вопросы к зачету 2014

Теоретические вопросы

1.Понятие общества. Сферы общественной жизни.

2.Человек, индивид, личность.

3. Экономика и её роль в жизни общества.

4. Рыночные отношения в современной экономике.

5.Сущность человеческой деятельности.

6. Экономические реформы РФ.

7. Мораль в жизни общества.

8. Государство и экономика.

9. Социальные нормы и отклоняющееся поведение.

10.Собственность и многообразие её форм.

11. Чувственное и рациональное познание. Истина и её критерии

12. Социальная структура общества.

13. Научное познание. Роль науки в жизни общества.

14. Социальные и межнациональные конфликты.

15. Роль искусства в жизни общества.

16. Конституция Российской Федерации.

17. Особенности социального познания, конкретно – исторический подход к социальным явлениям.

18.Государство, его признаки. Государственные символы РФ.

19. Духовное производство и духовное потребление.

20.Политика и её роль в жизни общества.

21.Трудовая деятельность человека.

22.Права человека.

23.Свобода в деятельности человека.

24.Правовое государство.

25.Исторический процесс и его участники.

26.Политические партии. Становление многопартийности в России.

27.Политика, объекты и участники политического процесса.

28.Духовная сфера общества. Проблемы духовной сферы.

29.Прогресс и регресс. Критерии прогресса.

30.Типы формы государства.

31.Глобальные проблемы современности.

32.Религия её роль в жизни общества.

33.Цивилизация и формация.

34.Образование и его роль в жизни общества.

35.Доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное

общество.

36.Понятие права, его нормы, отрасли.

37. Роль права в жизни общества.

38. Мировоззрение человека.

39.Россия в рамках глобализации.

40. Политические режимы.

Практические задания

1. Установите соответствие между понятием и определением.

Природа — это весь животный и растительный мир Земли.

Биосфера — это совокупность естественных условий существования человечества.

Матриархат — главенство мужчины в первобытной семье.

Патриархат — главенство женщины в первобытной семье.

Присваивающая экономика — производство необходимых продуктов в первобытном обществе.

Производящая экономика — присвоение продуктов природы в готовом виде.

2. Установите общественное разделение труда в хронологическом порядке.

1. Появление торговцев (купцов) как особой группы населения.

2. Разделение общества на земледельцев и скотоводов.

3. Выделение ремесла в самостоятельную отрасль производства.

3. Заполните пропуски в таблице.

Таблица. Сравнение родовой и соседской общин

Родовая община

Соседская община

1. Наличие кровнородственных связей

1.

2.

2. Обособление имущества отдельных семей

3. Общинная собственность на землю; совместная обработка земли

3. Общинная собственность на землю; распределение земли в пользование между семьями

4. Отсутствие условий для появления частной собственности и неравенства

4.

4. Дайте развернутую характеристику концепции Д. Белла. Приведите конкретные примеры, иллюстрирующие каждый из типов обществ. Заполнить таблицу.

Типы обществ

Характерные черты

1. Доиндустриальное

2. Индустриальное

3. Постиндустриальное

5. Установите общественное разделение труда в хронологическом порядке.

1. Появление торговцев (купцов) как особой группы населения.

2. Разделение общества на земледельцев и скотоводов.

3. Выделение ремесла в самостоятельную отрасль производства.

6. Установить соответствие между понятием и определением.

Революция — это качественные изменения, происходящие в относительно больших интервалах времени.

Эволюция — это процесс поступательных изменений, которые происходят в каждый данный момент в каждой точке человеческого общежития

Развитие общества — это постепенные, медленные, количественные изменения, которые со временем приводят к переходу в качественно иное состояние.

Социальные изменения — это использование новых методов производства, опирающихся на достижения НТП.

7. Исправьте ошибки в предложениях.

1. Диалектика изучает искусство спора, диалога.

2. Понимание развития как процесса количественных изменений произошло в средне вековой христианской философии.

3. Различные изменения не связанны между собой; изменения одного вида не влекут за собой изменений других видов.

8. Охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста.

1. Революции бывают:

……………

долговременные.

2. К долговременным революциям относятся:

неолитическая революция

…………..

3. Г. Гегель выявил основные принципы диалектики:

…………..

…………..

Мотивационные

9. Составьте таблицу.

Революции

долговременные

?

неолитическая

?

?

?

10. Установите соответствие между понятием и определением.

1. Бытие — это ощущения, восприятия, эмоции, чувства, которые не были переработаны нашим сознанием.

2. Общественная психология- это вид общественного сознания, который отражает общественное бытие с позиций интересов тех или иных социальных групп, классов, партий.

3. Сознание- это вид общественного сознания, характеризующий душевную, эмоционально-волевую жизнь людей на обыденном, бытовом уровне.

4. Самосознание- это бытие, которое представляет собой сущность предмета, оно лишено временного, практического характера, остается неизменным, им обладают идеи, ценности, понятия.

5. Реальное бытие- это категория, которая означает существование, основанное на положении «я есть».

6. Бессознательная информация- это наука, изучающая систему идей, взглядов на мир и место в нем человека.

11. Перечислите формы бытия.

1) ……

2) ……

3) ……

4) ……

12. Исправьте ошибки в предложениях.

1. Сознание не связано с деятельностью мозга и нервной системой индивида.

2. Язык — один из ярких примеров несоответствия индивидуализированного и объективированного духовного.

3. отношение бытия и сознания является предметом споров в науке с глубокой древности — идеалисты считают, что бытие определяет сознание, материалисты же указывают на первичность сознания по отношению к бытию.

13.На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные

понятия, заполнив пропуски текста.

• Выделяют два вида познания:

…………….

чувственное;

…………….

• Различают три вида памяти:

………………..

краткосрочную;

………………

• В процессе познания наряду с рациональными операциями

участвуют и нерациональные. Ими являются:

творчество;

• Важнейшими элементами процесса познания являются:

…………..

понимание.

• Теория познания различает следующие виды объяснения:

структурное;

…………..

…………..

15. Установите соответствие между определением и понятием.

Рациональное познание — это усвоение переживаемого с целью нахождения истины.

Образ предмета — это результат процесса познания.

Познание — это реакция организма человека на раздражение.

Восприятие — это возникновение идеального отражения предмета в сознании.

Знание — это философская концепция, подчеркивающая чувственное

происхождение познания.

Представление — это целостный образ материального предмета, данного посредством наблюдения.

Ощущение — это восприятие предмета в целостности даже в случае, когда мы его целиком не ощущаем.

Сенсуализм — это воплощенные в словах продукты социально исторического

процесса познания, которые выделяют общие существенные свойства предметов и явлений и одновременно суммируют

важнейшие знания о них.

Творчество — это необходимый этап познавательной деятельности,

следующий за чувственным восприятием предмета, в ходе которого человек осмысливает полученные ощущения, стремится проникнуть в суть вещей.

Понятие — это отвлечение, сравнение и сопоставление предметов, выделение общего свойства, которое им присуще.

Абстрагирование — это процесс принятия нестандартных решений.

Реинтерпретация — это этап понимания, первоначального приписывания

информации смысла и значения.

Дивергенция — это этап понимания, уточнения и изменения смысла и значения.

Интерпретация — это этап понимания, объединения, слияния прежде разрозненных смыслов и значений.

Конверсия — это этап понимания, разъединения прежде единого смысла на отдельные части.

16.Составьте схему «Формы чувственного познания».

17.Заполните попуски в схеме «Формы рационального познания»

Формы рационального познания

понятие

суждение

совокупность нескольких суждений, связанных между собой по законам



18.В чем сходство и различие знания и информации? Приведите примеры ситуаций, когда информация становиться знанием, а когда – нет.

19. Проанализируйте высказывание Ф.Энгельса и ответьте на вопросы: «Индукция и дедукция, связаны между собой столь же необходимым образом, как синтез и анализ. Вместо того чтобы односторонне превозносить одну из них до небес за счет другой, надо стараться применять каждую на своем месте, а это можно добиться лишь в том случае, если не упускать из виду их связь между собой, их взаимное дополнение друг друга».

В чем проявляется взаимосвязь индуктивных и дедуктивных методов познания?

ПОЗНАНИЕ

20. Составьте схему: «Виды познания».

21. Составьте таблицу:

« Отличительные черты научного познания от вненаучного познания»

Научное познание

Вненаучное познание

Вывод:

22. Синонимом морали является понятие «нравственность». Прочитайте высказывания. Какое значение имеет нравственность в жизни общества, отдельного человека?

Л. Фейербах: «Хорошо и нравственно — это одно и то же. Но хорош только тот, кто хорош для других».

И. Гёте: «Главное условие нравственности — желание стать нравственным».

Г. Флобер: «Все, что прекрасно, — нравственно».

Конфуций: «Когда ясно, В чем заключается истинная нравственность,

то и все остальное будет ясно».

Г. Гегель: «Истинная собственная польза достигается лишь нравственным

поведением».

Л. Н. Толстой: «Простота есть главное условие нравственной красоты. Для того чтобы знать, что нравственно, надо знать, что безнравственно; для того чтобы знать, что делать, надо знать, чего не должно делать … Жизнь без нравственного усилия есть сон».

И. Кант: «Нравственность учит не тому, как стать счастливым, а тому, как стать достойным счастья».

23. Прочитайте высказывания. Какой смысл вкладывают авторы в понятие долга?

Платон: «Долг — это уважение к праву другого»; «Наша честь состоит в том, чтобы следовать лучшему и улучшать худшее, если оно еще может стать совершеннее».

Конфуций: «Благородный муж превыше всего почитает долг. Благородный муж, наделенный отвагой, но не ведающий долга, может стать мятежником. Низкий человек, наделенный отвагой, но не ведающий долга, может пуститься в разбой».

А. Смит: «Долг — это уважение к общим правилам нравственности».

И. Бентам: «Сознание долга, привязывающее человека к его обязательствам,

есть не что иное, как сознание высшего интереса, который одерживает в нем верх над интересами низшего порядка».

Г. Гегель: «Что есть долг? Пока что у нас нет другого ответа, кроме следующего: совершать правое дело и заботиться о собственном благе и о благе … других».

24. Заполните таблицу: «Основы вероучения».



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: