уч.практика.экономика


Образец ход выполнения практики

Кафедра экономики и финансов

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УВР

_____________________ Шачнев С.А.

«___»___________201_г.

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

экономической

Направление подготовки: 080100«Экономика»

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Брянск 2011г.

СОДЕРЖАНИЕ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ3

Характеристика профессиональной деятельности бакалавров3

Цели учебной практики4

Задачи учебной практики4

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ5

Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебной практики5

Базы практики5

Рабочие места студентов6

Руководство практикой6

Права и обязанности студентов-практикантов.9

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОХОЖДЕНИЮ ПРАКТИКИ10

Сроки и продолжительность практики10

Структура и содержание учебной практики11

Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на учебной практике12

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на учебной практике12

Формы промежуточной аттестации (по итогам практики)13

Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики14

ПРИЛОЖЕНИЯ16

Образец оформления титульного листа16

Образец оформления плана практики17

Образец дневника прохождения практики18

Образец хода выполнения практики19

Образец отзыва о работе студента по месту прохождения практики20

Анкета для самооценки студента по итогам прохождения практики22

Образец рецензии руководителя практики от кафедры на отчет о прохождении практики24

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Характеристика профессиональной деятельности бакалавров по направлению «Экономика».



Область профессиональной деятельности бакалавров включает:

экономические, финансовые, маркетинговые, производственно – экономические и аналитические службы организаций различных отраслей, сфер и форм собственности;

финансовые, кредитные и страховые учреждения;

органы государственной и муниципальной власти.

Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:

поведение хозяйствующих агентов, их затраты и результаты;

функционирующие рынки;

финансовые и информационные потоки;

производственные процессы.

Виды профессиональной деятельности бакалавров:

расчетно-экономическая,

аналитическая,

организационно-управленческая.

Задачи профессиональной деятельности бакалавров

а) расчетно-экономическая деятельность:

-подготовка исходных данных для проведения расчетов экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;

-проведение расчетов экономических и социально-экономических показателей на основе типовых методик с учетом действующей нормативно-правовой базы;

-разработка экономических разделов планов предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств;

б) аналитическая деятельность:

-поиск информации по полученному заданию, сбор и анализ данных, необходимых для проведения конкретных экономических расчетов;

-обработка массивов экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализ, оценка, интерпретация полученных результатов и обоснование выводов;

-построение стандартных теоретических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к области профессиональной деятельности, анализ и интерпретация полученных результатов;

-анализ и интерпретация показателей, характеризующих социально-экономические процессы и явления на микро- и макро- уровне как в России, так и за рубежом;

-подготовка информационных обзоров, аналитических отчетов;

-проведение статистических обследований, опросов, анкетирования и первичная обработка их результатов;

-участие в разработке проектных решений в области профессиональной деятельности, подготовке предложений и мероприятий по реализации разработанных проектов и программ;

в) организационно-управленческая деятельность:

-участие в разработке вариантов управленческих решений, обосновании их выбора на основе критериев социально-экономической эффективности с учетом рисков и возможных социально-экономических последствий принимаемых решений;

-организация выполнения порученного этапа работы;

-оперативное управление малыми коллективами и группами, сформированными для реализации конкретного экономического проекта;

-участие в подготовке и принятии решений по вопросам организации управления и совершенствования деятельности экономических служб и подразделений предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств с учетом правовых, административных и других ограничений.

Цели учебной практики.

Цель учебной экономической практики — закрепление знаний по дисциплинам общепрофессиональной и специальной подготовки, формирование навыков использования научного и методического аппарата этих дисциплин, полученного при теоретическом обучении, для решения комплексных экономических (в том числе расчетных) задач, приобретение практических профессионально необходимых навыков самостоятельной работы по важнейшим направлениям деятельности бакалавра экономики и экономиста по труду.

Задачами учебной практики являются:

- развитие у студентов комплексного системного экономического мышления;

- закрепление общих представлений студентов о принципах и законах функционирования рыночной экономики, знаний по дисциплинам общепрофессиональной и специальной подготовки;

- ознакомление со специфическими особенностями экономического анализа;

- раскрытие прикладного характера рассматриваемых в учебных дисциплинах базовых категорий;

- закрепление навыков расчета наиболее важных экономических показателей;

- решение комплексных экономических задач междисциплинарного характера;

- формирование практических навыков самостоятельной работы, навыков самостоятельного формулирования выводов, полученных по результатам собственных расчетов;

- развитие навыков презентации и защиты результатов выполняемой работы;

- освоение работы с разнообразными источниками информации.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ

Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебной практики.

В результате прохождения данной учебной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, общекультурные и профессиональные компетенции:

-владеть культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

-уметь использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;

-быть способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

- уметь собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;

- осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;

- быть способным анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей;

- используя отечественные и зарубежные источники информации, уметь собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет;

- быть способным использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии.

Базы практики

Администрация Филиала заключает договоры с предприятиями, учреждениями и организациями, в соответствии с которыми организации, являющиеся базами практики независимо от организационно-правовых форм, обязаны предоставлять места для прохождения практики студентов Филиала. Выбор базы практики определяется темой курсовой работы, дипломного проекта.

Местами прохождения практики могут быть:

финансовые органы;

подразделения Федеральной налоговой службы;

подразделения Федерального казначейства;

подразделения Федеральной таможенной службы;

подразделения Федеральной службы государственной статистики;

подразделения Федеральной службы финансово-бюджетного надзора;

территориальные отделения государственных внебюджетных фондов Российской федерации – Пенсионного фонда, Фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования;

экономические службы исполнительных органов власти;

учреждения Главного Управления Банка России и коммерческих банков;

небанковские кредитные организации (брокерские и дилерские фирмы, инвестиционные и финансовые компании, пенсионные фонды, кредитные союзы, лизинговые и страховые компании);

финансово-экономические службы предприятий, учреждений и организаций.

Рабочие места студентов

Рабочее место практиканта должно быть организовано в экономических, финансовых отделах, оснащено компьютерной техникой. Практикант должен иметь доступ к информационной ресурсам организации, статистической отчетности, аналитическому материалу. При наличии вакантных должностей в организации, являющейся базой практики, студенты могут зачисляться на них в качестве дублеров. Замещение (дублирование) должностей способствует приобретению студентами практических умений и навыков профессиональной деятельности.

Практикант может работать помощником экономиста, финансиста, работника планового отдела, отдела труда и заработной платы и других экономических работников.

Руководство практикой

Обязанности кафедры, ответственной за организацию практики.

Общее организационно-методическое руководство практикой студентов по направлению подготовки 080100 – Экономика осуществляет непосредственно выпускающая кафедра.

Непосредственное руководство и практическую работу по организации учебной практики осуществляет преподаватель, назначаемый приказом директора Филиала в качестве руководителя практики от кафедры.

Руководство практикой от кафедры предполагает выполнение следующих функций:

-распределение студентов по базам практик и подготовка приказа о распределении студентов на практику;

- обеспечение соответствия содержания практики учебным планам и программам, согласование программ практики с предприятиями-базами практики;

- назначение руководителей практики из числа профессорско-преподавательского состава;

перед началом практики подготовка и проведение со студентами организационного собрания (установочной конференции) для разъяснения основных положений программы практики; ее актуальности, целей и задач, содержания, порядка организации и проведения, выполнения предусмотренных заданий, оформления необходимой документации;

обеспечение студентов необходимой документацией (дневник практики, индивидуальный план, индивидуальное задание) и готовит письма о направлении студентов на практику на имя руководителей организаций – баз практики;

назначение из числа студентов ответственного за практику в группе, а также ответственного в группе студентов, проходящих практику в одной организации;

осуществление строгого контроля организации и прохождения практики студентами, соблюдения сроков сдачи документации по практике.

Руководитель практики от кафедры:

участвует в установочной конференции, дает консультации и обеспечивает проведение всех организационных мероприятий перед направлением студентов на практику;

на основе программы практики составляет и выдает студенту индивидуальный план ее прохождения (индивидуальное задание) (для студентов очной формы обучения);

взаимодействует с руководителями практики от организации, обеспечивает высокое качество прохождения практики студентами и строгое соответствие ее учебным планам и программам;

контролирует выполнение студентами правил внутреннего трудового распорядка в организациях — базах практики;

рассматривает документацию и отчеты студентов по практике, дает отзывы об их работе и представляет заведующему кафедрой и руководителю практики от Филиала письменное заключение (отчет) об итогах проведения практики, содержащее замечания и предложения по совершенствованию практической подготовки студентов;

проводит защиту отчетов по практике;

совместно с руководителем практики от Филиала проводит итоговую конференцию, доводит до сведения студентов результаты практики.

Функции предприятия – базы практики и обязанности руководителя практики – представителя предприятия.

Руководство практикой от организации предполагает:

-организацию и проведение практики в соответствии с настоящим учебно-методическим пособием, договором о прохождении практики, программой и индивидуальным планом (заданием) на практику;

-предоставление студентам мест практики, обеспечивающих наибольшую эффективность ее прохождения в соответствии с программой и выполнение полученного индивидуального задания;

-создание необходимых условий для получения студентами в период прохождения практики умений и навыков по специальности;

-проведение обязательного инструктажа по охране труда;

-ответственность за возможные в период практики несчастные случаи;

-соблюдение календарных планов-графиков прохождения практики в строгом соответствии с учебными планами;

-обеспечение и контроль соблюдения студентами правил внутреннего трудового распорядка, установленных в организации, в том числе времени начала и окончания работы;

-предоставление студентам возможности пользоваться имеющейся литературой, технико-экономической, нормативной, отчетной и другого рода документацией;

-оказание помощи студентам в подборе материалов для курсовых и дипломных работ, научных сообщений, докладов на семинарских занятиях.

Руководитель практики от организации, осуществляющий общее руководство практикой студентов:

-подбирает и назначает опытных специалистов в качестве непосредственных руководителей практики в организации;



-совместно с руководителями практики от Филиала и от кафедры организует и контролирует прохождение практики студентов в соответствии с программой, индивидуальным планом (заданием) и утвержденным графиком;

-контролирует соблюдение студентами производственной дисциплины и сообщает руководству практики от Филиала и от кафедры обо всех случаях нарушения студентами правил внутреннего трудового распорядка;

-осуществляет учет рабочего времени и посещаемости студентов, организует совместно с руководителем практики от кафедры перемещение студентов по рабочим местам.

Непосредственный руководитель практики студентов в организации:

работает в тесном контакте с руководителем практики от кафедры, организует непосредственное прохождение практики закрепленных за ним студентов;

-знакомит студентов с организацией работ на конкретном рабочем месте, содержанием и видами операций;

выдает студенту индивидуальное задание по профилю направления подготовки (ежедневно или на весь период практики);

осуществляет постоянный контроль за работой студентов-практикантов, помогает правильно выполнить задания, знакомит с методами работы и консультирует по организационным и производственным вопросам;

-проводит ежедневное собеседование со студентами на рабочем месте и делает соответствующие отметки в дневнике практики о степени усвоения теоретического материала и приобретения практических навыков;

-дает необходимые указания относительно дальнейшей работы студента;

-оказывает помощь в составлении отчета и сборе данных для курсовой работы;

-отчитывается перед руководством организации о ходе проведения практики;

-готовит производственную характеристику – отзыв от предприятия (организации). Данный отзыв прилагается к отчету о практике или заносится в соответствующий раздел Дневника практики.

Характеристика бакалавра по месту прохождения практики (Приложение 5) должна содержать следующую информацию:

-овладение определенным набором профессиональных компетенций;

-способность к организаторской и управленческой деятельности, к творческому мышлению;

-проявление инициативности и дисциплинированности;

-умение студента работать с законодательными и нормативно-правовыми материалами;

-степень овладения методами анализа экономических ситуаций и явлений;

-оценка личностно-деловых качеств студента-практиканта (трудолюбие, ответственность и прочие, проявленные во время прохождения практики);

-качество выполнения программы практики и индивидуального задания, отношение студента к конкретным видам практической деятельности;

-сведения о должностях, которые замещал (дублировал) студент-практикант, и краткое описание их функциональных обязанностей.

Характеристика прилагается к отчету о прохождении практики, может быть как рукописном виде, так и в виде печатного текста, подписывается руководителем практики от организации, осуществлявшим общее руководство практикой студента, и заверяется печатью организации.

Права и обязанности студентов-практикантов

Права студентов:

обеспеченность рабочим местом;

возможность обращения по всем возникающим проблемам и вопросам к руководителю практики – представителю предприятия и представителю вуза;

возможность доступа к информации, необходимой для выполнения программы практики.

Обязанности студентов:

- перед началом практики студент обязан изучить настоящее учебно-методическое пособие, программу практики, получить индивидуальный план (задание) и письмо-направление на практику;

- принять участие в установочной конференции;

-выполнить программу практики и индивидуальный план (задание) в соответствии с календарным планом-графиком;

-выполнять указания руководителей практики от Филиала, от кафедры и от организации;

-систематически вести дневник практики, отражая в нем сведения о проделанной работе за весь период прохождения практики, и предоставлять его для просмотра руководителю практики от организации;

-исполнять действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка;

-изучить и строго соблюдать правила пожарной безопасности, охраны труда, техники безопасности и промышленной санитарии;

-нести личную ответственность за причиненный организации материальный ущерб;

-собрать и систематизировать материалы, полученные в ходе самостоятельного выполнения работ, составить отчет о прохождении практики в соответствии установленными требованиями;

-своевременно предоставить на кафедру отчет о прохождении практики в соответствии с индивидуальным планом (заданием), дневник практики, характеристику о работе по месту прохождения практики.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОХОЖДЕНИЮ ПРАКТИКИ

Сроки и продолжительность практики

Учебная практика для студентов очной формы обучения проводится на третьем курсе в 5 семестре в течение двух недель, что соответствует 108 единицам. Студент получает в ходе прохождения практики 3 зачетные единицы (кредита).

Студенты заочной формы обучения проходят практику на первом курсе после 2 семестра в межсессионный период. Продолжительность практики составляет 2 недели.

По окончании практики в установленный срок:

1)студенты представляют на кафедру отчетную документацию;

2)организуется защита отчета;

3)проводится итоговая конференция по результатам практики.

Студентам, имеющим стаж практической работы по направлению подготовки не менее 3 лет, по решению кафедры, может быть зачтена учебная практика (на основании Приказа Министерства образования РФ №1154 от 25.03.2003г.). Студентам, имеющим среднее профессиональное образование соответствующего профиля, при освоении образовательных программ по направлению подготовки, по решению кафедры, возможна переаттестация учебной практики.

Для оформления перезачета (переаттестации) по практике студент представляет на кафедру следующие документы:

заявление об освобождении от прохождения учебной практики;

копию трудовой книжки (выписку из трудовой книжки);

производственную характеристику;

копию должностной инструкции.

Структура и содержание учебной практики



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: