Какие праздники были у древних славян? пасха, а самым…

Какие праздники были у древних славян?

  • пасха, а самым главным праздником был день летнего солнцестояния 21 или 22 июня
  • масленица, ивана купого, иван да марья…. в месяц доходило до нескольких праздников. Гуляли весело и безбашенно, по крайней мере не голодали
  • В языческие был день летнего солнцестояния (21 или 22 июня) . Многие поверья и ритуалы, связанные с ним, оказались потом при-уроченными ко дню Ивана Купалы (7 июня) . Крестьяне верили, что в ночь на Ивана Ку-палу деревья и животные разговаривают, травы наполняются особой живительной силой, поэтому знахари торопились их собирать. В самую короткую ночь в году совершается ве-ликое чудо — огненным цветом расцветает папоротник, и если человек сумеет сорвать этот цветок, то найдет клад. Однако искать Жар-цвет опасно, ибо в эту ночь в лесу веселится нечистая сила, которая может погубить человека. «»Как и, посвященные солнцу, на Ивана Купалу катали горящие колоса. В избавлялись от всякой скверны. Жгли сорочки больных детей, чтобы уничтожить болезнь, умывались росой, чтобы хворь не приставала, разжигали костры и прыгали через них, чтобы священный огонь очистил человека от всякой порчи. Девушки в купальную ночь гадали о суженом: плели венки, ставили в них несколько зажженных свечей и пускали по воде — по народному поверью, в середине венка должно привидеться лицо жениха. «»В конце июля начиналась жатва. Первый сноп считался целебным, его украшали цветами и лентами, с пением вносили в дом и ставили в красный угол. Зернами кормили заболевших людей и птицу, соломой — слабую скотину. «»Многие древние обряды сохранились в праздновании дня Ильи Пророка (2 авгу-ста) , который вобрал в себя черты языческого Перуна. Необходимо было умилостивить громовержца, поэтому в жертву ему приносили быка, которого потом съедали всем селом. Громовержец своими стрелами поражал нечисть, и бесы, чтобы избежать гибели, превра-щались в животных. Потому в Ильин день не пускали животных в дом — боялись, что это злой дух, которого стрела громовержца может настигнуть в избе, и изба сгорит. «»К концу августа жатва заканчивалась, женщины заплетали последние несжатые колоски «Велесу на бородку», молили землю вернуть уставшим крестьянам силу. Послед-ний сноп, так же как и первый, считался магическим, его сохраняли до Нового года, он символизировал благополучие дома. «»Окончание жатвы — большой праздник : крестьяне в складчину устраивали пир, ве-селились, славили свою работу. Сжатый хлеб перед молотьбой просушивался в овинах — специальных срубах, в которых снопы помещали в верхней части на жердях, а в низу разводили костер. К несчастью овины часто сгорали вместе с урожаем, эта беда считалась делом рук овинника. Крестьяне пытались умилостивить духа, принося ему жертвы. «»День Рождества Богородицы (21 декабря) был окончанием всех полевых работ, хле- урожая. В языческие времена торжество было посвящено Роду и Роженицам. В этот день не только готовили изобильное пиршество, но и совершали обряд «обновление огня»: везде гасили старый огонь, а новый добывали трением двух деревян-ных брусков. «»Уже с октября начинались девичьи посиделки. Осенью девушки особенно охотно приглашали парней, играли с ними в различные игры, в которых изображалась свадьба. Во время таких часто завязывались серьезные отношения между молодыми людьми, и той же зимой они справляли свадьбу. «»Несколько октябрьских и ноябрьских праздников были посвящены Параскеве Пят-нице, заменившей Мокошь. В эти дни женщины молились покровительнице рукоделия, хвастались друг перед другом шитьем и вышивкой. «»Цикл земледельческих работ завершался осенним Егорьевым (Юрьевым днем) — 9 декабря. До конца ХУ1 в. крестьянин в мог уйти от своего господина.
  • Наиболее ярко двоеверие отразилось в крестьянском земледельческом календаре, где почита-ние христианских святых тесно переплелось с языческими поверьями и обрядами. Со временем многие важнейшие для язычника ритуалы воспринимались все менее серьезно и постепенно пре-вращались в детские игры.Вот как проходил год русского крестьянина. В день зимнего солнцестояния (25 декабря) надо бы-ло помочь солнцу набрать силу – потому крестьяне жгли костры, катали горящие колоса, символи-зирующие светило. Чтобы зима была не слишком суровой, лепили снежную бабу, изображавшую зиму, и разбивали ее снежками.1 января и в ближайшие к Новому году дни старались одеться во все новое, угощали друг друга, ходили в гости, поскольку верили, что, как встретишь праздник – таков будет и весь будущий год. Во время Новогодних и Рождественских празднеств (Святки) считалось магическим – любое доб-рое пожелание непременно должно исполниться, а обычные поступки людей приобретают особое значение, и по ним можно узнать свою судьбу. Поэтому от Нового года до Крещения (19 января) девушки гадали, каким будет их суженый и скоро ли свадьба. Так же крестьяне поминали умерших родичей – составляли им угощение из своей трапезы, разжигали по всему селу костры, чтобы по-койники на том свете грелись.Древнейшей формой новогоднего общения с миром мертвых было переодевание в шкуры животных – мифических предков. Этот обычай сохранился до настоящего времени, превратившись в новогодний карнавал или Рождество с ряжеными.Любимым развлечением молодежи в Сочельник накануне Рождества (вечером 6 января) было ко-лядование, прекрасно описанное в произведении Н. В. Гоголя. Парни и девушки ходили по деревне и пели под окнами колядки – короткие обрядовые песни, в которых желали хозяевам благополу-чия, а те в уплату за пожелание одаривали их вкусной едой. Чем обильнее угощение, тем сытнее должен быть будущий год.Других календарных праздников до весны было не много, однако веселье в деревнях не затихало, ведь зима – это пора свадеб. А те девушки, у которых еще не было женихов, устраивали посидел-ки – собирались у какой-нибудь старухи, приносили прялки, вышивание, шитье проводили за ру-коделием долгие зимние вечера, чтобы не было скучно, пели песни, рассказывали сказки, иногда готовили угощение и приглашали в гости парней.В конце февраля – начале марта (за 50 дней до Пасхи) праздновали проводы зимы – Масленицу. Это торжество длилось целую неделю. На Масленицу пекли блины, катали зажженные колеса, жгли костры – все это символизировало солнце, набирающее силу. На Масленицу молодожены катались по селу в расписных санях, целовались на глазах у всех – их молодая и горячая любовь должна была наполнить жизненной силой всю природу. Весной было несколько праздников, посвященных птицам, — считалось, что птицы приносят весну. Поэтому крестьянки пекли из теста «жаворонков» , выпускали птиц из клеток, тем самым как бы освобождая жизненные силы природы от зимнего плена.Пасха на Руси включала в себя многие черты древнего праздника наступившей весны. Пасхаль-ные яйца были символом возрождения жизни, поэтому часть яиц скармливали скоту, чтобы он хо-рошо плодился. На Пасху обязательно качались на качелях – чем выше качели взлетали, тем выше должны были вырасти колосья и травы. В день Егория вешнего (св. Георгия) – 6 мая – впервые после зимы выгоняли скот на пастбища, стегали его вербой. Верба – растение, которое первым оживает по весне, и ее прикосновение должно было увеличить плодовитость скота. [ссылка появится после проверки модератором]
  • На основе письменных источников 6-12 вв. , археологич. и этнографич. сведений выявляются нек-рые черты древ-неслав. мифологии и религии. К древнейшим формам религии относятся семейнородовые культы предков-»родителей» (пережитки его — образ Щура или Чура, домового и т. п.) , к ним относится культ Рода и Рожениц, к-рые связаны и с плодородием. Общинные земледельч. культы впоследствии были приспособлены к христианским праздникам (святки и т. п.) . К земледельческим культам имели отношение небесные божества Сварог и Дажбог. Бог грозы Перун возглавил в период распада родового строя пантеон слав. божеств. К низшим божествам относились леший (duch lisny -польск.) , водяной (vodnik — чеш.) , полевой дух — полудница (pripoldnica — лу-жицк.) , вилы — водяные, полевые, лесные, горные или воздушные девы и т. п. Общеслав. пантеон, вероятно, отсутствовал (у разных групп повторяется лишь Перун) . В кон. 1-го тыс. наблюдается перерождение племенных культов в государственные. ИВАН-КУПАЛА праздник (он же Иванов день; 24 июня ст. ст.) . Был распространён под различными назв. у мн. народов Европы, в т. ч. у славян. Купала — нар. прозвище Иоанна Крестителя, с легендой о рождении которого и крещении им Иисуса Христа церковь соединил праздников; свадебный обрядовый фольклор; похоронные причитания и др.) . Жизнь фольклора была связана с различными моментами старого нар. быта (трудовые песни при артельных работа РЯЖЕНЬЕ праздниками зимнего солнцестояния и весеннего равноденствия. В России в 16-17 вв. Р. скоморохов выражало стихийный народный протест против гнёта правящих классов (высмеивались бояре, духовенство) . праздники и обряды, старые изменили своё содержание. Получили дальнейшее развитие нар. художеств, промыслы — ковроделие и вышивка, произ-во керамики, художеств, обработка дерева. Достигла расцвета нар. художеств, самодеятельность. праздникам (святки и т. п.) . К земледельческим культам имели отношение небесные божества Сварог и Дажбог. Бог грозы Перун возглавил в период распада родового строя пантеон слав. божеств. К низшим божествам относились леший (duch lisny -польск.) , водяно
  • Масленица — древний славянский праздник, который отмечали еще язычники: веселые проводы зимы, с обязательными блинами, которые символизировали солнце. Был еще такой праздник — СВАРОЖКИ — проходил во время солнцестояния: воссоединение с силами природы через танец, предшественник Ивана Купала (который тоже является древним славянским праздником, описывать не буду, думаю, что все и так знают) . Троица — проводы весны и встреча лета. Юрьев день ( 9 декабря), который завершел цикл земледельческих работ. Больший праздник был — Окончание жатвы, когда крестьяне в складчину устраивали огромный пир, веселились, славили свою работу. Вообщем, начиная с декабря и заканчивая декабрем — сплошные праздники были!




Внимание, только СЕГОДНЯ!

Предыдущий:

Следующий: