Методическая разработка программы предпрофильного курса по географии Мир заповедной природы

Содержание.

  1. Содержание
  2. Пояснительная записка
  3. Цель и задачи
  4. Ожидаемый результат
  5. Учебно – тематический план
  6. Содержание курса
  7. Литература

Пояснительная записка.

Природа, мир, тайник Вселенной,
Я службу долгую твою,
Объятый дрожью сокровенной,
В слезах от счастья, отстою.
Борис Пастернак

В программе действий, принятой на конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992) отмечается, что биологическое разнообразие на нашей планете представляет собой ничем невосполнимую ценность: экологическую, генетическую, экономическую, научную, культурную, рекреационную, эстетическую, образовательную. В то же время, разнообразие биологических видов стремительно сокращается под действием антропогенного фактора, что зафиксировано во многих международных документах последних лет. Очень важно предвидеть и устранить причины этого глобального явления. Одним из действенных направлений защиты и сохранения живой природы, в том числе среды обитания, является создание системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Однако наиболее надежным гарантом сохранения дикой природы как на территориях государственных природных заповедников и национальных парков, так и за пределами является высокий уровень экологической культуры всего населения страны. Важнейшим механизмом формирования такой культуры может выступать общее экологическое образование.

В системе общего образования нашей страны предпринимается ряд усилий по развертыванию экологического образования на уровне современных требований. Однако следует отметить, что изучению особо охраняемых территорий уделяется мало времени как в учебном процессе общеобразовательных школ, так и в учреждениях дополнительного образования детей. В школьных программах по географии, биологии, экологии охраняемые территории изучаются лишь фрагментарно, в связи с характеристикой общих проблем охраны природы или о них только упоминается.

Поэтому очень актуально звучит сегодня высказанная ещё в начале ХХ века мысль, что для «непрерывного роста национальной культуры каждый народ должен оберегать её корни в первоначальной природе. Ни музеи, ни книги не могут заменить национального музея свободной природы». (Борейко В.Е. «Этико-эстетический подход в охране дикой природы и заповедном деле». Киев, 1997г., стр.96).

Что такое ООПТ? Какую общекультурную, научную, рекреационную, образовательную функцию они выполняют? Сколько их и как долго они будут существовать? Понимаем ли мы ценность дикой природы? Что мы можем сделать для того, чтобы её сохранить? Эти и другие вопросы недостаточно представлены в содержании школьного образования, что определяет актуальность изучения заповедных территорий в виде самостоятельного курса.

Основная цель данной программы – Воспитание гражданина планеты Земля, способного обеспечивать устойчивое общественное развитие человечества и, в первую очередь, своей страны (формирование у подрастающего поколения представления об уникальной ценности заповедных территорий и развитие бережного и ответственного отношения к природе своего края, Родины, нашей планеты). Реализация цели программы предусматривает решение ряда важнейших образовательных и воспитательных задач.

  • Формирование у учащихся системных представлений об охраняемых природных территориях как о ценности, имеющей национальное, мировое экологическое и культурное значение (об исторических корнях заповедания – выделения охраняемых природных территорий с определенными целями; о деятельности заповедников и национальных парков; о замечательных людях, которые посвятили свою жизнь созданию заповедных территорий и т.д.).
  • Формирование позитивного отношения учащихся ко всему разнообразию живой природы, в сохранении которой важную роль играют охраняемые природные территории, на основе коррекции целей и мотивов экологического поведения учащихся. Эта работа связана с эмоциональной сферой, направлена на актуализацию лучших нравственных побуждений, эстетических чувств, желания беречь природу.
  • Формирование практических умений и навыков поведения (уметь оценивать простейшие экологические воздействия человека на окружающую среду, в том числе на состояние видового разнообразия в ней; соблюдать экологические правила поведения в дикой природе; участвовать в посильной природоохранной деятельности, оценивать эстетические достоинства окружающего ландшафта, в том числе отраженные в различных художественных формах и т.д.).

Содержание данной программы предусматривает возможность её реализации в личностно-ориентированном режиме. Для этого необходимо ориентироваться на решение педагогических задач:

  • Развитие у учащихся умений и навыков учебной деятельности, развитие познавательных, эмоциональных, физических и духовных творческих способностей учащихся.
  • Совершенствование у учащихся навыков общения, как в коллективе сверстников, так и со старшими при организации групповых форм учебной деятельности.
  • Развитие личностной зрелости учащихся: осмысление своего места в мире, стремление к раскрытию своих способностей, использованию потенциала общения с природой для своего личностного развития и самосовершенствования.

Высокий образовательный уровень реализации программы обеспечивается благодаря использованию основных положений гуманистической психологии и педагогики, теории и методики экологического образования.

К условиям достижения определенных результатов работы можно отнести:

  • совершенствование образовательного процесса;
  • повышение мотиваций в достижении высоких результатов;
  • мобилизация умственных, нравственных и физических резервов организма;
  • повышение уровня воспитательного воздействия на участников группы; др.

Состав группы постоянный. Дети в группу набираются по интересам и желанию. Продолжительность одного занятия 45 минут 1 раз в неделю в течение полугодия. Учебный план рассчитан на 17 недель занятий. Общее их количество составляет 17 часов, кроме участия в летних многодневных или кратковременных походов.

Курс включает теоретический материал и практические занятия.

Место проведения: кабинет географии, информатики, библиотека, природная площадка.

Проведение занятий с использованием инновационных методик, в том числе использование ИКТ.

Формы организации: мини-лекция, практикум, уроки-путешествия, экскурсия, обмен мнениями, конференция, и т.д.

Формы подведения итогов работы по программе – творческие отчеты учащихся, компьютерные презентации и урок контроля знаний (тестовая работа).

Ожидаемый результат:

  • Сформированность у учащихся системных представлений об охраняемых природных территориях.
  • Позитивное отношение учащихся ко всему разнообразию живой природы.
  • Сформированность практических умений и навыков поведения в окружающей среде.
  • Проявление высоких нравственных качеств личности в общении с людьми и поступках подростков.

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Всего

Теоретические

Практические

1

Охраняемые природные территории мира

5

3

2

2

Особо охраняемые территории России

6

3

3

3

Особо охраняемые территории Челябинской области и своей местности.

6

3

3

Итого:

17

9

8

Содержание курса

Тема 1. Охраняемые природные территории мира (5 часов).

Занятие № 1. Мини-лекция. Категории особо охраняемых природных территорий: заповедники, национальные парки, природные парки и др. Их цели и задачи. История создания особо охраняемых территорий. Первые национальные парки и заповедники.

Занятие № 2, 3. «Клуб путешественников». Характеристика 2 – 3 особо охраняемых природных территорий: история создания; природные комплексы и основные объекты охраны. Основные виды деятельности. Редкие и исчезающие виды. Объекты историко-культурного наследия. Экологический туризм.

Просмотр видеофрагментов о национальных парках «Большой каньон» (США, Северная Америка), «Серенгети» (Танзания, Африка), «Амазонка» (Бразилия, Южная Америка), «Дороги жизни» (мир океана).

Занятие № 4. Практикум. Творческое занятие: приготовить презентации (по выбору учащихся):

  • Европа, национальные парки: «Баварский лес» (Германия), «Камарг» (Франция);
  • Азия, Большой Гобийский заповедник, национальный парк «Корбетт» (Индия);
  • Австралия, национальные парки «Большой барьерный риф», «Какаду», «Скала Улуру»;
  • Америка, национальные парки Йеллоустонский, «Денали» (гора Мак-Кинли), «Водопады Игуасу»;
  • Африка, национальный парк Крюгера (ЮАР).

Занятие № 5. Международные конвенции и соглашения в области охраны природы, связанные с особо охраняемыми природными территориями. Международные природоохранные организации (Всемирный Союз Охраны Природ – МСОП, Всемирный фонд дикой природы и др.), международные программы и проекты в области охраны природы.

Творческие отчеты, просмотр и оценка презентаций учащихся.

Тема 2. Особо охраняемые территории России. (6 часов).

Занятие № 6. Общая характеристика системы особо охраняемых природных территорий России. История создания. Различные подходы к организации ООПТ: научный, прагмастический, эстетический. Основоположники заповедного дела: А.В. Докучаев, Г.А.Кожевников, А.П. Семенов-Тян-Шанский и др.

Категории особо охраняемых природных территорий: государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки, государственные природные заказники, памятники природы и т.д. Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях». Заповедники и национальные парки, их задачи; сходство и различия.

Занятие № 7,8. Конференция. Характеристика особо охраняемых природных территорий (заповедники и национальные парки): история создания; природные комплексы и основные объекты охраны. Основные виды деятельности. Редкие и исчезающие виды, занесенные в Красную книгу России. Объекты историко-культурного наследия.

Просмотр видеофрагментов «Природа России».

Занятие № 9. Практикум.Творческое занятие: приготовить презентации (по выбору учащихся).

Европейская часть России. Заповедники: Окский, Центрально-Черноземный, Кандалакшский, Лапландский, Астраханский, др. Национальные парки: «Куршская коса», «Валдайский» и др.

Азиатская часть России. Заповедники: Баргузинский, Сихотэ-Алинский, Большой Арктический, Остров Врангеля, Байкальский, др. Национальные парки.

Занятие № 10. Обмен мнениями. Сравнение понятий «природная среда», «мир природы», «общение с природой». Восприятие человеком красоты и гармонии природы (цвет, форма, пропорции, ритмы, размеры, симметрия, динамика, звучание и т.п.). Символическое значение природы. Историко-культурная ценность живой природы. Отражение красоты природы в живописи, скульптуре, литературе, музыке, фольклоре.

Занятие № 11. Экологическая этика как элемент экологической культуры. Забота о сохранении разнообразных форм жизни как новая ценность современной цивилизации. Рациональное природопользование – важное условие устойчивого развития человечества.

Творческие отчеты, просмотр и оценка презентаций учащихся.

Тема 3. Особо охраняемые территории Челябинской области. (6 часов.)

Занятие № 12. Особо охраняемые природные территории Челябинской области. Характеристика наиболее значимых ООПТ: история создания; природные комплексы и основные объекты охраны. Основные виды деятельности. Редкие и исчезающие виды, занесенные в Красную книгу России. Объекты историко-культурного наследия. Люди, посвятившие свою жизнь изучению и сохранению дикой природы. Роль особо охраняемых природных территорий в сохранении биоразнообразия региона. Ресурсосберегающий, научный, рекреационный, туристический потенциал ООПТ. Вклад особо охраняемых природных территорий в социально-экономическое развитие области.

Занятие № 13. Практикум. Знакомство с деятельностью и природой Ильменского, Восточно-Уральского заповедников и национальных природных парков «Таганай», «Зюраткуль», заказниками и памятниками природы области.

Просмотр презентаций и создание учащимися собственных работ.

Занятие № 14. Экология окрестностей Красногорского городского поселения. Роль человеческого фактора в сохранении окружающей природы. Просмотр авторского видеофильма «Экология Красногорского». Творческие отчеты, просмотр и оценка презентаций (Кичигинский бор, озера Хомутинино и др.) учащихся.

Занятие № 15, 16. Экскурсия«Промышленное и бытовое загрязнение». Составление отчета по итогам экскурсии.

Занятие № 17. Обобщающее повторение, контроль знаний (тест).

Литература.

  1. М.А.Андреева, А.С.Маркова «География Челябинской области», Челябинск, Ю -У книжное издательство, 2002г.
  2. М.А.Андреева, А.С.Маркова «Справочник по Челябинской области «Познай свой край», Челябинск, Ю -У книжное издательство, 2002 г.
  3. Н.О.Абрахина, С.М.Соколовская «Заповедники России», Челябинск, «Взгляд» 2003г.
  4. Борейко В.Е. «Этико-эстетический подход в охране дикой природы и заповедном деле». Киев, 1997г.
  5. Б.Д.Васильев «Мир дикой природы. Тайны гор». Москва, «Росмэн», 1997.
  6. Л.Ф Греханкина, А.Н.Захлебный и др. «Мир заповеденой зоны», «География в школе», 2006г.
  7. «Ильменский заповедник» (фотоальбом), Челябинск, Ю — У книжное издательство, 1991г.
  8.  Г.И.Рычагов «Мир географии», Москва, «Мысль», 1984г.
  9. В.Е.Соколов, Е.Е.Сыроечковский «Заповедники Кавказа», Москва, «Мысль», 1990г.
  10. В.Е.Соколов, Е.Е.Сыроечковский «Заповедники европейской части России», Москва, «Мысль», 1989г.
  11. В.Е.Соколов, Е.Е.Сыроечковский «Заповедники Дальнего Востока», Москва, «Мысль», 1985г.




Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: