вопросы к экзамену по биологии для медсестер

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО БИОЛОГИИ.

Биология как наука. Значение для медицины. Основные признаки живого.

Уровни организации живых организмов. Методы изучения биологии.

Химическая организация клетки. Неорганические соединения: вода и мине-ральные соли. Их роль в жизнедеятельности.

Химический состав клетки. Биополимеры. Углеводы, классификация, функции, значение.

Химический состав клетки. Биополимеры. Белки, строение, структура, образование пептидной связи, функции, денатурация.

Химический состав клетки. Липиды. Гормоны. Витамины. Строение, функции,

Химический состав клетки. Биополимеры. Нуклеиновые кислоты, их строение, виды, значение.

Клеточная теория. Ее основные положения. Методы изучения клетки.

Организация клетки. Плазматическая мембрана, строение, функции, свойства. Цитоплазма, ее структура.

Органоиды клетки. Мембранные органоиды клетки, строение, функции.

Ядро. Сравнительная характеристика прокариот и эукариот. Наследственный аппарат клетки.

Метаболизм. Энергетический обмен. Анаэробный гликолиз: спиртовое и молочнокислое брожение.

Энергетический обмен. Аэробный этап: цикл Кребса, дыхательная цепь (окислительное-фосфорилирование). Роль митохондрии в этом процессе. АТФ.

Пластический обмен. Фотосинтез: световая и темновая фазы. Роль хлоропластов в этом процессе АТФ.

Пластический обмен. Биосинтез белка: трансляция, роль рибосом в этом процессе.

Наследственная информация клетки: генетический код ДНК, транскрипция.

Наследственная информация клетки. Строение ДНК, репликация, понятие о гене.

Успехи современной селекции. Новейшие методы селекции: клеточная генная инженерия.

Экология как наука. Экологические факторы, их оптимум. Взаимодействие популяций внутри вида: конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм.

Понятие о сообществе и экосистеме (биогеоценозе). Примеры экосистем (биогеоценозов), взаимодействие внутри их функциональных групп организмов: продуцентов, редуцентов.

Поток энергии и цепи питания в экосистемах. Продукция экосистем. Правила экологической пирамиды.

Экосистема (биогоценоз) и его свойства: целостность, устойчивость, саморегуляция, самовоспроизведение. Смена Экосистем: зарождение развития. Влияние антропогенных факторов.

Агроценозы, их структура. Отличие от биогеоценозов.

Биосфера. Биогеохимические процессы. Круговорот веществ.

Проблемы экологии. Влияние человека на биосферу. Экологические проблемы Брянской области. Значение экологических знаний в практической деятельности человека.

Нуклеиновые кислоты, их виды, функции.

АТФ, ее строение и значение. Витамины.

Сравнительная характеристика животных и растений, клетки, прокариотов и эукариотов.

Бесполое и половое размножение. Партеногенез.

Организм как единое целое. Уровни приспособления организма. Саморегуляция. Влияние внешних условий.

Взаимодействие аллельных и неаллельных генов.

Доказательства эволюции: эмбриологические, морфологические, палеонтологические, биогеографические, молекулярные.

Применение экологических знаний в практической деятельности человека. Глобальные экологические проблемы.

ВОПРОСЫ НА СООТВЕТСТВИЕ:

1.

Особенности

Тип круговорота

А

Входит в состав газа, выделяемого растениями и животными

Круговорот азота

Б

Накапливается в форме карбонатов

2.Круговорот углерода

В

Накапливается в виде нитратов и нитритов

Г

Фиксируется живыми организмами – бактериями и водорослями

Д

Участвует в образовании нефти, горючих газов

Е

Конечный продукт минерализации используется для фотосинтеза

Ж

Конечный продукт минерализации используется растениями и бактериями

2.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

НОСИТЕЛИ

А

Изготовление примитивных орудий труда.

Австралопитек

Б

Изготовление относительно сложных орудий труда.

2.Питекантроп (синантроп)

В

Умение поддерживать огонь

3.Неандерталец

Г

Умение добывать огонь

Д

Объем мозга 1400 см3

Е

Объем мозга 65 см3

Ж

Целенаправленная (загонная) коллективная охота

З

Стихийная охота

И

Первые признаки речи

К

Умение шить одежду из шкур

Л

Признаки социальных отношений

М

Возникновение социальных отношений

Н

Примитивное использование различных предметов

3.

Представители

Время появления соответствующих представителей

А

Теория самозарождение

Ранние – до ХVIIв

Б

Теория панспермии

Поздние – после XIX – XXвв.

В

Теория креационизма

Г

Теория биохимической эволюции

Д

Теория генного происхождения жизни

4.

Этапы развития жизни

Эры

А

Расцвет зеленых водорослей

Протерозой

Б

Существование кистеперых рыб

Палеозой

В

Расцвет ракоскорпионов

Г

Возникновение фотосинтеза

Д

Расцвет моллюсков

Е

Возникновение многоклеточности

5.

Признаки

Направления эволюции

А

Ячеистые легкие у рептилий

Ароморфоз

Б

Первичная кора головного мозга у рептилий

Идиоадаптация

В

Голый хвост у бобра

Дегенерация

Г

Отсутствие конечностей у змей

Д

Отсутствие корней у повилики

Е

Возникновение перегородки в желудочке сердца у рептилий

Ж

Молочные железы у млекопитающих

З

Образование ластов у моржей

И

Отсутствие кровеносной системы у цепней

К

Отсутствие потовых желез у собак

6.

Примеры изоляции

Формы изоляции

А

Мухи-пестрокрылки, откладывающие яйца на яблоне и боярышнике

1.Географическая изоляция

Б

Растущие в Калифорнии сосны, у которых пыльца осыпается в феврале и в апреле

2. Экологическая изоляция

В

Бурые медведи Канады и Финляндии

Г

Дымчатые леопарды, живущие в Индокитае и на острове Тайвань

Д

Полевки живущие в лесу вдали от воды и по берегам озер

Е

Дриада восьми лепестковая (растение тундры) из Норвегии и Альп

7.

Примеры приспособлений

Вид приспособления

А

Окраска шерсти бурого медведя

Покровительственная окраска

Б

Окраска жирафа

Маскировка

В

Окраска шмеля

Мимикрия

Г

Форма тела палочника

Угрожающая окраска

Д

Окраска божьей коровки

Е

Черные и оранжевые пятна гусениц

Ж

Строение цветка орхидеи

З

Внешнее сходство некоторых мух с осами

И

Слияние камбалы с фоном морского дна

8.

Характеристики

Формы естественного отбора

А

Изменение среднего значения признака

Движущая форма

Б

Появление новых признаков

2.Стабилизирующая форма

В

Сохранение среднего значения признака

Г

Действует в стабильных условиях среды

Д



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: