Методическая разработка урока по теме Материки и части света. 7-й класс

Дидактическая цель: Создать условия для восприятия, осмысления новой информации и способов деятельности с использованием специализированных ЭОР (электронных образовательных ресурсов), воспроизведение которых дидактически наиболее обосновано на интерактивной доске.

Обучающие цели:

  • сформировать знания о целостности и дифференциации суши.
  • создать образные представления о крупных частях земной поверхности — материках, частях света.

Развивающие цели:

  • продолжить развитие картографической грамотности.
  • развивать навыки работы с интерактивной доской.

Воспитательная цель: повышение учебной мотивации путем использования на уроке интерактивной доски Smart Board с программным обеспечением Notebook,

Тип урока: Комбинированный (изучение нового материала, практикум, систематизация знаний и умений)

Методы обучения: частично-поисковый, объяснительно- иллюстративный, продуктивный, эвристический, развивающий.

Методы познания: картографический, сравнительный, исторический

Средства обучения: физическая карта мира, глобус, интерактивная доска Smart Board с программным обеспечением Notebook

Содержание учебного материала.

Технологическая карта.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика

1. Организационный

Приветствие, проверка готовности рабочих мест.

Проверяют готовность к предмету, наличие учебников, тетрадей, атласов, контурных карт.

2. Целеполагание

и мотивация

Сегодня на уроке нам с вами нужно будет вспомнить что такое «материки» и как они называются? В течение урока мы будем выполнять практическую работу в контурных картах и помогать нам будет ИД.

Давайте воспользуемся нашим картографическим интерактивным пособием и подпишем материки на доске, и вы вместе с нами подписываете их в своих контурных картах.

(Слайд 1)

К доске вызываются 2 ученика. Отвечают на вопрос: что такое материк? Один из них называет материки, распределяя их по площади от самого большого к самому малому, другой — подписывает их на доске (при этом он выбирает — можно подписать карандашом, или кистью, или печатает на клавиатуре названия материков. (Слайд 2)


3.Осознание, осмысление материала

Хорошо! Давайте еще раз смоделируем карту мира, воспользовавшись новыми функциями ИД.


Слайд 3

Ученик, используя функции (перевернуть, соединить, переместить) создает карту мира.


Слайд 4 — ответ

4. Актуализация

Всегда ли земная поверхность делилась только на материки?

Когда и почему сушу стали делить на части света? Что такое «часть света» ? Почему количество частей света, в отличие от материков, менялось со временем?

Слайд 5

На стр.10-11 найдите, пожалуйста, условную границу между Европой и Азией. Нанесите ее на контурную карту, и сверяем ее с ИД. Условная граница Европа –Азия показывает нам деление мира не только на материки, но и на части света. Подпишите на контурной карте части света, которые вы узнали.

Слайд 7

Работа с классом. Отвечают на вопросы устно. Работают с учебником.

Работая с учебником, стр.10-11, нужно найти условную границу между Европой и Азией, нанести ее на контурную карту. Один ученик проводит ее на ИД, используя умное перо,

Слайд 6

при этом объясняет как она проходит по карте:

«условная граница проходит по восточному склону Уральских гор, реке Эмбе, северной части Каспийского моря, Кумо- Манычской впадине севернее Кавказа , по Азовскому и Черному морям и проливам между Черным и Средиземным морями.

Другой ученик подписывает части света так, как они открывались со временем.

Слайд 8

5. Первичное усвоение материала

Есть разные гипотезы названий «частей света». А когда они стали впервые применяться? Давайте послушаем ваше домашнее задание. Кто и когда дал название частям света?

Слайд 9

Узнав, откуда и в честь кого названы «части света», что называли «Старым Светом» и «Новым Светом»- закрепляем материал, находя на заданном слайде соответствие названий и ответов.

Дети получили опережающее задание: найти объяснение названий — Европа, Азия, Африка, Америка, Австралия,

Антарктида. Рассказывают историю названия материков и частей света.

Слайд 10

Один из учеников работает со слайдом, находит соответствие вопроса и ответа.

6.Закрепление нового материала

Открываем наши тренажеры и выполняем задания стр. 4 -решаем тесты-1.2.3 и на стр.6 работая с текстом выполняем задание 1.

Работа в парах.

Ребята, выполнив задания в тренажере, обмениваются тетрадями и осуществляют проверку ответов друг у друга.

7. Выполнение заданий на картографическую грамотность.

Слайд 11

Слайд 11

Вопросы:

1. Какие материки лежат в 4 полушариях?

2. Какие материки лежат в 3 полушариях?

.3 Какие материки лежат в 2

полушариях? (слайды 11-12)

Слайды 13-14

1. Какая часть света состоит из 2 материков?

2. Какой материк состоит из 2 частей света?

3. Что такое «Старый Свет»?

4. Что такое «Новый Свет»

Смоделируйте это на ИД.

Слайд 12

Ответы:

1. Африка

2. Евразия, Южная Америка, Антарктида.

3. Северная Америка, Австралия.

Слайд 14

Отвечают на вопросы

2 человека, работая с ИД

8. Домашнее задание

Ответить на вопросы в конце параграфа стр10-11.

Выполнить задание 2 на стр.11

( по желанию можно сделать презентацию), закончить практическую работу в контурной карте — подписать географические объекты, которые находятся в Европе и Азии : Скандинавский полуостров, п-ов Индостан, Аравийский п-ов, п-ов Индокитай, моря: Средиземное, Черное, Каспийское, Балтийское.

Учащиеся записывают домашнее задание.

9. Рефлексия

Чтобы быстро и бегло проверить все ли усвоили ребята, беру мячик и, кидая его ребенку в руки, задаю вопросы по теме.

Урок заканчивается активно и весело.

У детей элементы игры оставляют самые наилучшие впечатления. Даже если ребенок и ошибся, то- другой его поправит. Все очень довольны. И хорошая получается смена деятельности.

3. Методическое обеспечение урока и методические аспекты, организации урока, включающие:

3.1 Информационная образовательная среда прочно вошла в нашу жизнь. Новые современные информационные технологии дают широкие возможности учителю создавать разнообразные сценарии уроков, при этом используя разнообразные по форме и содержанию материалы, и использовать учебное время более эффективно. Интерактивная доска дает возможность детям развивать свой потенциал, повышается интерес к предмету, а значит и личные успехи каждого. ИД помогает организовать индивидуальную, групповую .работу, дает возможность объяснять новый материал, закрепить пройденный, и проверить знания. С помощью фото, видео, графики, анимации, звука, интерактивная доска включает в процесс восприятия «многосредовой» информации не одного человека, а весь класс обучающихся, что более удобно и целесообразно для последующего процесса обсуждения и совместной работы

3.2 ; 3.3 Учебник и прилагаемое к нему электронное приложение, предназначено для работы как на компьютере, так и на интерактивной доске. Содержит обширную информацию, расширяющую содержательное поле учебника, имеет возможность выхода на ресурсы через электронный разворот и через каталог, организованный как в соответствии с содержанием, так и с типами ресурсов, позволяет реализовывать интерактивность и вариативность обучения.

  • Электронные картографические пособия «География. Мир», «География. Россия»
  • Интерактивное картографическое пособие для 6-8 классов
  • Средства обучения: физическая карта мира, глобус, интерактивная доска Smart Board с программным обеспечением Notebook

4. Итоги урока:

В течение урока была возможность вызвать к доске 6 человек, класс работал одновременно в своих контурных картах, выполняя практическую работу, в процессе работы было дано задание для работы в парах в тетрадях — тренажерах, были прослушаны небольшие сообщения, как опережающее задание. Задания на интерактивной доске, выполненные детьми, сразу проверялись учителем, так как был подготовлен слайд с ответом. Дети могли видеть сразу свои ошибки.

Задания в тетради – тренажере (работа в парах)

Решаем тесты.

1. Установите соответствие между материками и их географическим положением.

  1. Евразия
  2. Африка
  3. Южная Америка
  4. Австралия
  5. Северная Америка
  6. Антарктида

а) северные материки
б) южные материки

Ответы:
а) Евразия, Северная Америка
Б) Африка, Южная Америка,Австралия, Антарктида

2. Расставьте материки в порядке увеличения их площади.

  1. Евразия
  2. Африка
  3. Южная Америка
  4. Австралия
  5. Северная Америка
  6. Антарктида

Ответ: 4,6,3,5,2,1.

3. В понятие «Новый Свет» входит:

  1. Европа
  2. Африка
  3. Америка
  4. Антарктида

Ответ:3,4.

Учащиеся ориентированы на овладение предметными знаниями и овладение универсальными учебными действиями. В течение урока учащиеся выходили к доске неоднократно, и можно было видеть поднятые руки желающих поработать и с инструментами доски. Материал получился красочным, объемным и понятным, и более воспринимаемым ребенком. Контурными картами заниматься детям хочется все меньше.

И читать вопросы в учебниках менее интересно, чем моделировать на доске. Для учителя подготовить интерактивный урок-задача не простая, любой урок занимает очень много времени, но когда видишь, что твой труд интересует детей и помогает им, то хочется это делать.

5. Список литературы:

  1. Андреев А.С; Учебное пособие –СПб; ИД «МиМ»1998.
  2. Бенькович Т.М.; Опорные конспекты в обучении географии 7 класс.М.; «Просвещение» 1995.
  3. Кузнецов А.П, Савельева Л.Е, Дронов В.П.; География Земля и Люди 7 класс; М. «Просвещение» 2008
  4. Умные уроки со Smart; М. POLYMEDIA 2007

6.

Части урока (краткое содержание деятельности учителя и учащихся) Временная реализация(мин.)
1. Организациооный 2 мин
2. Целеполагание, мотивация 5 мин
3. Осознание, осмысление материала 5мин
4. Актуализация темы 5мин
5. Первичное усвоение материала 8 мин
6.Закрепление материала 6 мин
7. Выполнение заданий на картографическую грамотность. 6 мин
8. Домашнее задание 3 мин
9. Рефлексия 5мин

Презентация





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: