вопросы и задания к экзамену

Психология. Часть 2

Примерный перечень вопросов к экзамену

Предмет и задачи возрастной и генетической психологии. Понятие психического развития, онтогенеза и филогенеза психики. Закономерности психического развития. Место возрастной психологии в системе психолого-педагогических дисциплин.

Понятие возраста в психологии. Этапы психического развития и основные разделы возрастной психологии. Детство как социокультурный феномен и предмет науки.

Методологические принципы психологии развития. Стратегии исследования в возрастной психологии (Д.Б. Эльконин). Классификация методов возрастной психологии по Б.Г. Ананьеву.

Подходы к решению проблемы развития души материалистической и идеалистической Античной философии.

Проблемы развития души в Средневековой науке, христианская психология Фомы Аквинского, естественнонаучный подход Ибн-Сины.

Материалистические концепции развития психики в Новое время (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк).

Идеалистические теории развития сознания Р. Декарта и Г.В. Лейбница.

Проблемы развития психики в ассоциативной психологии (Д. Гартли, Дж. Ст. Милль, И.Ф. Гербарт).

Предпосылки выделения детской психологии в самостоятельную область знания. Факторные теории в детской психологии.

Концепции психического развития в бихевиоризме и необихевиоризме. Развитие как научение, понятие условий, движущих сил, механизмов развития.

Исследования психического развития в гештальтпсихологии и французской социологической школе.

Психоаналитические теории развития ребенка, понятие условий, движущих сил, механизмов и этапов развития личности.

Гуманистические теории развития личности.

Учение Ж. Пиаже о психическом развитии, понятие условий, движущих сил, механизмов и этапов развития интеллекта.

Особенности и условия становления советской психологии. Рефлексологический подход в детской психологии.

Культурно-историческая концепция психического развития Л.С. Выготского. Понятие высших психических функций, закон их развития. Условия и движущие силы психического развития.

Общение как условие психического развития ребенка в концепции Л.С. Выготского. Развитие его идей в отечественной психологии (М.И.  Лисина).

Проблема обучения и развития в зарубежной и отечественной психологии. Концепция развивающего обучения Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова.

Деятельность как движущая сила психического развития. Понятие деятельности и ведущей деятельности (А.Н. Леонтьев). Закон чередования ведущих типов деятельности (Д.Б. Эльконин).

Проблема периодизации психического развития в зарубежной и отечественной психологии. Критерии периодизаций, их достоинства и недостатки. Особенности периодизации психического развития Л.С. Выготского — Д. Б. Эльконина.

Характеристика социальной ситуации развития, ведущей деятельности и новообразований ребёнка младенческого и раннего возрастов. Кризисы 1-го года и 3-х лет.

Характеристика социальной ситуации развития, ведущей деятельности и новообразований дошкольного и младшего школьного возрастов. Кризис 7-ми лет.

Характеристика социальной ситуации развития, ведущей деятельности и новообразований подросткового и юношеского возрастов. Кризисы 13-ти, 17-ти лет, 21 года.

Характеристика социальной ситуации развития, ведущей деятельности и новообразований в зрелости и старости. Кризисы зрелости.

Онтогенез общения. Качественные изменения в общении ребенка со взрослыми и сверстниками на разных возрастных этапах (М.И. Лисина).

Особенности развития познавательных процессов в младенческом, раннем, дошкольном, младшем школьном возрастах.

Особенности развития познавательных процессов в подростковом, юношеском возрастах, в зрелости и старости.

Особенности развития эмоций, воли и произвольности в онтогенезе.

Задания к экзамену

Контроль сформированности (ОПК-1):

Обоснуйте необходимость знания разных теорий психического развития ребенка для педагога дошкольного образовательного учреждения.

Обоснуйте необходимость знания закономерностей психического развития человека на разных стадиях онтогенеза для педагога дошкольного образовательного учреждения.

Определите особенности психического развития детей раннего возраста, которые необходимо учитывать при организации воспитательной и коррекционно-развивающей работы.

Определите особенности психического развития детей дошкольного возраста, которые необходимо учитывать при организации воспитательной и коррекционно-развивающей работы.



Определите особенности психического развития детей в младшем школьном возрасте, которые необходимо учитывать при организации учебно-воспитательной и коррекционно-развивающей работы.

Определите особенности психического развития в подростковом возрасте, которые необходимо учитывать при организации учебно-воспитательной и коррекционно-развивающей работы.

Определите особенности психического развития в юношеском возрасте, которые необходимо учитывать при организации учебно-воспитательной и коррекционно-развивающей работы.

Определите психологические особенности молодых родителей, которые необходимо учитывать воспитателю при взаимодействии.

Определите психологические особенности родителей в возрасте поздней зрелости, которые необходимо учитывать воспитателю при взаимодействии.

Определите психологические особенности прародителей, которые необходимо учитывать воспитателю при взаимодействии.

Контроль сформированности (ОПК-2, СК-1)

Проведите сравнительный анализ подходов к решению основных проблем психологии развития в материалистической и идеалистической Античной философии.

Проведите сравнительный анализ подходов к решению основных проблем психологии развития в Античной и средневековой философии.

Проведите сравнительный анализ подходов к решению основных проблем психологии развития в материалистической и идеалистической философии Нового времени.

Проведите сравнительный анализ подходов к решению условий и движущих сил психического развития в биогенетическом и культурно-деятельностном подходах. Оцените возможности их практического применения.

Проведите сравнительный анализ подходов к решению условий и движущих сил психического развития в психоаналитическом и культурно-деятельностном подходах. Оцените возможности их практического применения.

Проведите сравнительный анализ подходов к решению условий и движущих сил психического развития в поведенческом и культурно-деятельностном подходах. Оцените возможности их практического применения.

Проведите сравнительный анализ подходов к решению условий и движущих сил психического развития в гуманистическом и культурно-деятельностном подходах. Оцените возможности их практического применения.

Проведите сравнительный анализ подходов к решению условий и движущих сил психического развития в генетическом и культурно-деятельностном подходах. Оцените возможности их практического применения.

Проведите сравнительный анализ подходов к решению условий и движущих сил психического развития в рефлексологическом и культурно-деятельностном подходах. Оцените возможности их практического применения.

Проведите сравнительный анализ подходов к решению проблемы соотношения обучения и психического развития в биогенетических, поведенческих и культурно-деятельностной теориях. Оцените возможности их практического применения.

Проведите сравнительный анализ подходов к решению проблемы периодизации психического развития в биогенетических, психоаналитических и культурно-деятельностной теориях. Оцените возможности их практического применения.

Проведите сравнительный анализ подходов к решению условий и движущих сил психического развития в культурно-историческом и деятельностном подходах. Оцените возможности их практического применения.

Проведите сравнительный анализ форм общения со взрослым в детских возрастах.

Проведите сравнительный анализ форм общения со сверстниками в детских возрастах.

Определите особенности реализации методологических принципов психологии развития в исследовании на тему вашей курсовой работы. Выберите организационный, эмпирический метод, метод анализа и интерпретации данных.

Контроль сформированности (ОПК-6):

Определите основные темы просветительской работы с родителями детей раннего возраста. Обоснуйте их необходимость.

Определите основные темы просветительской работы с родителями детей дошкольного возраста. Обоснуйте их необходимость.

Определите основные темы просветительской работы с родителями детей младшего школьного возраста. Обоснуйте их необходимость.

Определите основные темы просветительской работы с родителями подростков. Обоснуйте их необходимость.




Предыдущий:

Следующий: