вопрос 3


ТЕМА 8. ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. БИЗНЕС-ПЛАН ПРЕДПРИЯТИЯ

8.1. Перспективные планы

Перспективные планы определяют направления, масштабы и темпы экономического и социального развития предприятия на несколько лет вперед и основываются на прогнозе максимального производства продукции при минимальных затратах и максимальной прибыли. План предприятия должен быть связагг с прогнозом развития отраслей сельского хозяйства в районе.

Задачи перспективного планирования на перерабатывающих предггриятиях сводятся к трем основным аспектам:

1)   обоснование рациональной производственной и организационной структуры в хозяйствах сырьевой зоны, где в качестве товарной выступает продукция, идущая на промыггглешгую переработку;

2)  определение производственных мощностей переработки на агропромьшшетшом предприятии;

3)  огггимизация производственно-отраслевой структуры всего объединения с точки зрения наиболее рационального использования земельных, трудовых и производственных ресурсов.

На сельскохозяйственньгх предприятиях целесообразно составлять два вида перспективных планов:

I. План организационно-хозяйственного устройства (оргхозплан) с.-х. предприятия, представляющий собой проект рационального его построения, в котором все отрасли и элементы производства находятся в научно обоснованных пропорциях, обеспечивающих расширенное воспроизводство и высокорентабельное ведение хозяйства.

Оргаозплан разрабатывается для вновь создаваемого или существующего предприятия любой организационно-правовой формы па период освоения проектной мощности (т.е. на год освоения объема производства при намеченном уровне интенсификации и специализации предприятия).

План организационно-хозяйственного устройства состоит из двух основных частей:

1.   Перспективы развития рациональной системы ведения производства по комтексу отраслей в условиях рынка. Эта часть содержит следующие разделы: юридический статус предприятия; природные и организационно-экономические условия производства; специализация, концентрация и размеры хозяйства, внутрихозяйственных подразделений и отраслей; система ведения растениеводства, животноводства, вспомогательных производств; капитальные вложения, основные средства; механизация, электрификация и автоматизация сельскохозяйственного производства; рабочая сила, ее воспроизводство, население, трудовые ресурсы; результативные показатели.

2.   Перспективы социального развития, коллектива. В этой части объектом планирования является коллектив предприятия, а предметом — социальная сфера его жизнедеятельности.

План социального развития сельского производственного коллектива представляет собой научно обоснованную комплексную программу преобразований, направленных на совершенствование социальной структуры коллектива, духовных и физических качеств работников, рост их материального благосостояния. Его цель — обеспечение требуемого уровня социального развития коллектива.

К оргхозплану прилагают пояснительную записку, использованные в расчетах нормативы, перспективные технологические карты, перспективную схему землепользования, почвенные и агрохимические карты и т.д.

П. План экономического и социального развития на 3-5 лет предусматривает не только построение, но и осуществление проекта организационно-хозяйственного устройства предприятия. Он более конкретен, включает разработку производственной и социальной программы

8.2. Годовой производственно-финансовый план

Перспективный план является основой для составления годового плана, представляющего собой программу работы хозяйства на конкретный календарный год. Годовой план разрабатывают по большому числу показателей, детализируя сроки выполнения заданий и доводя их до исполнителей.

При формировании годового плана сначала анализируют результаты деятельности за прошлые годы по предприятию и сравнивают их с показателями передовых хозяйств, что позволяет выявить недостатки, проанализировать их 1гричины и найти резервы. Также производят инвентаризацию имущества, определяют остатки продукции и материалов и уточняют состав трудовых ресурсов.

Основной бланк плана производственно-финансовой деятельности сельскохозяйственного предприятия содержит 30 форм и 7 основных разделов:

Раздел 1 «Юридический статус» отражает государственную регистрацию; участие в совместной деятельности; договор, заключенный с местной администрацией; распределение имущества и земельных угодий; состав участников предприятия; организационную структуру; основные экономические показатели производственно-финансовой деятельности предприятия;

Раздел 2 «Организационная структура» определяется в соответствии с Классификатором организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов и ГК РФ;

Раздел 3 «Основные экономические показатели производственно-финансовой деятельности» включают отчетные и итоговые экономические показатели на планируемый год.

Раздел 4 «Основные показатели производственной программы» включает разработку всех факторов производства в отраслях растениеводства, животноводства, вспомогательных, обслуживающих и промышленных производствах, порядок формирования издержек производства и осуществления экспортно-импортных операций. План по производству и реализации промышленной продукции включает планирование услуг промышленного характера, изготовление различных полуфабрикатов, переработки с.-х. сырья, производства и добычи строительных материалов. По каждому виду деятельности планируют объем производства, себестоимость основной продукции и результаты ее реализации.

Раздел 5 «Ценообразование» включает расчеты цены предложения и прогнозируемой цены на 1 ц с.-х. продукции и прогнозируемых цен на материальные ресурсы, которые необходимо будет использовать в производстве в планируемом году.

Радел 6 «Финансовая деятельность» представляет собой расчет поступления средств и результатов реализации продукции; общий финансовый результат реализации продукции, работ и услуг, валовой доход; бюджетные ассигнования; финансовый план в виде баланса доходов и расходов на предстоящий год, расчет потребности в кредитах.

8.3.   Назначение бизнес-плана

Основной плановый документ предпринимателя - бизнес-план, который представляет собой программу действий в определенных условиях на 1 год с детализацией по месяцам.

Бизнес-план - документ, в котором формируются цели предприятия, дается их обоснование, определяются пути достижения, необходимые для реализации средства и конечные финансовые показатели работ.



 

Целью разработки бизнес-плана является необходимость спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленный периоды в

соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

Принципы бизнес-планирования можно определить так:

>   принцип гибкости - адаптация плана к изменениям среды функционирования предприятия;

>   принцип непрерывности;

У принцип коммуникативности - в расчетах плана все должно быть взаимосвязано и взаимозависимо;

>   принцип интерактивности - творческий характер планирования и неоднократная проработка уже составленных разделов плана;

>   принцип многовариантности позволяющей выбрать наилучшую из альтернативных возможностей достижения поставленной цели Бизнес план рекомендуется составлять для К(Ф)Х, для производства

новых видов продукции на с.-х. предприятиях, для вновь организуемых или преобразуемых предприятий, а также в случае, привлечения крупных инвестиций.

К основным задачам бизнес-плана относится определение степени устойчивости предприятия в условиях конкуренции; установление ориентиров предпринимательской деятельности в виде системы количественных и качественных показателей; оценка материально-технических, трудовых и финансовых возможностей предприятия; обоснование инвестиций в производство и получение заемных денежных средств; снижение риска в предпринимательской деятельности.  .

Показатели плана должны быть достаточно обоснованными и не вызывать сомнений. Содержание бизнес-плана нужно излагать кратко без перенасыщения терминологией.

Функции бизнес-планирования можно рассмотреть но четырем назначениям.

1. Возможность использования бизнес-плана для разработки стратегии бизнеса.

2. Функция планирования позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы _, _, три фирмы.

3. Функция привлечения денежных средств: ссуд, кредитов, т.к. банки принимают целый комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств, в состав которых включается наличие бизнес-плана.

4. Функция привлечения деловых партнеров, которые пожелают вложить в деятельность собственный капитал или имеющуюся у них технологию.

8.4.   Структура бизнес-плана

При разработке бизнес-плана применяют разные варианты, которые отличаются количеством, содержанием и объемами разделов. Вначале оформляют титульный лист, где указывают заголовок плана, дату завершения

его подготовки, авторов, полное  название и адрес предприятия, а  затем оглавление, где приводят заголовки и страницы разделов и приложения.

Бизнес-планы сельскохозяйственных товаропроизводителей имеют следующую структуру:

Раздел I «Резюме» его излш-ают после разработки других разделов, когда появляется полная ясность о намерениях и предполагаемых результатах деятельности предпринимателя — раскрывает цель плана, его основные положения и выводы.

Раздел 2 «Общая характеристика предприятия» сообщает о его местоположении, структуре, размерах производства, объемах и районах реализации продукции. Если бизнес-план составляют для действующего предприятия, то указывают, кроме того, уровень использования ресурсного потенциала, достигнутые результаты работы, финансовое состояние.

В разделе 3 «Характеристика товарной продукции» приводят качественные показатели тех видов продукции, которые планируются для реализации покупателям, указывают их потребительские, экологические и другие привлекательные свойства, а также конкурентоспособность.

Раздел 4 «Рынки сбыта продукции» включает результаты изучения спроса на продукцию, емкости рынка, возможного объема продаж.

В разделе 5 «Оценка конкурентов» анализируют состояние конкуренции по соответствующим видам продукции, выявляют потенциальных соперников, разрабатывают мероприятия по внедрению и удержанию своих позиций на рынке.

Раздел 6 «Стратегия маркетинга» содержит вопросы ценообразования, распространения продукции, рекламы, стимулирования сбыта, формирования общественного мнения.

В разделе 7 «Производственный пиан» разрабатывают профамму развития основного, вспомогательных и подсобных промышленных производств, а также планируют объемы, ассортимент, качество и сроки получения продукции.

В разделе 8 «Организационный план» характеризуют персонал предприятия, определяют кадровую политику, организацию труда и его оплату.

В разделе 9 «Юридический тан» рассматривают правовое обеспечение предпринимательской деятельности, обосновывают выбор организационно-правовой формы предприятия, а также приводят сведения о дате и месте создания и регистрации предприятия, учредительных документах, основных собственниках, их доле в капитале предприятия, структуре капитала и способах его формирования.

В разделе 10 «Оценка рисков и управление ими» определяют вероятные риски и потери от них.

В разделе И «Финансовый план» показывают ожидаемые финансовые результаты, предполагаемые объемы продаж, выручки от реализации продукции, доходов и расходов, формирование прибыли

Раздел 12 «Стратегия финансирования» включает потребность в финансовых ресурсах и содержит информацию о денежных средствах, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности, источниках и форме их получения, сроках полного возврата и размере доходов инвесторов.

В приложении размещают вспомогательные материалы, расчетные таблицы и дру1ую дополнительную информацию.

Контрольные вопросы по теме 8

1. В чем сущность перспективного планирования?

2. Какие задачи решает перспективное планирование?

3. Какие виды перспективных планов составляют на сельскохозяйственных предприятиях?

4. Что собой представляет годовой производственно-финансовый план?

5. Какие основные разделы включает в себя план производственно-финансовой деятельности с.-х. предприятия?

6. Каково назначение бизнес-плана?

7. Сформулируйте основные принципы бизнес-планирования.

8. Какие задачи бизнес-планирования вы знаете?

9. В чем состоит содержание основных функций бизнес-планирования?

10.Какова структура бизнес-плана?

Список литературы по теме 8

1. Яковлев Б. И., Яковлев В. Б. Организация производства ипредпринимательство в АПК. — М: Колос, 2004. — 387 с.

2. Организация сельскохозяйственного производства. Ф. К. Шакиров. — М.: Колос, 2003. — 206 с.

3. Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия: Курс лекций. — М.:

ИНФРА-М, 2002. — С. 148-158.




Предыдущий:

Следующий: