тимоп экзамен

21 модульные технологии в правовом обучении.(лекция)

22 информационное обеспечение урока права в современной школе.( что то ничего нет)

23 информационные технологии в обучении правовым дисциплинам.(лекция)

24 проектная технология в обучении праву.

В связи с социально-экономическими изменениями в мире в современном обществе возникла потребность в активных, деятельных людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым условиям, выполнять работу с оптимальными энергозатратами, способных к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию.

Среди наиболее важных качеств современного человека выделяются активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Тем самым на образование возлагается функция, которая бы способствовала развитию самостоятельности и ответственности личности, была бы ориентированна на ее саморазвитие, самообразование, самореализацию.

Следовательно, как справедливо замечают педагоги, необходима смена существующей дидактической парадигмы, ориентированной на традиционное репродуктивное обучение, за счет изменения форм и методов обучения, его индивидуализации, увеличения комплекса новейших технических средств, широкого применения новых технологий обучения. Причем акцент ставится на более активные виды самостоятельной индивидуальной работы.

Самостоятельная работа выделяется как непременный элемент образовательного процесса многими современными образовательными технологиями (знаково-контекстное, активное, проблемное обучение и др.), поскольку самостоятельная учебная деятельность позволяет ликвидировать пробелы в восприятии учебной информации на школьных занятиях; самостоятельная работа раскрывает способности обучаемых, содействует учебной мотивации; самостоятельность в действиях позволяет перейти от уровня «репродукции» к уровню «умений» и «творчества» как критериев знаний.

Самостоятельная работа способствует развитию навыков и умений, относящихся к организации собственной работы. Это планирование своей деятельности, реалистическое восприятие своих возможностей, умение работать с информацией, что особенно важно в связи с интенсивным ростом объема научно-технической информации и быстрым обновлением знаний.

В узком смысле слова самостоятельная работа — самостоятельное выполнение обучаемым определенных заданий, которое осуществляется как в школьное, так и во внешкольное время в различных формах: письменной, устной, индивидуальной, групповой или фронтальной. Самостоятельная работа является одним из важнейших элементов познавательной деятельности учащихся; стимулирует работоспособность, повышает прочность знаний.

В более широком смысле слова самостоятельная работа — универсальный способ образовательной деятельности обучающегося, который связан не столько с усвоением суммы знаний, сколько с расширением границ восприятия и осмысления человеком мира и самого себя.

Главными условиями правильной организации самостоятельной работы учащегося можно назвать следующие:

- обязательное планирование самостоятельных занятий;

- серьезная работа над учебным материалом;

- систематичность самих занятий;

- самоконтроль.

Не менее значимым является создание педагогических условий, при соблюдении которых самостоятельная работа может быть более плодотворной и эффективной:

1) наличие у учащегося положительной мотивации;

2) четкая постановка познавательных задач и пояснение способа их выполнения;

3) определение преподавателем форм отчетности, объема работы, срока сдачи;

4) определение видов консультационной помощи и критерия оценок;

5) осознание учащимся полученного нового знания как личностной ценности.

Самостоятельная работа всегда является эффективным видом учебной деятельности при условии умелого руководства со стороны преподавателя. Становление творческой личности обучаемого осуществляется в тесном контакте с творческой деятельностью педагога. В связи с этим очень важно сформировать у учащихся творческий подход к изучаемому предмету, стимулировать творческое отношение к овладению знаниями и систематически пополнять эти знания через самостоятельную работу.

Задача педагога — дать нужное направление творческому мышлению учащегося, стимулировать творческий поиск, создавая соответствующие ситуации и условия, дать толчок к систематическому исследованию, анализу, поиску новых, своих собственных путей решения той или иной проблемы. Правильно сформулированные цели и задачи способствуют развитию творческого мышления.

В этой связи все большее внимание привлекает  метод проектов.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА.

Личностная ориентация педагогического процесса невозможна без изменения образовательных технологий. Образовательная технология должна способствовать раскрытию субъектного опыта ученика: формированию личностно значимых для него способов учебной работы; овладению умениями самообразования. Этим требованиям отвечают педагогические технологии практической направленности Джона Дьюи. Они в совокупности с изучаемыми информационными технологиями и современной информсредой школы обеспечивают деятельностный подход к обучению, позволяющий быстрее и легче реализовать сверхзадачуперевод обучающегося в режим саморазвития.

Дьюи рассматривал метод проектов как универсальный метод в школьной практике. Но наиболее рациональным предлагается рассматривать этот метод в сочетании с традиционными методами в качестве дополняющего элемента в организации самостоятельной работы ученика в развитой информационной среде.

Организованный учебный процесс все в большей степени превращается в процесс самообучения: обучаемый сам выбирает образовательную траекторию в детально разработанной и умело организованной учебной среде. Работая в составе мини-бригады по созданию курсового проекта, обучающийся не только приобретает опыт социального взаимодействия в творческом коллективе единомышленников, но и использует полученные знания в своей деятельности, интериозировав (присвоив) их, обозначив тем самым свое становление субъектом познания, развивая в совокупности все стороны личностного «Я» в конкретной деятельности.

Такая форма организации обучения позволяет повысить эффективность обучения. Она обеспечивает систему действенных обратных связей, что способствует развитию личности, самореализации не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в разработке курсового проекта.

Карл Фрей выделяет 17 отличительных черт проектного метода, среди которых наиболее значимы следующие:

- участники проекта подхватывают проектную инициативу от кого-либо из жизни;

- участники проекта договариваются друг с другом о форме обучения;

- участники проекта развивают проектную инициативу и доводят ее до сведения всех;

 - участники проекта организуют себя на дело;

 - участники проекта информируют друг друга о ходе работы;

 - участники проекта вступают в дискуссии.

Все это говорит о том, что под проектным методом имеется в виду система взаимодействий педагога и учащихся.

Н.Г. Чернилова рассматривает проектное обучение как развивающее, базирующееся «на последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний». Это определение относится ею к проектному обучению как типу развивающего обучения.

Следует отметить, что переводить полностью весь образовательный процесс на проектное обучение нецелесообразно.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

развивают системное мышление.

25 Интегративный урок по праву: методика разработки и проведения.

В.Фоменко выделил виды межпредметной интеграции

по способу развертывания содержания во времени. Она может

быть ≪вертикальной≫, при которой логические и временные от-

ношения не совпадают, и ≪горизонтальной≫, когда то же содер-

жание выводится на один временной уровень.

Межпредметная интеграция может тесно сочетаться и с внут-

рипредметной интеграцией, образуя единое научное поле. Внут-

рипредметная интеграция направлена, прежде всего, на

• спрессовывание≫ материала в крупные блоки.

В.Т. Фоменко тонко заметил, что характерные для совре-

менного образования процессы гуманизации, информатизации,

экологизации, регионализации — не что иное, как интеграци-

онные процессы.

Обобщая изложенное выше, можно выделить следующие

варианты функционирования учебного процесса на интегратив-

ной основе:

1. Интегрированный курс формируется из содержания пред-

метов, входящих в одну и ту же образовательную область. При

этом удельный вес содержания одного предмета не превалирует

над содержанием другого; обе научные дисциплины выступают

на паритетных началах.

2. Интегрированный курс создается из содержания дисцип-

лин, входящих в одну и ту же образовательную область или

один и тот же образовательный блок, но на базе преимуще-

ственно какой-то одной предметной области.

3. Интегрированный курс создается из содержания дисцип-

лин, входящих в различные, но близкие образовательные обла-

сти и выступающих ≪на равных≫.

4. Интегрированный курс создается на основе дисциплин

из близких образовательных областей, но один предмет сохра-

няет свою специфику, а другие выступают в качестве вспомо-

гательной основы.

5. В интегративной связи находятся предметы взаимно уда-

ленных образовательных областей и блоков, что присуще чаще

всего вариативной части учебного плана и базируется на си-

мультанном мышлении.

6. ≪Преломление≫ общеобразовательной дисциплины через

призму специфики школы (в профильных школах).

Построение учебного процесса на интегративной основе не

ограничивается интегрированными курсами. Интегрированные

курсы —это высшая стадия ≪срастания≫ учебных дисциплин.

Однако интеграция может иметь и эпизодический характер, и

неглубокую степень выраженности.

Технология разработки класса межпредметных познаватель-

ных задач предполагает предварительное вычленение сквозных

межпредметных идей, в соответствии с каждой из которых и

составляются задачи.

Межпредметные познавательные задачи —академическая

структура организации учебной деятельности учащихся. Ситу-

ативные методы обучения обеспечивают нередко более естествен-

ное течение познавательных процессов, а как интегрирующее

средство обладают большими возможностями.

26 методическое обеспечение самостоятельной работы на уроке права.

Методы самостоятельной работы учащихся по осмыс-

лению и усвоению нового материала

Наряду с устным изложением материала учителем значи-

тельное место в учебном процессе обучения занимают методы

самостоятельной работы учащихся по восприятию и осмысле-

нию новых знаний. Это очень важные методы. К.Д. Ушинский,

например, считал, что только самостоятельная работа создает

условия для глубокого овладения знаниями и развития мыш-

ления учащихся.

По мнению Б.П. Есипова, ≪самостоятельная работа учащих-

ся, включаемая в процесс обучения, — это такая работа, кото-

рая выполняется без непосредственного участия учителя, но по

его заданию в специально предоставленное для этого время;

при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть постав-

ленной в задании цели, проявляя свои усилия и выражая в той

или иной форме результаты своих умственных и физических

(или тех и других вместе) действий≫.

Работа с учебником по осмыслению и усвоению новых зна-

ний заключается в том, что овладение новыми знаниями осу-

ществляется самостоятельно каждым учеником путем вдумчи-

вого изучения материала по книге и осмысления содержащих-

ся в ней фактов, примеров и вытекающих из них теоретических

обобщений (правил, выводов, законов).

Чтобы работа с учебником на уроке давала обучающий эф-

фект, учителю необходимо соблюдать следующие требования:

• Прежде всего, существенное значение имеет правильный

выбор материала (темы) для самостоятельного изучения по учеб-

нику на уроке. Известно, что не всякий вопрос учащиеся могут

освоить самостоятельно без обстоятельного объяснения его учи-

телем. Таким образом, соблюдение принципа доступности обу-

чения является одним из условий правильной организации са-

мостоятельной работы учащихся с учебником с целью овладе-

ния новым материалом.

• В процессе занятий учителю нужно наблюдать за ходом

самостоятельной работы учащихся, задавать некоторым из них

вопросы, чтобы выяснить, как они понимают изучаемый мате-

риал. Если некоторые из них будут встречаться с затруднения-

ми, необходимо помочь им разобраться в йепонятных положе-

ниях.

• Серьезное внимание следует обращать на формирование

у школьников умения самостоятельно осмысливать и усваи-

вать новый материал по учебнику.

• Нередко самостоятельной работе с учебником может

предшествовать демонстрация опытов и наглядных пособий с

целью создания на занятии проблемной ситуации и стимулиро-

вания учащихся к более вдумчивому осмыслению изучаемого

материала.

• Изучение нового материала по учебнику нередко прово-

дится в форме выборочного чтения отдельных мест с целью

самостоятельного усвоения вопросов описательного характера.

В таком случае изложение материала учителем чередуется с

работой учащихся над учебником. • При изучении нового материала нередко возникает не-

обходимость обратиться к краткому воспроизведению пройден-

ных ранее тем. Основным методом в таких случаях, как прави-

ло, выступает устный опрос. Однако зачастую он не дает жела-

емого эффекта, так как многие учащиеся не всегда могут

вспомнить и воспроизвести пройденный материал. В таких слу-

чаях лучше использовать самостоятельную работу с учебниками.

• Работа с учебником ни в коем случае не должна занимать

весь урок. Ее необходимо совмещать с другими формами и ме-

тодами обучения. Так, после работы с учебником обязательно

нужно проверять качество усвоения изучаемого материала, да-

вать упражнения, связанные с выработкой умений и навыков и

дальнейшим углублением знаний учащихся. А беседуя с учени-

ком, не забудьте ему задать два вопроса: ≪Помогает ли тебе учеб-

ник стать человеком?≫, ≪Стать лучшим человеком?≫.

Приведенные примеры показывают, что самостоятельная ра-

бота учащихся с учебником по усвоению нового материала как

метод обучения требует от учителя хорошего знания и практи-

ческого овладения разнообразными приемами ее организации.

27 использование задач и заданий в преподавании права.(лекция)

28 методика работы с юридическими документами.(лекция)

29 методика работы с понятиями и определениями на уроке права.(лекция)

30 межпредметные и внутрипредметные связи в преподавании права.

Современная система школьного образования предполагает различные варианты изучения правовых вопросов, среди которых важную роль играет интегративный и модульный подход. В первом случае рассмотрение правовых вопросов осуществляется в рамках курса «Обществознание», нацеленного на комплексное изучение основополагающих понятий политологии, культурологии, философии, экономики, этики, а также права. В другом случае обучаемые имеют возможность более основательно проникнуть именно вглубь важных вопросов юриспруденции, изучая отдельные правовые курсы (они называются «модули»). Общеизвестно, что в системе школьного образования мы не готовим профессионалов в области права, а потому задача учителя заключается в том, чтобы системой грамотных методических приемов обучить ребенка важным умениям правильного поведения в правовой сфере, соприкоснувшись с основами отдельных наук.

Обучение современного школьника в образовательном учреждении носит системный характер, а это значит, что выстраивание различных учебных курсов, которые предлагаются ребятам для изучения, должно осуществляться логично, при наличии определенной взаимосвязи друг с другом.

Межпредметные связи в правовом обучении проявляются в виде:

— установления взаимосвязей разных учебных курсов по содержательным аспектам (в том числе между изучаемыми явлениями, событиями, фактами); —

проведения взаимосогласованных форм учебной работы; —

установления преемственности в формировании умений и

навыков деятельности.

Являясь продуктом духовной сферы человеческой деятельности, право с давних времен выполняло важную функцию регулирования общественных отношений, оказывая влияние на многочисленные области человеческой жизни. Уже этот факт дает достаточно веские основания для возможности организации многочисленных форм установления межпредметных связей. Знания, которыми обладают ученики, следует непременно использовать при рассмотрении новых тем правового курса. Учитель права должен быть хорошо осведомлен в тех проблемах, которые изучают его ученики по другим предметам гуманитарного цикла, таким как история, обществознание, биология, экономика. Здесь используется прием актуализации знаний, который может быть выражен постановкой серии вопросов типа: «Вспомни, что представляли собой..», «Какие события происходили в этот период?» или «Какие исторические факты могут подтвердить твою позицию?» В других случаях межпредметные связи могут устанавливаться в процессе организации мотивационных установок (это приемы формирования устойчивых интересов учеников к курсу) на изучение правовых вопросов.

Вот пример практического осуществления межпредметных связей права и истории.

Группа обучаемых получает задание: подготовить рассказ о правовой системе России середины XIX в., вспомнить о событиях, которые потрясли мир и Россию и были связаны с убийством императора государства Александра II92. Учебное занятие начинаем с описания указанных событий. Об этих исторических фактах ученики узнают из курса истории. Желательно, чтобы рассказы ребят были интересными, эмоциональными. Прослушав их и актуализировав имеющиеся знания, преподаватель делит класс обучаемых на три минигруппы. Первая получает задание — в течение пяти минут подготовить сильные аргументы в защиту смертной казни тем народовольцам, которые приняли участие в убийстве императора.

Вторая группа получает задание — за этот же период подготовить три сильных контраргумен- та в защиту помилования этим людям. Третья группа выступает в роли сторонников Александра III, его советников. Они должны сформулировать три главных цели, которые может поставить перед собой царь, чтобы выйти из создавшегося положения и выработать стратегию и тактику дальнейшего поведения, решив окончательно вопрос о судьбе народовольцев.

После пяти минут обсуждения по группам их представителям предлагается защитить выработанные совместными усилиями точки зрения и обосновать свою позицию. Затем выслушивается мнение советников царя о том, чей аргумент был наиболее убедительным, какие аргументы можно улучшить. Далее высказываются «советники императора». Для продолжения обсуждения в классе (возможно использовать прием фронтальной работы) выписываются на доске отдельные вопросы типа: —

Какими ценностями руководствовались революционеры, убивая царя? Могут ли эти идеи оправдать убийство? —

Могут ли быть разными нормы морали, религии, политики в одном государстве по поводу одного и того же вопроса? —

Может ли действие быть законным, но противоречащим морали? Может ли действие быть нравственно правильным, но противозаконным?

В конце обсуждения следует воспроизвести реальные исторические факты разрешения проблемы. Преподаватель с помощью обучаемых рассказывает, что Александр III не помиловал цареубийц. Он даже не ответил на письма, написанные ему великим русским философом Соловьевым и великим русским писателем Л. Толстым, а лишь «повелел, чтобы г. Соловьеву было сделано внушение за неуместные суждения, высказанные им в публичной лекции», а графу Толстому велел сказать, «что, если б покушение было на него самого, он мог бы простить, но убийц отца он не имеет права простить».

Таким образом, обучаемые осмысливают сущность тех нравственных установок, традиций и обычаев, которые господствовали в обществе. В понимании учеников закрепляются представления о разных социальных нормах общества.

Межпредметные связи могут быть установлены и с экономическими курсами. Так, изучая в правовом курсе блок вопросов о предпринимательстве, ученики могут вспомнить об особенностях рыночной экономики, действии закона спроса и предложения. Интеграция экономико-правовых знаний особенно актуальна в современной системе преподавания обществознания.

Правовые и экономические понятия взаимосогласуются при изучении таких блоков вопросов, как «трудовая деятельность», «потребность», «производство». Разъясняя особенности правового статуса наемного работника, учитель права делает акцент на вопросах правового регулирования взаимоотношений работника и работодателя. Однако осознать полно эти правила невозможно без знаний экономической основы общественного производства, понимания рынка труда, рабочей силы и проч. Возьмем для примера другую ситуацию: изучение вопросов потребления в экономическом смысле. Вновь здесь не обойтись без правового контекста. Всем известно, что и в этой сфере появляется немало противоречий, разрешить которые способно лишь право.

Реализация межпредметных связей может осуществляться как по горизонтали (речь идет о необходимости учитывать содержание учебных курсов, которые изучаются в параллель с основными), так и по вертикали (когда в каждом образовательном учреждении устанавливаются свои особенности изучения правовых курсов с первого, предположим, класса до 11 (12)).

Межпредметные связи могут устанавливаться путем создания определенной системы методических приемов, которые весьма результативно используются при изучении разных учебных курсов. Так, предположим, проведение деловых игр и использование интерактивных технологий в обучении детей может «объединять» процесс рассмотрения тем разных курсов. Дети, обученные работать в определенном режиме познания окружающей действительности, добиваются хороших результатов в обучении праву.

Большинство специалистов93 выделяют устоявшиеся в методике обучения пути осуществления межпредметных связей. Среди них выделяют следующие: —

учет учителем уже имеющегося багажа знаний обучаемых при использовании разновариантных методов проведения учебного занятия; —

воспроизведение уже знакомой информации (главного) в логической связи с содержанием конкретного урока по праву. На имеющуюся базу знаний учитель предлагает наложить новую информацию.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: