все вопросы

1. Организация как система управления. Внешняя и внутренняя среда организации.

Система — совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует некоторую целостность, единство. Среди се основных признаков следует назвать: множественность элементов, целостность и единство между ними, наличие определенной структуры. Вместе с тем система имеет свойства, отличные от свойств своих элементов. Всякая система имеет входное воздействие, структуру обработки входного воздействия, конечные результаты и обратную связь.

Выделяют системы материальные и абстрактные, статичные и динамичные, органические и неорганические, открытые и закрытые, и т. д. в зависимости от оснований классификации систем.

Организация в менеджменте — это объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или достигающих определенной цели и действующих на основе определенных процедур и правил. В общем смысле под организацией имеют в виду способы упорядочения и регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп. В узком смысле под организацией понимают относительно автономную группу людей, ориентированную на достижение некоторой заранее определенной цели, реализация которой требует совместных координированных действий.

Организация как система управления — одно из ключевых понятий теории организации, которое связанно с:

целями;

функциями;

процессом управления;

квалификацией менеджеров;

распределением полномочий для достижения определенных целей.

В рамках этой системы протекает весь управленческий процесс, в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональных специализаций. Организация построена для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое уделяют ей руководители организаций и специалисты, стремящиеся к непрерывному совершенствованию, развитию как системы в целом, так и ее отдельных составляющих.

Управление — это процесс воздействия на систему с целью поддержания заданного положения или перевода ее в новое состояние. Любая система управления должна иметь четыре основных элемента:

вход основной системы;

выход основной системы;

канал обратной связи (воспринимающее устройство, измеряющее и передающее информацию о состоянии выхода);

блок управления, сравнивающий фактический и заданный выход и в случае необходимости вырабатывающий управляющее воздействие.

В настоящее время в составе организации как системы управления выделяют следующие подсистемы:

структура управления;

техника управления;

функции управления;

методология управления.

Надо отметить, что систему управления можно рассматривать как с позиции статики, т. е. как некий механизм (организация), так и с позиции динамики — как управленческую деятельность.

Подходы (методология) к управлению включают в себя цели, законы, принципы, методы и функции, технологии управления и практику управленческой деятельности. Основной задачей системы управления организации ставится формирование профессиональной управленческой деятельности.

Процесс управления, как элемент управленческой деятельности, включает в себя: систему коммуникации, разработку и реализацию управленческих решений, информационное обеспечение.

Структура и техника управления являются элементами механизма управления и включают себя соответственно:

структуру управления организации, во многом определяющуюся по отношению к другим элементам. Структура органов управления и должностей, распределение между ними полномочий и ответственности часто предопределяет технику управления, процесс, методы, функции и схему организационных отношений с учетом профессионализма персонала;

компьютерную и оргтехнику, мебель, каналы передачи информации (сети связи), систему документооборота. Стройность и действенность системы управления в немалой степени зависит от системы документооборота предприятия. От нее напрямую зависит и число ошибок учета и планирования, и оперативность реагирования на определенное воздействие. На практике все более широкое понимание находит истина, что функциональность организации рабочего места повышает производительность труда работника и управленца не только технически, но и в результате получения ими положительного эмоционального настроя.

Внешняя и внутренняя среда организации.

Внутренняя среда организации представляет собой часть внешней среды находящейся в пределах организации. В ходе своей деятельности, организация испытывает постоянное прямое воздействие факторов внутренней среды. Внутренняя среда включает цели и задачи организации, ее структуру, работников, технику и технологии, принимаемые на производстве, внутреннюю информацию, организационную культуру и другие элементы. Во внутренней среде организации выделяют следующие подсистемы:

- социальную – сюда относят всех работников организации вместе с комплексом их взаимоотношений;

- организационную – охватывающую коммуникационные процессы; субординацию, распределение полномочий, нормы, трудовой распорядок и пр.;

- информационную – совокупность организационно-технических средств, обеспечивающих организацию необходимо для ее нармального функционирования информацией;

- производственно-техническую – к ней относиться комплекс средств производства (оборудование, сырье, материалы и пр.);

- экономическую – совокупность экономических процессов(движение капитала и прав собственности, движение денежных средств).

Несмотря на важность всех составляющих внутренней среды, особое место в любой организации занимают люди. Поскольку результат деятельности организации напрямую зависит от способностей, квалификации, отношения к труду и мотивации её персонала.

Внешняя среда организации представляет собой основной источник поступления ресурсов, необходимых для функционирования организации. Внешняя, или окружающая среда включает огромное количество компонентов, оказывающих на организацию разное по характеру, степени и периодичности влияние. В то время, как одни компоненты окружающей среды предоставляют организации возможности для развития, другие создают серьёзные препятствия её деятельности. В составе внешней среды выделяют экономическую, политическую, правовую, политическую, технологическую, социальную и другие составляющие. Различают две относительно автономные части внешней среды, которые по разному оказывают своё влияние на организацию –макроокружение и непосредственное окружение.

Макроокружение представляет собой часть внешней среды, общей для всех организаций. Различают глобальный, международный и национальный уровни макроокружения. В качестве основных компонентов макроокружения выделяются:

Экономический компонент определяет общий уровень экономического развития, рыночных отношений, конкуренции, иными словами, тех условий, в которых действует организация. Основными показателями макроэкономических процессов являются: величина валового внутреннего продукта (ВВП), темпы инфляции, уровень безработицы и др. Изменения этих показателей влекут за собой колебания спроса на ту или иную продукцию, уровень цен, прибыльность предприятий, определяют инвестиционную политику и пр.

Правовой компонент посредством законодательства устанавливает допустимые нормы деловых взаимоотношений (права, обязанности, ответственность организаций и пр.).

Социальный компонент отражает общественные процессы и тенденции общественного развития, непосредственным образом влияющие на деятельность организации. Сюда относятся: общественные ценности, традиции, этические нормы, отношение людей к труду, вкусы и поведение потребителей.

Технологический компонент представляет собой уровень научного и технологического прогресса. Анализ технической компоненты внешней среды позволяет своевременно применять разработки, которые могут в значительной степени способствовать повышению конкурентоспособности предприятия в условиях постоянно развивающегося рынка.

Непосредственное окружение организации по другому называют «деловой средой». К деловой среде относится всё, что, находясь за пределами организации, непосредственно взаимодействует с ней, оказывая прямое влияние как на организацию в целом, так и на отдельные её элементы. При этом сама организация может оказывать существенное влияние на характер и содержание такого взаимодействия, принимая непосредственное участие в формировании деловой среды.

Деловая среда формируется по ходу деятельности организации и в зависимости от разных факторов может претерпевать значительные изменения. Деловая среда может измениться при смене стратегии организации или сферы её деятельности, изменении ассортимента производимой продукции, выходе на новые рынки сбыта и т.д. Выделяют следующие компоненты деловой среды:

- Потребители — непосредственные покупатели производимой организацией продукции (работ, услуг). Воздействие потребителей на деятельность организации может проявляться в разных формах: в виде требований к качеству товара и формам оплаты; в предпочтении к конкретным видам товара и торговым маркам. Потребительский спрос в значительной степени определяет ценообразование и производственную политику предприятия.

- Поставщики — организации и физические лица, поставляющие организации необходимые ресурсы (сырьё, материалы, энергию и пр.). Поставщики могут самым существенным образом воздействовать на деятельность организации, изменяя объёмы поставок и цены на ресурсы, создавая ресурсную зависимость.

- Конкуренты — предприятия, реализующие на одном рынке однородный товар (услуги, работы). Существует также понятие «потенциальные конкуренты»; так называют компании, которые только намереваются войти на рынок с товаром, аналогичным продукции предприятия. Помимо очевидной угрозы от прямых и потенциальных конкурентов, опасность для деятельности организации могут представлять компании, производящие товары способные заменить или полностью вытеснить её продукцию.

- Инфраструктура представляет собой часть деловой среды, которая снабжает организацию необходимыми для её нормального функционирования финансовыми, трудовыми, информационными и другими услугами. Инфраструктуру составляют многочисленные организации: банки, биржи, аудиторские фирмы, кадровые, охранные и рекламные агентства, арендаторы и пр.

- Органы власти — разнообразные органы государственного и муниципального управления. Влияние этих органов на деятельность предприятия может проявляться в разной степени и отличаться по своему содержанию. Оно может варьировать от регулирования сферы деятельности до прямого вмешательства в дела организации.

Внутренняя и внешняя среда организации являются предметом обязательного анализа для организации, рассчитывающей на продолжение своей деятельности в долгосрочной перспективе. Правильное понимание условий в которых находится организация, способствует выработке наиболее эффективной стратегии её развития.

2. Инновационная деятельность предприятия. Инновационный климат.

Инновационная деятельность — это деятельность, направленная на поиск и реализацию инноваций в целях расширения ассортимента и повышения качества продукции, совершенствования технологии и организации производства.

Инновационная деятельность включает:

выявление проблем предприятия;

осуществление инновационного процесса;

организацию инновационной деятельности.

Главная предпосылка инновационной деятельности предприятия состоит в том, что все существующее стареет. Поэтому необходимо систематически отбрасывать все то, что износилось, устарело, стало тормозом на пути к прогрессу, а также учитывать ошибки, неудачи и просчеты. Для этого на предприятиях периодически необходимо проводить аттестацию продуктов, технологий и рабочих мест, анализировать рынок и каналы распределения. Иными словами, должна проводиться своеобразная рентгенограмма всех сторон деятельности предприятия. Это не просто диагностика производственно-хозяйственной деятельности предприятия, его продукции, рынков и т.д. На ее основе руководители должны первыми подумать о том, как самим сделать свою продукцию (услуги) морально устаревшей, а не ждать, пока это сделают конкуренты. А это, в свою очередь, будет побуждать предприятия к инновациям. Практика показывает: ничто так не заставляет руководителя сосредоточиться на инновационной идее, как осознание того, что производимый продукт уже в ближайшем будущем окажется устаревшим.

 Можно назвать семь источников таких идей. Внутренние источники; они возникают в рамках предприятия или отрасли. К ним относятся:

неожиданное событие (для предприятия или отрасли) — успех, неудача, внешнее событие;

неконгруэнтность — несоответствие между реальностью (какова она есть на самом деле) и нашими представлениями о ней;

нововведения, основанные на потребности процесса;

внезапные изменения в структуре отрасли или рынка.

Внешние источники. Это:

демографические изменения;

изменения в восприятиях, настроениях и ценностных установках;

новые знания (как научные, так и ненаучные).

Инновационный климат характеризует условия, в которых функционирует предприятие и определяет его возможность создавать и потреблять инновации.

 Инновационный климат является частью общей организационной культуры организации. Чаще всего инновационным климатом понимается комплекс условий, способствующий усилиям работников в выдвижении и реализации новых идей, в результате человек чувствует себя свободным, полностью мотивированным и готовым к творческой работе.

    Инновационный климат – это сложившиеся за определенный период времени условия в окружении организации, влияющие на эффективность ее инновационной деятельности.

    Инновационный климат – это состояние внешней среды организации, содействующее или противодействующее достижению инновационной цели. Проявляется он через влияние на инновационный потенциал. Инновационный климат подразделяется на микроклимат и макроклимат, т.е. на составляющие микросреды и макросреды предприятия.

    Составляющие инновационного макроклимата предприятия подразделяются на четыре основные сферы.

    1. Социальная, природно-географическая и коммуникационная сфера (социальная напряженность, доступ к сырьевым, топливным, энергетическим и материально-техническим ресурсам, транспорт, доступ к информационным ресурсам).

    2. Технологическая и научно-техническая сфера (рынок технологий и научно-технической информации, наличие НИИ, консалтинговых, инжиниринговых, венчурных и других фирм).

    3. Экономическая и финансовая сфера (налоги, льготы на проведение НИОКР, инвестиционный климат на федеральном уровне, наличие заинтересованных в инновационных разработках инвесторов).

    4. Политическая и правовая сфера (федеральные и региональные планы и программы, законодательная база)

Составляющие инновационного микроклимата предприятия подразделяются также на четыре основные зоны.

    1. Зона хозяйствования, сегмент рынка: скорость появления инновации на данном сегменте рынка, уровень конкуренции, отношения с потребителями, поставщиками и партнерами.

    2. Зона капиталовложений – инвестиции в развитие новых технологий.

    3. Зона новых технологий и научно-технических информационных ресурсов.

    4. Зона трудовых ресурсов – рынок труда специалистов, менеджеров, высококвалифицированных рабочих.

    Создание благоприятного инновационного климата предполагает атмосферу доверия, выявление и преодоление факторов, «блокирующих» творческие усилия и совместную поисковую работу персонала, расширение полномочий инноваторов на рабочем месте, использование организационных и психологических инструментов, помогающих «генерировать» новые идеи.

    Любые мотивирующие системы будут эффективны в тех случаях, когда они увязаны между собой и целенаправленно используются для поддержки инноваторов и инновационного климата организации в целом. Нет систем поддержки – нет инноваторов, нет инноваторов – нет нововведений.

3. Собственность в экономической системе: виды, формы, источники возникновения.

Экономическая система — это совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нем отношений собственности и хозяйственного механизма.

Собственность - отношение между человеком, группой или сообществом людей (субъектом), с одной стороны, и любой субстанции материального мира (объектом), с другой стороны, заключающееся в постоянном или временном, частичном или полном отчуждении, отсоединении, присвоении объекта субъектом. Так что собственность характеризует принадлежность объекта определенному субъекту.

Субъекты собственности - это отдельные лица , их ассоциации, трудовые коллективы, социальные группы, общество в целом, владеющие ресурсами или факторами производства. Объекты собственности – то, чем владеет собственник и результаты производства-блага. между субъектами собственности и объектами собственности очевидна взаимосвязь, определенные отношения. Поэтому когда рассматривают понятие собственности, то рассматривают чаще всего не просто собственность, а отношение собственности, которые в данном случае носят объективно-субъективный характер.

Формы собственности.

1. Частная собственность, подразделяется на собственность граждан и собственность юридических лиц.

2. Государственная собственность, подразделяется на федеральную, принадлежащую Российской Федерации, и собственность, принадлежащую субъектам Федерации: республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономным областям и автономным округам.

3. Муниципальная собственность, подразделяется на собственность городов, поселков и других муниципальных образований.

В зависимости от формы собственности мы можем выделить следующие виды:

1) право частной собственности, которое включает право собственности граждан и право собственности юридических лиц. В свою очередь, право собственности юридических лиц охватывает собственность хозяйственных обществ и товариществ; собственность производственных и потребительских кооперативов; собственность общественных, религиозных и других некоммерческих организаций;

2) право государственной собственности, которое состоит из права федеральной собственности; право собственности субъектов Федерации; собственность республики; собственность автономного округа;

3) право муниципальной собственности, которое включает право собственности города и право собственности прочих муниципальных образований.

4. Структура организации, построение структуры организации.

Организационная структура  — совокупность способов, посредством которых процесс труда сначала разделяется на отдельные рабочие задачи, а затем достигается координация действий по решению задач. Организационная структура определяет распределение ответственности и полномочий внутри организации.

Организационная структура — документ, устанавливающий количественный и качественный состав подразделений предприятия и схематически отражающий порядок их взаимодействия между собой. Структура предприятия устанавливается исходя из объёма и содержания задач, решаемых предприятием, направленности и интенсивности, сложившихся на предприятии информационных и документационных потоков, и с учётом его организационных и материальных возможностей.

Построение организационных структур.

  Организационную структуру можно определить как совокупность устойчивых связей и отношений между субъектами, предметами их деятельности, необходимых для осуществления внешних и внутренних функций организации.

  Такая многосторонность организационного механизма несовместима с использованием каких-либо однозначных методов — формальных, либо неформальных. Поэтому необходимо сочетание научных методов и принципов формирования структур (системного подхода) с большой экспертно-аналитической работой, изучением отечественного и зарубежного опыта. В основу всей методологии проектирования структур должны быть положены сначала цели, а затем — механизм их достижения.

  Системность самого подхода к формированию структуры проявляется в следующем:

  1. Не упускать из виду ни одну из управленческих задач, без решения которых реализация целей окажется неполной.

  2. Выявить и взаимоувязать применительно к этим задачам всю систему функций, прав и ответственности по вертикали управления — от генерального директора предприятия до мастера участка.

  3. Исследовать и организационно оформить все связи и отношения по горизонтали управления.

  4. Обеспечить органическое сочетание вертикали и горизонтали управления.

Исследование влияния внешней среды на проектирование организации включает следующие этапы:

  Первый этап — выявление и описание элементов внешней среды (вход, выход, технологии, знания).

  Второй этап — выявление основных взаимосвязей между элементами внешней среды, включая элементы прямого воздействия.

  Третий этап — определение степени разнообразия элементов внешней среды (изменения, определённость, обратная связь).

  Четвертый этап — проектирование каждого элемента организационной структуры с учётом внешней среды, в которой данный элемент будет функционировать.

  Пятый этап — формирование механизма управления с учётом специфики элементов организационной структуры и её внешней среды.

  Построение организационных структур предполагает следующие действия:

  1. Выделение микро-, мезо-, макроуровней структуры:

  – микроуровень – это группы участников организации, самые ее мелкие структурные подразделения;

  – мезоуровень – относительно автономные организационные образования, например, подразделения, филиалы и т. п.;

  – макроуровень – это мультиорганизации внутри организации как целого, например, министерство, комитет и т. д.

  Эти уровни определяют, «что считать организацией». В отдельных случаях это может быть даже один человек (нулевая ступень организации), в других – даже самостоятельные группы в организациях сами организациями не являются, а рассматриваются как ее блоки.

  2. Уточняется полный элементный состав организации, выделяются в ней активные и поддерживающие элементы.

  3. Проверяется обеспеченность устойчивых связей между элементами с определенной временной и пространственной конфигурацией.

  4. Определяется спецификация связей и отношений, входящих в структуру, чтобы затем понять или задать их вид.

  5. Описываются все слои организационной структуры (структурный портрет организации).

  6. Формулируются показатели процедур, стандартов (эталонов), эффективности частей и всей организационной структуры.

  При построении структур принято выделять и учитывать ряд общих характеристик организации: размер, сложность или дифференциация, формализация, контроль, административный компонент, бюрократизация, централизация, уровни власти, традиционализм и конфигурация.

  Размеры организации измеряются числом работающих в ней сотрудников, (а иногда, и количеством оборудования, объемом материальных ценностей, информации и т. д.).

  Административный компонент – это та часть персонала, которая не связана непосредственно с технической стороной производства, это менеджеры организации, специалисты – работники штаба и клерки.

  Специализация – разделение труда в управлении организации, включая распределение официальных обязанностей среди множества должностей.

  Дифференциация – состояние разделенности на части: горизонтальная (число единиц одного уровня) и вертикальная (число уровней подчинения).

  Интеграция – показатель участия элементов в совместной работе и их организационные формы. Все это характеризует сложность организации.

  Стандартизация – это наличие процедур, которые производятся регулярно и признаны в данной организации, описываются правилами и неизменно применяются, а также наличие таких же отношений между субъектами или субъектами и предметами их деятельности. Чем больше правил, тем выше стандартизация.

  Традиционализм – наличие строго регламентированных правил, которые не расписаны документально, но тем не менее действуют.

  Формализация – расписанность правил в документах и инструкциях.

  Централизация – означает концентрацию элементов оргструктуры вокруг одного из элементов, получающих преимущества как «центр». Централизоваться может власть, информация, географически единицы организации, планирование, экспертиза и т. д. Как и все в организации, централизация и децентрализация имеет свои плюсы и минусы.

  Конфигурация – характеризует пространственную или временную упорядоченность элементов и связей. 

5. Формы передачи технологий.

Основные формы передачи технологий делятся по своему экономическому содержанию на коммерческие (возмездные) и некоммерческие (безвозмездные).

К некоммерческим формам передачи технологии относят: научно-технические публикации (доклады, конференции, каталоги, выставки); обмен результатами исследовании посредством личных контактов и посещений научно-исследовательских учреждений и промышленных предприятий (стажировки, командировки и др.); обмен производственно-техническими достижениями и опытом по долгосрочным программам.

К коммерческим формам передачи технологии относят передачу технологии по лицензионным договорам, путем продажи оборудования и материалов (или передачи в аренду), оказания услуги типа инжиниринг, через учреждение совместных фирм (предприятий) и т.п.

Коммерческие формы передачи технологии подразделяются на сопутствующие соглашения («под ключ», «под готовую продукцию», «рынок в руки») и самостоятельные формы (лицензионные соглашения, безлицензионные формы передачи технологии и кооперационные соглашения).

Из сопутствующих форм передачи технологии соглашения на условиях «ВОТ» (building, operation, transmit — строить, эксплуатировать, передавать) и «рынок в руки» (с обеспечением сбыта продукции) встречаются в настоящее время довольно редко.

В то же время соглашения “под ключ” широко распространены во многих странах. Они предполагают поручение фирме-исполнителю (подрядчику) научно-технических разработок, поставок необходимого оборудования и строительства промышленного или иного объекта от стадии проектирования до поставок и монтажа оборудования. Позволяя заинтересованным сторонам приступить к выпуску высокотехнологичной продукции, не имея для этого соответствующего научно-технического задела, соглашения «под ключ» обеспечивают возможность приобретения не только определенных технических, но и управленческих знаний, и обходятся заказчику дешевле, чем самостоятельное выполнение всего комплекса работ. Однако злоупотреблять выдачей заказов с исполнением «под ключ» не рекомендуется, так как возможно возникновение и углубление технологической зависимости заказчика от подрядчика. Отмечается, что строительство заводов «под ключ, закупка комплектного оборудования, отдельных объектов техники и другие торговые операции, по которым ноу-хау не передается, позволяют только временно, в пределах морального старения, эксплуатировать закупленную новую технику, но не дают возможности ее воспроизвести, создать более совершенную, а, следовательно, ликвидировать наметившееся или сложившееся отставание.

Передача технологий на коммерческой основе осуществляется в следующих основных формах:

•   патентные соглашения — торговая сделка, при которой владелец патента уступает свои права на использование изобретения покупателю патента;

•  лицензионные соглашения — торговая сделка, при которой собственник нематериальных активов предоставляет другой стороне разрешение на использование прав на интеллектуальную собственность в определенных пределах;

•   ноу-хау — предоставление технического опыта и секретов производства, включающих сведения технологического, экономического, административного, финансового характера, использование которых обеспечивает определенные преимущества. Предметом купли-продажи являются незапатентованные изобретения, имеющие коммерческую ценность;

• инжиниринг — предоставление технологических знаний, необходимых для приобретения, монтажа и использования купленных или арендованных машин и оборудования. Сюда входит широкий комплекс мероприятий по подготовке технико-экономического обоснования проектов, осуществлению консультаций, надзора, проектирования, испытаний, гарантийного и послегарантийного обслуживания.

6. Кредит: сущность, виды. Кредитная система.

Сущность кредита

Кредит - это сделка, заключаемая между кредитной организацией и заемщиком, по предоставлению денежных средств кредитором заемщику в виде ссуды на определенных условиях. Между кредитором и заемщиком заключается договор, согласно которому кредитор предоставляет денежные средства ( кредит ) заемщику в заранее оговоренном размере, на оговоренный срок, и за вознаграждение кредитора. Кредит может предоставляться с обеспечением, то есть залогом или же без него, с поручительством или без него, все это рассматривается кредитной организацией в каждом конкретном случае. Кредит предоставляются на различные цели и на различных условиях как для физических лиц, так и для бизнеса. Кредит может предоставляться, например, на покупку автомобиля, недвижимости, бытовой техники и прочих товаров и услуг, а также на любые ваши цели.Сущность кредита заключена в многообразии кредитных отношений и определяется его объективным существованием во всех общественно-экономических формациях. Возникновение кредитных отношений возможно только при определенном уровне товарного производства и обращения, когда стоимость, высвободившаяся у одного хозяйствующего субъекта, может временно использоваться другим субъектом в хозяйственных сделках. Кругооборот промышленного капитала приводит к образованию временно свободного денежного капитала. Однако временно свободный денежный капитал перестает функционировать и приносить прибыль. Поэтому возникает противоречие между выделением свободных денежных капиталов и внутренней сущностью капитала, как самовозрастающей стоимости. Такое противоречие разрешается с помощью кредита.

Субъектами кредитных отношений являются кредитор и заемщик, а объектом – ссужаемая стоимость, которая может предоставляться как в денежной, так и в товарной форме. После получения кредита заемщик становится должником. Кроме того, в кредитных отношениях может принимать участие и посредник — кредитная организация или банк.

основные принципы кредита: возвратность; срочность; платность; обеспеченность; целевой характер; дифференцированность. В экономической теории рассматриваются две основные формы кредита: - коммерческий (товарный) кредит предоставляется одним предприятием другому в виде продажи товаров с отсрочкой платежа (вексельный способ, скидка при условии оплаты в определенный срок, консигнация); - банковский, при котором в качестве кредиторов выступают специализированные кредитно-финансовые организации, имеющие лицензии ЦБ на осуществление подобных операций. Заемщиками являются юридические лица. Инструментом кредитных отношений служит кредитный договор (соглашение). Доход — ссудный (банковский) процент, ставка которого определяется соглашением сторон с учетом ее средней нормы на данный период. 

Виды кредитов

Потребительский кредит – ссуда (займ), предоставленная кредитным учреждением (Банком, Ломбардом) физическому лицу в целях приобретения товаров или услуг личного потребления с отсрочкой платежа, с последующим возмещением заимствованных средств и процентов по ним.

Потребительский кредит включает в себя следующие суб-виды: кредит на неотложные нужды связанные с оплатой услуг, кредит на образование, кредит на ремонт жилья, кредит на покупки, кредит молодой семье, кредит пенсионерам, кредит сотрудникам компаний и другие.

Кредитные карты – банковские пластиковые карты, позволяющие использовать их в качестве платежного средства.

А так же расходовать денежные средства при отсутствии или недостатке средств на карточном счете клиента, через открытую банком-эмитентом кредитную линию (Овердрафт) с определенным максимальным единовременным расходным лимитом кредитования, с последующим возмещением заимствованных денежных сумм и процентов по ним.

Основными функциями кредитных карт являются: а) безналичная оплата товаров и услуг; б) снятия наличных средств, как в отделениях банка, так и через банкоматы; в) оплата счетов в рамках лимита кредитования, с использованием кредита, предоставляемого в порядке Овердрафта.

Автокредитование – разновидность потребительского кредитования, который выделился в самостоятельную кредитную линию с определенной политикой на рынке автомобильного кредитования.

Автокредит предоставляется в целях приобретения заемщиком транспортного средства с возможностью отсрочки платежа, с последующим возмещением кредитных сумм и процентов по ним.

Оплата может производиться одноразовым платежом или равновеликими платежами через равные промежутки времени.

Ипотечный кредит – Ипотека от греческого hypotheke – залог, заклад.

Ипотечный жилищный кредит, это целевой долгосрочный кредит (выдают на 10-40 и более лет), предоставленный под сравнительно низкий годовой процент, для строительства или покупки недвижимости, под залог данной недвижимости в качестве обеспечения обязательства, до возвращения банку кредитных сумм и процентов по ним.

Рассрочка платежа может быть разной периодичности: ежемесячной, квартальной, ежегодной, при фиксированном проценте за непогашенную часть задолженности.

Банковский кредит – ссуда (займ), предоставляемая банковским учреждением юридическому лицу в денежной форме на цели удовлетворения насущных потребностей компании.

Классификация банковских кредитов: по категориям заемщиков, по обеспеченности кредита (обеспеченные, бланковые), по срокам погашения (онкольные, краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные), по характеру погашения (единовременно, в рассрочку), по методу взимания процентов (проценты удерживаются в момент предоставления кредита, в момент погашения кредита или на протяжении всего срока кредита).

Лизинг (финансовая аренда) – Лизинг от английского lease – аренда, имущественный наем, форма кредитования без передачи права собственности на товар арендатору.

Кредитная система — это часть финансового рынка, которая представлена теми его элементами (функциональными и институциональными), которые непосредственно занимаются кредитными операциями или регулируют их выполнение. Кредит – это движение денежных средств от кредитора к заемщику на условиях возвратности, срочности и платности ссуд. Главными условиями существования кредита является наличие спроса и предложения на финансовые ресурсы, которое выражается в существовании потребности в дополнительных финансовых ресурсах у одних субъектов экономики и наличие свободных средств у других. В качестве источников временно свободных денежных средств могут выступать: 1. Население, за счет сбережений, которые в данном случае размещаются по каналам косвенного финансирования (в учреждениях кредитной системы); 2. Предприятия, за счет капитала по тем или иным причинам высвободившегося из оборота. Этими частями капитала могут быть:

средства амортизационного фонда, которые начисляются непрерывно, по мере реализации продукции, а расходуются – дискретно, в те моменты, когда производится капитальный ремонт, модернизация или замена основных фондов;

оборотные средства, которые высвобождаются в связи с уменьшением объема производства или в результате проведения мероприятий по снижению текущих издержек производства;

средства специальных и резервных фондов, которые формируются из прибыли предприятия и имеют накопительный целевой характер;

нераспределенная прибыль: текущая прибыль предприятия, до ее распределения на накопление и потребление.

3. Государство, которое проводит бюджетные трансферты и ассигнования через банковскую систему или капитализирует средства внебюджетных фондов в виде банковских депозитов (срочных счетов). Те же группы субъектов являются потребителями кредитных ресурсов, причем один и тот же их представитель может являться и кредитором (фактическим) и, заемщиком (например, гражданин, имеющий сберегательный счет и приобретающий товар в кредит). 

7. Функции менеджмента: общие и специфические.

Функции менеджмента — это виды управленческой деятельности, которые обеспечивают формирование способов влияния на деятельность организации.

Общие функции менеджмента - отражают содержание основных стадий процесса управления деятельностью организации на всех иерархических уровнях. Успешный менеджмент должен предусматривать  осуществление следующих общих функций - формирование целей, планирование, организацию, контроль.

Планирование – предполагает решение о том, какими  должны быть цели организации. и что должны делать члены организации чтобы достичь этих целей, (стратегическое) — приставляет «собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Задача — обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени.

Контроль — это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности.

Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов. Важнейшая особенность контроля состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим.

Специфические функции определяются объектом управления.

Конкретные (специфические) функции управления – представляют собой результат разделения управленческого труда. Такие функции включают в себя различные виды деятельности, отличающиеся назначением и способом реализации. Конкретные функции воздействуют не на всю организацию, а на ее определенные стороны или части. Каждая конкретная функция управления в организации является комплексной по содержанию и включает в себя общие функции: планирование, организацию, координацию, регулирование, мотивацию и контроль.

Специальные функции являются подфункциями конкретной функции. Наиболее распространенными конкретными (производственно-хозяйственными или специфическими) функциями являются:

— оперативное планирование и управление производством;

— управление технологической подготовкой и научно-техническим развитием производства;

— управление технической подготовкой, ремонтным, транспортным и др. видами обслуживания;

— прогнозирование и технико-экономическое планирование;

— управление трудовыми ресурсами и социальным развитием коллектива;

— управление материально-техническим снабжением и сбытом продукции (маркетинг);

— управление капитальным строительством и реконструкцией;

— управление финансовыми ресурсами и учет;

— управление хозяйственным обслуживанием.

Инновационный менеджмент: цели и задачи.

Инновационный менеджмент – наука, направленная на стимулирование и эффективное управление инновационными процессами на макро– и микроуровнях. 

Целью инновационного менеджмента является изучение методов и технологий управления организацией для обеспечения ее развития и усиления конкурентных позиций на рынке путем создания, освоения и коммерциализации новшеств в различных отраслях экономики.

Основными задачами инновационного менеджмента являются следующие:

определение тенденций развития научно-технического прогресса в конкретных секторах экономики;

организация управления развитием организаций;

определение перспективных направлений инновационной деятельности;

оценка эффективности инновационных процессов;

выявление и оценка рисков, возникающих в процессе создания и использования нововведений;

разработка проектов внедрения нововведений;

создание системы управления инновациями;

формирование благоприятного инновационного климата и условий для адаптации организации к нововведениям;



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: