.км Японской территории приходится 72 км побережья, что в 2 раза больше, чем в Англии, в 12 раз больше, чем в США и сравнима со всей Африкой.
Природа на Японских островах жестока, скупа. Часто случаются землетрясения. Большой вред стране приносят тайфуны. Страна бедна полезными ископаемыми, поэтому особое значение приобретают другие природные ресурсы.
Я хочу попросить экскурсоводов дать оценку природных условий и ресурсов Японии. Вы внимательно слушаете сообщение и основную информацию фиксируете в своих дневниках. А после этого ответите на вопрос: «Как природно-ресурсный потенциал влияет на развитие промышленности и сельского хозяйства?»
(сообщение студентов)
(- привязка к внешним источникам сырья и рынкам сбыта готовых товаров, стала важнейшей причиной проведения страной активной внешней политики;
- благодаря климатическим условиям в южных субтропических и тропических областях можно собирать по два урожая в год;
- леса — база для деревообрабатывающей промышленности;
- реки — источники гидроэнергии и вода для ирригации;
- фауна моря — богата и разнообразна. По улову рыбы Япония занимает одно из первых мест в мире)
Вывод: не имея достаточного количества природных ресурсов, страна стала одним из экономических лидеров современного мира.
И в этом не малую роль сыграли национальные особенности этого государства.
Мы продолжаем свое путешествие.
- Используя статистический материал на трех последующих слайдах и карты атласа, дайте характеристику населения Японии. Основные данные занесите в полевые дневники. Время на выполнение этой работы — 3 минуты.
(слады №4,5,6)
Итак, мы познакомились с официальными данными Японии — страны высокой культуры и сплошной грамотности. Японцы свято чтят старинные обряды и традиции.
Я хочу попросить экскурсоводов рассказать о жизни и быте жителей Японии.
(сообщение студентов)
Вот такой это народ — японцы. О них, об их обычаях можно еще много рассказать интересного. К традициям и обрядам относятся почитание старших, особенности японской кухни, сервировка стола, чайная церемония, икебана, японские миниатюрные сады — бансай и многое другое. Японцы ценят жизнь и берегут природу. Японцы как никакой другой народ в мире знают и понимают, насколько хрупка жизнь. В памяти еще остались атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Эти два города навсегда связаны друг с другом общей трагедией, оба они стали неразделимым символом нависшей над всеми городами мира ядерной угрозы. Там, где бушевало ядерное пламя, где в мгновение ока 80 тысяч человек превратились в тени, там возникли новые памятники истории — истории всемирной. Об этом вы можете прочитать в рефератах, которые подготовили экскурсоводы.

IV. Закрепление.
- А сейчас в качестве закрепления я предлагаю вам небольшую тестовую работу.
(слайд №7) Проверка.
- Если вы правильно ответили на все вопросы, то должно получиться ключевое слово темы нашего урока.(Япония) (На доске панно с вариантами ответов. При правильном ответе на обратной стороне открывается буква ключевого слова)

V. Итог урока.
На сегодняшнем уроке мы побывали в одном из уголков нашей планеты, в удивительной стране, где люди наперекор природе, не давшей им в достатке пи полезных ископаемых, ни земли достигли таких экономических высот, что многие на земле могли бы позавидовать им.
- Кто же они, японцы?
- Что ими движет?
- В чем секрет Японского «экономического чуда»?
(культурный, интеллектуальный, физический капитал нации играет особую роль в достижении экономических высот;
высокий уровень образования, профессиональная квалификация, трудолюбие, стремление к постоянному совершенству)
Надеюсь, что наш урок только начало изучения вами этого удивительного народа чудесной страны.
Выставление оценок.

VI. Домашнее задание.

Приложение 1
Приложение 2 (Япония)





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: