Урок географии в 6-м классе с применением ИКТ Обобщение по теме «Атмосфера»

Цели урока: обобщить знания учащихся
по теме “Атмосфера”, оценить и проверить
усвоение пройденного материала, развивать
географические знания, речь учащихся, интерес к
изучению географии.

Оборудование: карта полушарий,
мультимедийное пособие “Начальный курс
географии”.

Ход урока

  1. Организационный момент. Объявление темы и задач
    урока.
  2. – Человек всегда стремился
    подняться над Землей, об отражении этой мечты он
    рассказывал в сказках, рассказах. Известный
    писатель А.И.Куприн совершил в 1911 году полет на
    воздушном шаре и описал его. “Авиация никогда не
    перестанет занимать, восхищать и снова удивлять
    свободные умы. Вот они высоко в воздухе
    проплывают над нами с поражающим гулом,
    волшебные ковры – самолеты, ручные орлы, драконы
    – самая смелая сказка человечества, символ
    свободы духа и победы над тяжестью Земли…”

    – Конечно, каждому из нас хотелось бы
    подняться над землей, чтобы с высоты птичьего
    полета посмотреть на свой дом, улицу, школу, лес,
    поле, реку… У нас нет сейчас возможности
    осуществить реальный полет, но мы можем сделать
    это заочно в своем воображении. Для этого нам
    необходимо вспомнить все, что мы изучали по теме
    “Атмосфера”. И тема нашего урока: обобщение по
    теме “Атмосфера”.

    Но прежде, чем отправиться в полет, к
    нему надо подготовиться. Ведь без необходимых
    знаний легко угодить в неприятную историю. Так, в
    1862 году естествоиспытатель Джейм Глейшер и его
    друг Коксуэл путешествовали на воздушном шаре.
    Они отправились в путь в одних пиджаках, не взяв с
    собой теплой одежды, – бесстрашные
    исследователи не ожидали, что на большой высоте
    будет так холодно. Они поднялись на высоту 8 км.
    Воздух там сильно разряжен, дышать очень трудно,
    а температура опустилась до минус 25 градусов.
    Путешественники потеряли сознание и сильно
    обморозились.

  3. Актуализация знаний.

Задание 1.

– Космонавты говорят, что
атмосфера очень красива. Голубоватой нежной
дымкой она как бы окутывает Землю. А вы знаете,
что такое атмосфера?

– Люди всегда стремились к тому, чтобы
познать атмосферу. Мы изучили ее. Сейчас 3
учащихся выполнят задания на карточках.

(раздать карточки)

– Пока ребята работают, ответьте на
вопрос:

Для чего нужна атмосфера?

– Проверим, как выполнили задания на
карточках.

(уч-ся читают вопрос и дают ответ)

Задание 2.

– Чтобы подняться в воздух нам
необходимо вспомнить все понятия, которые мы
изучили в этой теме.

– Откройте тетради, запишите “Цифровой
диктант”.

1. Состояние тропосферы в данный
момент и в данное время.

2. Движение воздуха в горизонтальном
направлении.

3. Влага, которая выпадает из атмосферы
на земную поверхность.

4. Многолетний режим погоды,
характерный для данной местности.

5. Сила, с которой воздух давит на землю.

6. Скопление водяных капелек в воздухе.

7. Сгущение водяных паров в нижних
слоях тропосферы.

– Проведем самопроверку. На доске
правильные ответы: 2,4,1,6,3,5,7.

Проверти, поставьте оценки.

Задание 3.

В полете нам необходимо постоянно
контролировать высоту подъема. Представьте, что
мы поднялись на воздушном шаре на высоту 3000
метров над уровнем моря. Решите задачу: Чему
равна температура воздуха и АД на этой высоте,
если у поверхности земли температура +17, а
давление 760 мм рт. ст.?

– Чтобы решить эту задачу, давайте
вспомним, как изменяется температура и давление
при подъеме вверх?

( Ответ: температура – 1, АД 460 мм)

Задание 4.

– Успех полета на воздушном шаре
во многом зависит от погодных условий. Погода, в
первую очередь определяется изменениями
температуры воздуха. Вам было дано задание
провести наблюдения за температурой воздуха в
течение суток. Назовите, какая была температура
вчера в 7, 11, 15, 19 и 23 часа.

– Постройте график суточного хода
температуры. (1 уч-ся выполняет на доске)

– Давайте проанализируем построенный
график. В какое время температура была самой
высокой и самой низкой?

– Чему равна средняя суточная
температура, посчитайте?

– Определите амплитуду температуры
вчера.

– В течение года температура
изменяется каждый месяц. Назовите самый холодный
и самый жаркий месяц.

Задание 5.

– Воздушный океан никогда не
бывает спокойным, воздух находится в постоянном
движении. Вы, конечно, догадались, о каком
атмосферном явлении написал С.Я.Маршак.

Сегодня старый ясень сам не свой,
Как будто страшный сон его тревожит.
Ветвями машет, шевелит листвой,
А почему – никто сказать не может.

– Назовите, о каком атмосферном явлении идет
речь?

– Назовите причину возникновения ветра?

– Подумайте и объясните, в каком направлении
полетит воздушный шар, если он поднимется из
точки А, где давление 750 мм рт.ст.

( .В 750 мм, .С 735 мм)

Задание 6.

– С этим атмосферным явлением мы
встречаемся в течении всей жизни. Отгадайте
загадку:

Шел, долговяз, в сыру землю увяз. (дождь)

– Дома вы должны были найти загадки про осадки.
Назовите их.

– Какие виды осадков бывают в нашей местности в
теплое и холодное время года?

Задание 7.

– Путешествуя, мы с вами должны учитывать
еще одну особенность, характерную для нашей
местности. Это климат.

– Что такое климат?

– Дайте характеристику климата нашей
местности.

3. Проверка знаний по теме.

Задание 1.

Выполнение теста на компьютере.
Самопроверка.

Задание 2.

Проверка знаний – тестирование (на
листочках)

4. Обобщение.

– Как надо охранять воздух?

5. Итог урока. Выставление оценок.

См. презентацию.





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Следующий: